Программа по духовно - нравственному воспитанию дошкольников
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
Применение программы в практической деятельности позволит обеспечить постепенное воспитание у ребёнка ясного понимания вещей окружающего мира, возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
1. | Наименование Программы | «Откроем в сердце двери» |
2. | Основание для разработки Программы | Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением правительства РФ от 27.10. 2011 № 2562. |
3 | Основные разработчики Программы | Педагог-организатор Куликова Ирина Петровна |
4 | Основная цель Программы | Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им. |
5 | Основные задачи Программы |
|
7 | Срок реализации Программы | Программа рассчитана на учебный год. |
8 | Структура программы |
|
9 | Исполнители Программы | Администрация МДОУ «Д/С №21 «Гнёздышко» Педагогический коллектив МДОУ «Д/С №21 «Гнёздышко» Воспитанники МДОУ «Д/С №21 «Гнёздышко». |
10 | Ожидаемые результаты Программы | Применение программы в практической деятельности позволит обеспечить постепенное воспитание у ребёнка ясного понимания вещей окружающего мира, возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. |
Пояснительная записка.
Не нашли к сердцу дверей, вот и получайте зверей.
Иоанн Кронштадский.
В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы,
мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию;
ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие,
чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,
сознание жизни, смерти и бессмертия…
Ш. А. Амонашвили
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада.
На основе анализа теоретических положений мы рассматриваем духовное развитие дошкольника как становление в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:
1) идеальная потребность в познании мира;
2) соц. потребность – жить, действовать для других.
Причем первая из этих потребностей определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широко смысле) является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания.
Со второй потребностью связано такое личностное качество, как душевность. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества в дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности, ответственности.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций сформирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
В программе по духовно – нравственному воспитанию прослеживается несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые, прогулки, экскурсии).
3. Культурно-познавательное (встречи с интересными людьми, целевые прогулки, экскурсии, концерты).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Программа составлена для детей старшей группы. Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.
Программа не ведет к увеличению учебной нагрузки на детей. Она может реализоваться через разделы примерной программы «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой в образовательных областях:труд,познание, музыка и как дополнение к любой программе к разделу «Социально – нравственное развитие».
Программа строится на принципах:
- культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);
- принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
- принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты.
- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.
Цель:
Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Задачи:
- Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
- Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Содержание программы.
Содержание программы включает два раздела:
разделы | задачи |
Познай себя | 1.Обучить детей правилам семейного этикета, показать связь правил внутрисемейных отношений, их нравственную и эстетическую основу. 2. Помочь детям познать такие явления, как коллектив, родина, страна, мир. |
Познай окружающий мир | 1. Показать детям удивительный мир казачьей культуры. 2. Помочь детям осознать себя личностью, чувствовать духовную связь со своими предками – казаками. |
Первый раздел программы «Познай себя» вводит дошкольников в самопознание. Они осмысливают и понимают самих себя, вырабатывают умения выражать свои эмоции, сопоставлять личные черты характера и воспитание в себе доброжелательности и сочувствия. Успешному выполнению этих задач способствует восприятие дошкольниками нравственных ценностей через игровую деятельность. Полученные знания позволяют детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки этикетного поведения будут способствовать формированию у дошкольников доброты. Чуткости, доброжелательности. Поскольку духовно – нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей, то данный раздел включает развитие оценочной сферы личности с опорой на эмоции и целенаправленное культивирование чувств. Основное внимание уделено: развитию коммуникативных умений и навыков (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и других, взаимодействовать), умение строить равноправные, добрые взаимоотношения со сверстниками; умение настраивать себя на позитивный лад, выражать свои чувства и распознавать чувства других; развитию социальной активности. Методические приемы направлены на формирование и развитие умений детей любить друг друга, прощать, проявлять снисходительность, терпимость, благородство. В результате совместной творческой работы дети научаться видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих людей, поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам, подражать хорошим манерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку вырабатывать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт личности.
