вулканы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тасаева Айгуль Жанабаевна

конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему "вулканы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вулканы»

Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулкан.

 Задачи: 

  • Образовательные:
  1. Формировать представление о типах вулканов, опасностях, которые они представляют.
  2. Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
  3. Формировать исследовательские навыки и умения делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
  • Развивающие: 
  1. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
  2. Совершенствовать умение работать с различными материалами в процессе экспериментирования, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
  • Воспитательные
  1.  Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
  2.  Воспитывать навыки безопасного поведения при встрече с опасными факторами.

Работа над словарем: гора, вулкан, кратер, жерло, огнедышащий.

Приемы руководства деятельности детей:

  • Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: сюрпризный момент, виртуальные персонажи (жители полуострова)
  • Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: создание  развивающей среды, слайды презентации, анализ и выводы.
  • Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание и исследование, работа со схемой, опытно-экспериментальная деятельность.
  • Приемы поддержания интереса у детей: сюрпризные моменты, слайды, чередование видов  детской деятельности, ситуация выбора, игровая деятельность.
  • Приемы оценки и самооценки: похвала, взаимопомощь детей и воспитателя.

Создание среды для организации и проведения занятия:  презентация к занятию, посылка с пемзой, пемза и камни на каждого ребенка, емкость с водой, схема опыта, бутылочки  «вулканы», сода, пипетки, моющее средство, лимонная кислота, уксус, рефлексия.

Виды детской деятельности в ОД:

Игровая: психогимнастика, подвижная игра «Вулкан»

Коммуникативная: свободное общение, беседа, экспериментирование.

Познавательно-исследовательская: исследование пемзы, просмотр слайдов о вулканах Камчатки, проведение опыта «Разбуди вулкан»

Планируемые результаты:

Личностные качества: активный, любознательный, эмоционально-отзывчивый, коммуникативный.

Интеллектуальные: имеет представление о вулкане, его строении, видах, и опасностях, которые он представляет для природы; умеет работать по схеме и делать выводы проделанной работе.

Физические: развитие двигательной активности. 

Оборудование для  экспериментирования: 

  • макет горы вулканического  происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство  для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки;
  • таз с водой, лупы, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.

План занятия

I. Организационный момент :                                                            

1.1Психогимнастика.

     1.2 Создание мотива для деятельности детей.                                   5 мин.

     1.3 Определение цели

II.Основная часть:

2.1 Опытно – экспериментальная деятельность.

2.2 Создание проблемной ситуации.

2.3 Обратная связь с жителя полуострова.                                                  20 мин

2.4 Рассказ «Виды вулканов».

2.5 Игра «Вулкан».

2.6 Опытно-экспериментальная деятельность.

III. Заключительная часть

3.1 Подведение  итогов ОД.

3.2 Оценка деятельности  и самооценка.                                                      5 мин

Ход занятия образовательной деятельности

Части ОД

Содержание

Области

I Вводная часть.

Психогимнастика

Создание мотива

 для деятельности

 детей

Определение цели

В.: Ребята, я предлагаю вам встать в круг и поздороваться друг с другом.

Я рада встрече с вами.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

Давайте порадуемся улыбчивым лицам,

Доброе утро скажем друзьям. …

Доброе утро скажем гостям, ….

В.: Ребята! Сегодня я зашла на электронную почту и увидела видео-письмо от неизвестного адресата. Давайте его посмотрим вместе, вы не против?

(Рассматриваем видео обращение.)

Обращение:

«Здравствуйте ребята! Мы жители необычного, богатого полезными ископаемыми полуострова, просим Вас о помощи.   У нас на полуострове, есть камни неизвестного происхождения, как они называется,  мы не знаем, поэтому просим вас нам помочь, и  выяснить что это за камень. Мы отправили  вам посылку с нашим камнем, но посылка откроется только тогда, когда вы узнаете название полуострова, на котором обитают эти необычные камни»

В.: Ребята, ну что поможем, жителям полуострова узнать, что же это, за камень?

