Мастер-класс «Социо-игровая педагогическая технология»
материал
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Социо-игровая педагогическая технология»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.
- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
- Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
- Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Ход мастер-класса
Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться. Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и В. М. Букатов.
Именно из разнообразия существующих технологий я остановила свой выбор на социо-игровой технологии. Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО, дети могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, научиться, эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.
Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть - социо - означает малый социум (не социальный), поэтому правильное написание названия технологии через дефис. Вторая часть - игровой - подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.
Таким образом, социо-игровая технология - это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.
Социо - игровая технология стоит на нескольких «китах», на 6 самых основных правилах и условиях:
1 «КИТ»/правило: Работа проводится малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения договориться. Варианты объединения могут быть различные. В своей практике я использую деление по следующим условиям:
1. Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям, например:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и др.;
2. Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком):
- геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;
- мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу и т.п.
3. Объединение путем образования пар (троек, четвёрок, шестёрок)
Каждому ребенку, предлагаем какое - либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребёнок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Можно предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ ещё с одной парой и представляет его для всех.
4. Деление на подгруппы по разрезному материалу.
Игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку», «Подбери пару по цвету» и др. Во время выполнения задания «Собери картинку» дети объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют вместе.
5. Деление на подгруппы по слову, движению, действию:
- назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и др.;
- называть по цепочке 3- 4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
- назвать по цепочке 3 - 4 животных, растения, транспортные средства и т.п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3 - 4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке.
Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.
2 «КИТ»/ правило: «Смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.
3 «КИТ»/ правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом уголке и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается сопротивляемость детского организма нервным стрессам, а в ДОО создаются благоприятные условия для здоровьесбережения. Если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.
4 «КИТ»/ правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 «КИТ»/ правило: социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
6 «КИТ»/ правило: ориентация на принцип полифонии или, как его назвали авторы, «133 зайца»: В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь (и среди пойманных пяток зайцев может оказаться из тех, о которых и не мечталось раньше - «нечаянная радость»). Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.
Таким образом, используя правила социо-игровой технологии, педагоги учат детей слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.
Общение детей в рамках данной технологии я организовываю в три этапа:
- на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь
определенных правил:
- Один за всех и все за одного.
- Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
- Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
- Когда работаешь, не мешай другим.
- Справился сам, помоги другу.
- Главное - не бояться доказывать свою правоту.
- Умей попросить и принять помощь.
- на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;
- на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности и авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
- Игры-задания для рабочего настроя.
Начало занятия должно стать определенным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют коммуникативные игры «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и другие.
Так же пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание
совместно играть и решать поставленные задачи. Можно использовать такие игры как: «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.
Для педагогов:
- Приветствие «Я рада тебя видеть» + «Комплимент».
- Игра «Встань по пальцам».
Цель: развивает слаженные, скоординированные отношения в коллективе.
Инструкция: Встают около стульев и остаются стоять столько детей, сколько я покажу пальцев. Я отвернусь и покажу пальцы, сосчитаю до трех. Со словом «Замри! » я поворачиваюсь. Игра проводится несколько раз. Самые сложные задания 1, 10 пальцев. Участники должны суметь молча договориться, кто останется стоять, а кто сядет.
Комментарий: В этом упражнении каждый человек внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Готовность каждого встать или сразу сесть. Мобилизует всех играющих. (Должен быть азарт ведущего!)
- Игры-разминки (разрядки).
Разрядка трудоемкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому. Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент соревновательности и смешного, несерьезного выигрыша. В играх-разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха. Используемые игры: «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение», «Слухачи» и др.
Для педагогов:
Игра «Я рисую»
Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
- Назовите выходные дни недели. Рассчитайтесь на субботу, воскресенье. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.
Возможные фигуры: треугольник; ромб; круг; квадрат; угол; буква; птичий косяк;
Обсуждение:
- Трудно было выполнять задание? В чем заключалась трудность?
- Что помогло при его выполнении?
- Игры социо-игрового приобщения к делу.
Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом.
Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу. Такие игры подробно описаны в «Карманной энциклопедии социо-игровых приемов обучения дошкольников», под редакцией д. п. н В. М. Букатова («Эхо», «Так и не так», «Превращение предмета», «Фраза с заданными словами», «Города с небывальщиной», «За себя не отвечаю», «Живая буква», «Письмо из букв», «По алфавиту», «Бытовые механизмы» и т. д.)
Для педагогов:
1. Игра «Выложи фигуру»
- Назовите, какие цвета присутствуют на флаге России? (ответы детей).
- Рассчитайтесь на БЕЛЫЙ, СИНИЙ, КРАСНЫЙ. Рассчитываются и объединяются в команды.
- Капитаном будет тот, у кого: в первой команде есть белый цвет в одежде, во второй синий, в третьей красный.
- Я хочу предложить вам игру. В коробке у меня счетные палочки. Возьмите каждые по две палочки. Один из вас начинает игру: он кладет счетную палочку в середину круга на пол. Второй кладет свою палочку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасалась друг с другом. Третья палочка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все палочки. Старайтесь, чтобы получилось какое-то изображение.
Игра продолжается до тех пор, пока дети не выложат все палочки.
В конце игры обсуждаем, что получилось.
2. Упражнение «Нарисуй по описанию» (общее для всех).
Каждый выполняет самостоятельно на листочке.
- Сейчас я прочитаю вам задание, вы должны будете выполнить его на листочке. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить. Задание я прочитаю два раза, вопросы задавать нельзя.
Стоял синий дом. Крыша у него была треугольная. Большое окно было красным цветом, маленькое – желтое. Дверь коричневым цветом.