Содержание второго раздела программы «Познай окружающий мир» ориентировано на формирование ориентации дошкольников на духовно – нравственные ценности, воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания. В программе данного раздела предусмотрено приобщение дошкольников к казачьему фольклору, обращаясь к народности, к казачеству, дети через православные праздники, народную песню, сказку, игру знакомятся с понятиями: вера, надежда, любовь. Высокой ступенью духовно – нравственного развития личности – принятие детьми традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни родного села. Через семью, друзей, окружающую среду и социальное окружение наполняются понятия «семья, род, народ». Казачество и православие не отделимы, вот почему казачья народная культура – одна из форм воспитания духовно – нравственной личности. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.
Раздел включает как теоретический блок, так и практический. Система духовно – нравственного воспитания детей строиться через приобщения их к культурному наследию своего народа. Из теоретического блока, посвященных общечеловеческим ценностям, дошкольники узнают об обязанностях уважать право другого человека на жизнь, знакомятся с символикой, как государственной, так и малой родины – Раздольное, достопримечательностями родного края. Этот опыт поможет детям научиться жить в гармонии с собой и окружающем миром, сохранять и укреплять свое здоровье, формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе. Эмоциональная насыщенность занятий обеспечивается использованием практического блока – экскурсий, проведение различных праздников. «Подлинные встречи» с культурным наследием села помогут раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать некоторые оценки и суждения.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
- Система организованных образовательных областей (познание, музыкальное развитие, изобразительное творчество) ;
- Работа вне занятий (беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми);
- Массовые театрализованные праздники и развлечения.
Учебные занятия проводятся раз в месяц продолжительностью 25 минут. Количество занятий в год – 9.
Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаемдетям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
- чтенияпедагогом рассказовоб иконах православных праздников;
- наблюдений;
- показа сказок (детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по селу, целевых прогулок в храм «Успения пресвятой Богородицы» села Раздольного;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же праздников;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Принцип духовно-нравственного воспитания.
- Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).
- Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
- Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
- Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям региона).
- Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Предполагаемая программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.
- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
- Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями
Сентябрь
Тема | |
1. | Составление календаря дней рождений и именин. Праздник осенних именинников Цель: формировать у детей навыки социокультурного взаимодействия; развивать монологическую и диалогическую речь; учить радовать друг друга и радоваться задругих, дать представления о роли в жизни человека Ангела-Хранителя и святого небесного покровителя; познакомить детей с традицией празднования именин. |
2. | Вечерние посиделки с родителями «На Воздвиженье первая барыня – капуста» Цель: закреплять знания детей о православном празднике Воздвиженье; познакомить, с казачьим обычаем делать заготовки на зиму из капусты, с подвижными играми; развивать ловкость, быстроту, умение переключаться с одного вида деятельности на другой; расширять словарь, упражнять в образовании прилагательных от существительных, развивать речевое дыхание и голос; воспитывать интерес к казачьему быту, взаимопомощь,упражнять детей в совместном творчестве с родителями с различным природным материалом (яблоко, груша); формировать желание к творческому труду; развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение; обогащать словарь прилагательными; воспитывать доброжелательность, бережное отношение к природе. |
Октябрь
Тема | |
1. | Праздник «Осенины» Цель: продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к народной музыке и устному народному творчеству; создавать условия для развития индивидуальных способностей детей; закрепить знания детей о характерных признаках осени родного края; развивать общую и мелкую моторику, воспитывать уважение к культуре нашего народа. |
2. | Беседа с родителями «Покров Пресвятой Богородицы» Цель: учить понимать связь душевных переживаний человека с явлениями и состоянием природы – Божьего мира; формировать эстетический вкус и любовьк художественному слову; развивать умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею; развивать способность создавать художественные образы в творческих работах; продолжать развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, силу и длительность речевого выдоха, совершенствовать навык ведения диалога; воспитывать у родителей и детей любовь к Родине и родной природе, продолжать учить использовать природный, бросовый материал при изготовлении поделок, закрепить знания об особенностях этого материала, развивать фантазию; развивать мелкую моторику, расширять словарь, упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; воспитывать желание сделать совместную поделку для близкого человека, друга. |
Ноябрь
Тема | |
1. | Занятие «Народные промыслы» Цель: познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; активизировать словарь, упражнять в согласовании существительных с прилагательными; воспитывать любовь и бережное отношение к казачьей культуре и традициям русского народа. |
2. | Развлечение для матерей «День Матери» Цель: развивать духовно – нравственный потенциала дошкольников; упражнять в подборе однородных определений к существительному, продолжать развивать общую и мелкую моторику, память, внимание; воспитывать любовь и уважение к матери, нравственных качеств личности, создание благоприятных условий для формирования духовных ценностей. |
Декабрь
Тема | |
1. | Творческая мастерская «Добрый Ангел» Цель: учить детей создавать образ ангела по образцу, сделанному воспитателем, добиваться выразительности в образе, развивать способность видеть в реальных событиях духовный смысл; упражнять в подборе синонимов, в составлении разных типов предложений; продолжать развивать образные представления, воображение.закреплять представления детей о творении мира Богом; содействовать формированию и уточнению представлений детей о мире невидимом – ангельском, о связи мира невидимого и видимого мира; активизировать словарь детей; развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать навык ведения диалога. |
2. | Праздник совместно с родителями «Новый год» Цель: вызывать эмоционально – положительное отношение к празднику, приобщать детей к всенародному веселью; продолжать развивать речевое дыхание; воспитывать внимание и любовь к окружающим людям, стремление вовремя поздравлять с памятными событиями, приучать активно, участвовать в подготовке и проведении праздников. |
Январь
Тема | |
1. | Творческая мастерская – Изготовление вертепного театра Цель: способствовать эстетическому и этическому развитию ребенка, развитию интеллектуального потенциала; активизировать словарь детей; продолжать развивать воображение, мелкую моторику. : закрепить знания детей об обрядах и обычаях, присущих канону Рождества Христова; познакомить с понятием «Сочельник» - день перед Рождеством Христовым; продолжать рассматривать иллюстрации в книгах на тему Рождество Христово; упражнять в составлении предложений разного типа и описательных рассказов; уточнить понятие «Святки»; вспомнить знакомые колядки. |
2. | Праздник «Рождество Христово» Цель: познакомить детей с повествованием о Рождестве Христовом; содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников; воспитывать желание трудиться для того, чтобы порадоватьблизких; познакомить с традиционным видом рождественского театра – вертепом; продолжать развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, выразительность речи. |
Февраль
Тема | |
1. | Праздник «Хорошо, что мы казаки»» Цель: познакомить детей с происхождением и значением слова «казак», «казачка»; воспитывать отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите; поддерживать в детях желание быть похожими нарусских богатырей; активизировать словарь. |
2. | «День Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» Цель: познакомить родителей с историей праздника, его традициями, народными приметами; обогащать словарный запас, упражнять в заучивании пословиц и поговорок, совершенствовать навык ведения диалога, развивать память,внимание, воображение, творческие способности детей. |
Март
Тема | |
1. | Развлечение «Масленицу встречаем» Цель: закрепить собирательный образ весенних примет; развивать любознательность и активность в познании окружающего мира; упражнять в образовании новых слов; активно употреблять предлоги; воспитывать умение видеть и различать красивое, стремление участвовать в творческой деятельности. |
2. | Беседа родителей со священником «Начался Великий пост» Цель: познакомить детей с назначением православного поста как времени особой собранности и молитвы на пути подготовки к большому празднику;формировать представления о Великом посте как времени подготовки к празднику Пасхи. |
Апрель
Тема | |
1. | Экскурсия в церковь «Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы» Цель: познакомить с архитектурой родной села, с Храмом Успения Пресвятой Богородицы и историей его сооружения; формировать первоначальные представления о святости, любви и доброте, соединяющих человека с Богом и всем миром; сохранять духовно-нравственное здоровье детей; развивать монологическую и диалогическую речь, познакомить детей с событиями праздника Благовещение ПресвятойБогородицы; продолжать знакомить с устным народным творчеством;обогащать словарь детей; упражнять в образовании сложных слов; воспитыватьлюбовь к русской природе. |
2. | Совместная творческая мастерская с родителями «Пасхальное яичко» Цель: учить самостоятельно, придумывать узор из вырезанных детьми деталей; развивать логическое мышление, чувство ритма и цвета; вызывать чувство радости от результата совместного труда и от возможности сделать подарок родным; развивать общую и мелкую моторику; воспитывать любовь к народным праздникам, уважение к традициям, самостоятельность. |
Май
Тема | |