В.: Вам интересно узнать, что лежит в посылке?    

 II Основная часть.

Опытно-

экспериментальная деятельность

физкультминутка

Работа со схемами

Опытно-экспериментальная деятельность

В.: Я предлагаю вам пройти к посылке и попробовать ее открыть.

(подходим к посылке с камнем).

Воспитатель: Ой, здесь,  к  сожалению,  стерты  буквы, и  не видно на какой  полуостров. Зато здесь есть подсказки в виде картинок.  Ребята, а  давайте  попробуем разгадать эти подсказки и   название  полуострова,

Ребус:  детям раздаются  картинки с изображением предметов, и предлагает их расположить в определенной цифровой последовательности. Дети выкладывают картинки, называя первый звук в слове, изображенном на ней. Подбирают соответствующую звуку букву и читают слово. 

1

кукла

2

апельсин

3

мяч

4

часы

5

аппарат

6

тарелка

7

кошка

8

автобус

К

А

М

Ч

А

Т

К

А

   

(после отгаданного слова, мы открываем посылку, там лежит пемза)

В.: кто знает, что это такое? как называется? Для чего нужен? (рассуждения, предположение детей).

В.: Ребята этот камень называется – пемза. Чем же пемза отличается от обычного камня? Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и исследовать пемзу

В.: возьмите ее в руки, потрогайте и скажите, какая она ощупь? (шершавая, легкая, пористая)

Как вы думаете пемза легкая или тяжелая? (Легкая). Почему, потому что в ней много дырочек.

В.: а как вы думаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть?

Дети: в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза, легче, чем  камень.

В.: Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения: опустите кусочки пемзы в миску с водой. Если ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему?

     Дети делают вывод: пемза- камень, в котором много дырочек, где скапливается  воздух. пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

 В.: ребята, а все-таки откуда же берется пемза? Давайте спросим у жителей Камчатки, для этого нам снова нужно зайти в интернет и им позвонить.

Звонок: жители Камчатки: «Ребята а мы знаем зачем вы нам звоните, сейчас мы вам загадаем загадку, в нем кроется отгадка, откуда же пемза.»

Я черный страшный великан

Что делать мне – решаю сам

Могу я спать, могу рычать,

Огонь и пепел извергать.

А ну попробуй угадать,

 Ребята , как же меня звать?        (Вулкан

)

В.: Но пемза совсем не похожа, на вулкан. Почему же жители нам дали такую подсказку. Ребята, вам, интересно откуда же она взялась? Ну тогда, мы постараемся узнать, что такое вулкан и как он связан с пемзой.

 

В.: Ребята жители Камчатки прислали письмо.

Ж.К. «Ребята, а мы знаем интересную легенду о вулкане, хотите послушать?»

«Легенда о Вулкане»   (Сопровождение презентация)

“Жил на свете бог по имени Вулкан.

И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни,

бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь

в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной

горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда

Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до

основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.

Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом

летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан

работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить

подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие

горы стали называть вулканами

В: Вам понравилась легенда? Почему огнедышащие горы, называются вулканами? Что значит огнедышащая? (дышит огнем)

На вершине горы большая яма, которая называется –кратер.

А проход уходящий глубоко в землю-жерло вулкана.

На самой глубине вулкана- расплавленное горячее вещество – магма.

А теперь все вместе повторим.

Огненная жидкость выходящая из вулкана, называется лавой.

Лава кипит, бурлит, так она застывает, превратившись вот в такой камень с дырочками. А на заводе и фабриках изготавливают вот такие предметы- пемзы.

В: так что такое пемза?

Обработанная вулканическая лава

Ребята, а вы знаете, что вулканы бывают разные: потухшие, действующие, уснувшие.