Педагог дважды повторяет описание. Участники рисуют только контуры, не закрашивая карандашом. После выполнения дети в парах обмениваются листочком, педагог еще раз зачитывает задание, дети по ходу проверяют правильность выполнения. После выполнения задания проводится обсуждение и проверяющие выставляют смайлики (без ошибок – веселый, 1-2 ошибки – спокойный, больше 2-х – грустный).
Комментарий: дети учатся работать в соответствии с заданной инструкцией, взаимопроверке, правильной реакции на ошибки.
- Игровое упражнение «Фантастические гипотезы».
Инструкция. Дети делятся на новые команды - встают в круг и рассчитываются на «кискас», «тяфкинс», «морковь». Избираются новые капитаны. Капитаны выбирают две первые попавшиеся карточки из конвертов: 1) карточку с существительным, обозначающим изображенного на ней животного; 2) карточку с глаголом, обозначающим изображенное действие. Задача - составить рассказ по картинкам на тему: «Что было бы, если…». Например: на первой картинке изображен кот, а на второй - процесс варки супа. Формируется гипотеза: «Что было бы, если бы кот мог готовить обед (варить суп)» и т. д.
Время выполнения 3–5 мин. По завершении капитаны выходят к ведущим для представления результатов.
Примечание. Игровое упражнение направлено на развитие творческого воображения и теоретического абстрактного мышления.
- Игры творческого самоутверждения.
Особенность этих игр в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат деятельности. Однако не следует считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой одаренностью. Целесообразно рассматривать творческую активность (поддающуюся тренировке и развитию) каждого ребенка. Выполняя задания данной группы, дети получают возможность создать результаты этически привлекательные, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей.
В этой группе игр для активизации общения детей, их инициативных высказываний, я так же использую такую форму работы с детьми, как моделирование игровых проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.
Для педагогов:
- Упражнение «Найди пару» (по картинкам)
Итак, Вы поделились на пары, и сейчас будете работать в парах, но для этого вам нужно самостоятельно приготовить рабочее место (стол и стульчики).
Я умышленно этого не сделала. Когда ребёнок сам выбирает и готовит место для своей деятельности – результат его работы приобретает наибольшую значимость. Даже если ребёнок не рационально выбрал место с вашей точки зрения, уступите ему, значит ему так комфортно.
Каждая пара сейчас должны, узнать друг у друга какая рука является умелой не ведущей, а умелой, потом озвучить какая умелая рука у вашего партнера. Почему умелая, потому что я умею, что то делать данной рукой. Вы будете рисовать весенний пейзаж. Подумайте, что вы сможете умело нарисовать. Рисовать вы должны все вместе на одном листе умелой рукой, а на другом листе вы нарисуете пейзаж, но уже неумелой рукой и тоже вместе.
А теперь, вы должны описать то, что нарисовали. (Каждый член микрогруппы рассказывает, что изображено на рисунке и высказывает свое мнение о успехах или трудностях, возникших во время совместного творчества).
Комментарий: Ребенок, который не хочет, например, рисовать, он может выступить в роли снабженца (подносить нужные материалы)
Особенность состоит в том, что игра направлена на привитие коммуникативных навыков: умения договариваться, делать одну работу сообща.
2. Проигрывание ситуаций (в тех же парах).
- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?
- Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?
- У тебя потерялась игрушка в д/с как ты поступишь?
Игры вольные.
Задача: физически активный и психологически эффективный отдых.
В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, такие как «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были - не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь», «Воробьи - вороны» и др.
Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».
Рефлексия. Я предлагаю использовать прием шапка «Вопросов и ответов». Участники сами сочиняют вопросы - записки друг для друга, помещают их в шапку, потом вытягивают кому какая достанется. Ответы готовят в парах или тройках. В результате возникает обмен мнениями и живая дискуссия.
Вопросы могут быть самые разнообразные. Например:
- Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили?
- Что было сложным?
- Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе?
- Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?
- Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?
Данный прием хорошо подойдет в работе с родителями. Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать.
III. Заключительная часть.
Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая).
Социо-игровой стиль обучения – это не жесткая методика. Педагог создает ситуацию, когда детям хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.
Снимается запрет на двигательную активность. Работа в малых группах является ключевой в данной технологии. При социо - игровом стиле обучения естественным образом возникают межпредметные связи. Приёмы, предлагаемые В. М. Букатовым, строятся на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, они становятся основной формой организации детской жизни.
Работая в данном направлении, я предполагаю, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками мы сможем достигнуть следующих результатов:
- дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
- у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
- дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
- у них не будет чувства страха за ошибку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: «Применение социо-игрового стиля в работе с дошкольниками»
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.Для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять&helli...
Мастер-класс для педагогов "Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОУ".
Мастер-класс для педагогов "Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОУ"....
Мастер -класс "Логоритмика как современная педагогическая технология направленная на развитие речи"
Логоритмика способствует развитию речи у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Логор...
Мастер- класс по теме: «Использование педагогической технологии квест –игра при обучении детей правилам дорожного движения.»
Квест – это командная игра, но может быть и одиночной. Идея командной игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в том, что, во-первых детя...
Мастер-класс для педагогов Эффективные педагогические технологии обучения в ДОУ (технология исследовательской деятельности). «Неизведанное рядом».
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии яв...
Мастер-класс для педагогов «Применение педагогической технологии « Дети волонтёры» в дошкольной образовательной организации»
Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых условиях. Современные дети, испытывают нехватку общения с родителями в связи с их постоянной занятости. Родители дают детям современные гаджеты...
Мастер-класс «Использование социо-игровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер – класса - повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе...