ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
материал

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Одной из важнейших задач образования в дошкольном учреждении является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Ее решение связано с приобщением к мировой и национальной художественной культуре, развитием у них способности видеть красоту окружающего мира, прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства, оценивать их с позиции эстетического содержания, а также формированием умений реализации приобретенного художественно-эстетического опыта в различных видах художественной деятельности. В процессе ознакомления с произведениями искусства возникают эстетические эмоции и переживания, которые могут быть педагогически задействованы в качестве эффективного средства, способствующего обогащению и совершенствованию эстетической культуры личности дошкольника.

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей

Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством.

Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, Указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.

В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект (С.М. Вайнерман, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, А.В. Дубровская, О.П. Карачунская, Т.С. Комарова, О.А. Лебедева).

Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Очень важно во время объяснения задания конкретно раскрыть эстетическое содержание объекта изображения. Причем об элементах прекрасного в объекте или явлении воспитатель должен рассказать в эмоциональной, выразительной форме. Если воспитатель, поставив в качестве натуры для рисунка "ярко окрашенные предметы, проведет их анализ обычным, ровным голосом и не найдет слов, выражающих яркость, красочность, необычность натуры, то эмоции детей по будут затронуты, очи спокойно станут «красить» свои рисунки, не проявляя особого интереса к изображаемому и своей работе.

Для закрепления моральных чувств, углубления эстетических
переживаний необходимо в процессе занятия создать определенный эмоциональный настрой. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение воспитателя.

В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.

Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому воспитанию детей. Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами, глина скатана в определенную форму (шар или валик) и т. д. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами или кистями необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок. Наглядные пособия должны быть выполнены на высоком художественном уровне.

Изобразительная деятельность — важнейшее средство эстетического воспитания. Это подчеркивали многие художники, искусствоведы, философы, педагоги, психологи, ученые. Это отмечали еще древние греки, произведения искусства которых до сих пор потрясают и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическому воспитанию человека.

Утверждая важность рисования для формирования всесторонне развитого человека, Я. А. Коменский предлагал внести рисование в материнские школы как необходимое занятие для развития наблюдательности, ощущений ребенка: «Позволяйте им (детям. — Т. К.) также срисовывать рисунки, если они захотят. Мало того, подстрекайте их к тому, чтобы они этого захотели. Во- первых, это также заостряет их внимание к вещам. Во-вторых, они станут наблюдать взаимные пропорции между отдаленными частями вещей. Наконец, будут развивать ловкость рук, что полезно во многих отношениях». Он считал, что изобразительное искусство и рисование позволяют развивать чувства прекрасного, учат «подмечать правильности и стройности в предметах», способности наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.

Большое значение роли изобразительного искусства и художественной деятельности во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании, придавала и Н. К. Крупская. Уже в первых документах и материалах Наркомпроса о работе советской школы: «Положение об единой трудовой школе», «Основные принципы единой трудовой школы», «Изобразительное искусство в единой трудовой школе-коммуне»—учитывается важность предметов эстетического цикла в воспитании ребенка, и особенно рисования и лепки. «Рисование и лепка, — записано в «Основных принципах единой трудовой школы», — особенно на первых стадиях обучения, должны быть одновременно, так сказать, гимнастикой глаза и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений и двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей». Подчеркивается, что эти предметы должны занять в школе достойное место.

Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. Об этом писали художники, педагоги, психологи, ученые (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, И. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Б. И. Юсов и др.). Так К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американской ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция музыкальной и изобразительной деятельности в образовательном процессе ДОУ.

Проблема обучения изобразительной деятельности актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работе по изобразительной деятельности в современных условиях педагогического процесса уделяет...

ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном ...

ДОКДАД «ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для эт...

ДОКДАД «ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для эт...

Профессиональный проект по здоровьесбережению «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на основе интеграции содержания парциальных программ в образовательном процессе ДОУ»

ldquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить:забота о здоровье – это важнейший трудвоспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовнаяжизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочн...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РЕФЕРАТ "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...