Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс
статья по психологии
Предварительный просмотр:
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс
(из опыта работы педагога-психолога
МБДОУ № 65 Дигуровой Я.О)
На современном этапе развития образования существует огромное многообразии инновационных форм работы с родителями, мне бы хотелось поделится опытом нашего детского сада, о том как мы вовлекаем родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Когда к нам приходят новые дети, перед нами стоит важнейшая задача: сплочение коллектива, создание благоприятной среды не только с детьми, но и с родителями дошкольников.
Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Чтобы реализовывать принцип партнерства и учета интересов семьи, от нас потребовалась определенная, нестандартная форма организации общения педагогов и родителей по вопросам воспитания. Мы решили создать систему взаимоотношений и общения, которая бы формировалась в процессе деятельности.
Наиболее существенную роль в этом играет такой тип взаимодействия, при котором активизируется совместная творческая деятельность родителя, ребенка, педагога. Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Мы отдаем предпочтение нетрадиционной форме ,как наиболее интересной и продуктивной форме сотрудничества, при этом не отвергая уже проверенные годами и зарекомендовавшие себя формы работы с родителями, а только дополняя их. Планируя ту или иную форму работы мы всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию, сотрудничеству.
C учетом этого выбираем всем известные формы взаимодействия, ориентируясь на следующие требования:
-оригинальность
-востребованность
-интерактивность
Одной из форм соответствующей данным требованиям является акция, и я расскажу о том, как мы используем эту форму работы с родителями
Психологические акции – это вид психологической работы в игровой форме. Она представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве нашего детского сада или группы. Игровая среда не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила и намеченный результат.
Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей.
Основная цель проводимых нами в детском саду акций – создание благоприятного психологического климата.
Важные особенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться.
Акции создают в детском саду определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; детский сад начинает восприниматься как единое целое, а находящиеся в ней люди — как близкие и интересные собеседники.
Проводимые нами акции носить игровой, обучающий характер, иметь форму необычного опроса.
Особенности акции: является то, что они
- охватывает всех родителей группы/детского сада, ведь далеко не все из них способны выделить 1,5-2 часа на посещение тренинга.
-При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка,родителя и педагога.
-Акция экономична по времени проведения , действует по методу
погружения, ненавязчиво сопровождает детей, родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения.
- Оригинальные приемы сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад.
Более подробней хотелось бы остановится на двух акциях прошедших это весной в нашем детском саду которые имели форму необычного опроса.
Одна из них была проведена в канун весеннего праздника 8 марта
Акция « Поделись частичкою добра».
Целью этой акции было сплотить родителей и педагогов, а также изучения о степени открытости детского сада для семьи и отношения родителей к педагогам
На подготовительном этапе до начала мероприятия всем гостям раздали стикеры в виде сердца. Задача гостей и всех участников мероприятия заключалась в оформлении символа праздника В акции приняли участие родители 8 групп. Гости оклеивали восьмерку яркими приятными пожеланиями и просто добрыми словами. Все это живо обсуждалось и никто не хотел повторяться, каждый желал, что-то свое, новое. Можно было увидеть, как с каждым часом увеличивалось количество сердец подаренных в адрес коллектива детского сада
В свою очередь дети и педагоги подготовили незабываемый праздник на котором поздравляли всех мам, бабушек и сестер.
Слышав, такие искренние слова, появлялось необыкновенное чувство радости не только у детей, но и у взрослых. Данная акция способствовала повышению психологического климата внутри детского сада, созданию благоприятных условий для проявления личностных качеств. Анализ результатов такого нетрадиционного анкетирования позволило оценить отношения родителей к д.с и скорректировать некоторые направления организации жизни д.с
Так же в рамках Дня открытых дверей, 22-26 апреля 2019 года была проведена акция «Дерево эмоций», в которой приняли активное участие родители, дети и педагоги ДОУ.
Целью данной акций было: зарядить участников акции положительными эмоциями, изучение настроения детей и взрослых, создание благоприятного доброжелательного климата в детском саду. Мы старались создать такую атмосферу, чтобы родители, дети и сотрудники, входя в здание детского сада, почувствовали начало Дня открытых дверей. В ходе теста «Дерево настроения» видно, что настроение у всех участников образовательно-воспитательного процесса хорошее, позитивное и бодрое, что весьма радует.
Также всем участникам предлагалось вытянуть один из свернутых листочков и узнать его содержимое. В корзину были насыпаны записки с пожеланиями (Психологическая акция «Весеннее пожелание»). Эти пожелания были разными, но всегда положительными. У нас получилось зарядить участников акции положительными эмоциями.
В целом можно сказать, что все участники с большим удивлением, интересом и удовольствием обозначали свое настроение и выбирали пожелание, тем самым удалось создать благоприятный доброжелательный климат в детском саду и дать заряд положительных эмоций на оставшейся день.
В завершении хотелось бы еще раз отметить, без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, не полноценен. Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Использование интерактивных форм работы вовлекло наших родителей в воспитательно-образовательный процесс, они стали активными участниками этого процесса и помощниками педагогов, что способствовало реализации принципа партнерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми...
Выступление на педагогическом совете"Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через поиск и внедрение наиболее эффективных форм социального партнерства в период введения ФГОС ДО"
"Ознакомление детей старшей группы с художественной литературой в период введения ФГОС ДО"...
Презентация: "Вовлечение родителей в воспитательно - образовательный и коррекционно - развивающий процесс ДОУ"
В презентации представлены наиболее эффективные формы работыыяв с родителями....
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через создание детско-родительских мультимедийных познавательных проектов
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь на много больше, чем их сверстни...
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...
Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...