Слайд «действующий вулкан»

В:Как вы думаете какой это вулкан? (предположение детей)

Это действующий вулкан, посмотрите, как оно взрывается. Туча дыма и пепла, поднимается, каменный дождь осыпает на его слоны.

И раскаленная лава вытекает из кратера.

 Слайд «потухший, уснувший  вулкан»

В: иногда вулканы замирают, на сотни лет, их называют уснувшими. А потом неожиданно они могут проснуться.

В:детки, а вы хотели бы разбудить вулкан??

 Тогда я предлагаю. Отправиться в лабораторию.

Но для этого нам нужно совершить один ритуал, нужно взять дождинки в руки и повторять за мной.

Стихотворение

Движения

Вулканы начали "играть" - 

Из жерла лаву извергать.

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний  расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.-2 раза

Но вот он начал уставать - 

Огонь в нём начал угасать.

Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул -

Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул.

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Вот мы в лаборатории: давайте вспомнить, правила как необходимо вести себя во время проведения опыта:

  1. работать в фартуках.
  2. При проведении опыта быть аккуратными и внимательными.
  3. Не пробовать и не нюхать вещества на столе.

прежде чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему. (изучаем совместно с детьми схему проведения опыта)

Последовательность проведения эксперимента.

  1. всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.
  2. налить полстакана воды.
  3. добавить в нее кофейную ложку  гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.
  4. в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.
  5. добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода).

Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.

 

В: что вы наблюдаете ребята?

3. Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов занятия.

В.: ребята, я предлагаю, сообщить жителям Камчатки, что же нового и интересного вы узнали сегодня на занятии.

 

Слайд жителей Камчатки

В: О чем мы сегодня с вами поговорили? Вы узнали, что то новое? Что вы узнали о вулканах. Вам понравилось занятие?

 В.: я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями о занятии и поиграть в игру «Камушки настроения» согласны?

Красный – было неинтересно,

Оранжевый – было не очень интересно, хотелось играть,

Желтый- узнал много нового,

Голубой – было интересно, увлекательно,

Синий-иногда  было трудно, но мне понравилось

 

1

кукла

2

апельсин

3

мяч

4

часы

5

аппарат

6

тарелка

7

кошка

8

автобус

К

А

М

Ч

А

Т

К

А

Список  литературы и интернет источников

1. География для самых маленьких. Вулканы. http://club.umnitsa.ru/node/358497/360726

2. Гилпин  Р. и Пратт Л.   Большая книга занимательных опытов, Росмэн-Пресс, 2008г

3. Годен  К. Детская энциклопедия «Махаон» Вулканы., 2007г

4. Делаем вулкан дома http://www.tigrulki.ru/2010/09/11/delaem-vulkan-doma/

5. Книга опытов для дошкольников  http://detsad-kitty.ru/lessons/598-kniga-opytov-dlya-doshkolnikov.html

6. Почему извергается вулкан? http://elementy.ru/email/2130490

7. Энциклопедия для детей "Лучик света"  http://www.luchiksveta.ru/enziklop_kalendar/prirodjav.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария по исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы "Извержение вулкана"

« Извержение вулкана» Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы.      Цель:ØПознакомить детей с природными явлениями –вулканами, их ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Вулканы"

Данная тема для детей остается интересной и познавательной. На протяжении всего периода проживания темы мы знакомились со строением вулканов, проводили опыты по "извержению", изучали карту расп...

Конспект НОД "Вулканы"

Конспект открытого НОД в подготовительной группе "Вулканы"....

Конспект НОД "Вулканы"

Конспект по окружающему миру в подготовительной группе на тему "Вулканы"...

Конспект НОД "Вулканы" подготовительная группа

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности рекомендуется для детей подготовительной группы. Позволяет в увлекательной форме, в процессе детского экспериментирования, ...

"Путешествии к подножию вулкана"

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы ДОУ с интеграцией образовательных областей художественное творчество и безопасность....

Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта:   В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в Рос...