1. | Беседа «Трудом красен человек» Цель: познакомить дошкольников с элементами казачьего костюма, предметами народного быта; упражнять в согласовании местоименийс существительными в роде, числе, падеже; совершенствовать ведение диалога; воспитывать любовь и бережное отношение к культуре и традициям казачьего народа. |
2. | Семейные посиделки к всемирному дню семьи «Тайны семейного счастья» (икона «Святии царственные мученницы») Цель: обобщить и закрепить представления, полученные детьми на занятиях в течение года; формировать у детей представления о Боге; познакомить с всемирным днём семьи и особенностями его празднования; активизировать словарь детей; воспитывать у детей и родителей желание жить на примере жития царской семьи царя Николая и царицы Александры. |
Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до проведения данной программы и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.
При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:
- Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников – «Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры (метод наблюдения)».
Критерии оценки духовно – нравственного развития:
В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их.Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.
Показатели духовно – нравственного развития дошкольников:
1. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
2. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
3. Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
4. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;
5. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
6. Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
7. любознательность - устойчивый интерес к знаниям;
8. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;
9. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;
Уровни развития: высокий, средний, низкий.
- для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок» - Детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки;
- для диагностики эмоционально - нравственного компонента – Методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках»
- для диагностики самооценки старших дошкольников - Методика «Какой Я?».
Критериями развития: адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников.
- для диагностики эмоционально-нравственного развития – методика «Сюжетные картинки» Р.Р.Калининой.
Критерии оценки эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
- для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г.М.Фридмана;
Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников и младших школьников.
У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.
Степень сформированости понятий о нравственных качествах оценивается:
Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.
- диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии»;
В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.
- наблюдение, опрос.
Ожидаемые результаты:
Данный процесс реализации программы будет способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; повышению нравственной культуры дошкольников; осмыслению духовно – нравственных ценностей; развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки старших дошкольников.
Литература:
- Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
- Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
- Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М:1997 г.
- Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. – М.: 2001 г.
- Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I Остров духовной жизни. – М.: 1997 г.
- «Шишкин лес»/журнал, - 06.2011, - № 6.
- Гладких Л.П., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – метод.пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.
- Натаров В.И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.
- Н.Е.Веракса, Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «От рождения до школы». – М.: Мозаика - синтез, 2012 г
- Задушевные беседы /приложение к журналу Дошкольник. Младший школьник.– М., Школьная пресса №5,6 – 2005, №1-3, 2006 г.
- Зацепина Н.Б. Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду – М.; Мозаика-синтез 2008 г.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки – М.; Просвещение 1985 г.
- Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб; Детство – пресс 2009 г.
- Петракова Т.И. Сердечность воспитания //Сборник научных трудов Ответственный редактор кандидат педагогических наук, доцент Андриенко Н.К. Армавир АГПУ 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Тропинка"
для детей детского сада...

Авторская программа по духовно- нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности
"Волшебный мир театра"...
Презентация рабочей программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...

Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дороже всех титулов - доброе сердце»
Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям русской культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа; р...

ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «БЕРЕЧЬ ВСЕ, ЧТО ДЕЛАЕТ НАС РОССИЯНАМИ»
Актуальность программы: воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье - один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Зако...

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель реализации программы: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поставленной цели предусма...
Комментарии
Духовно - нравственное воспитание
Для воспитателей ДОУ