нод земля - наш общий дом
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Знакомство детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения.
Самостоятельное выполнение опытов по схеме.
        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zemlya.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение                     «Олымский детский сад «Солнышко»

             

                 Образовательная Область «Познавательное развитие»

                                   Ознакомление с окружающим

             Тема :  «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ» (Знакомство с вулканом)  

                                 Возрастная  группа от 5до7(8 лет).

                                                           

                                                               Воспитатель: Домарева М.Е.

Февраль 2024г.

Программные задачи:

 -познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения;
-развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;                                                                                                                            - развивать аккуратность, взаимопомощь.                                                                            - воспитывать бережное и уважительное  отношение к Земле.

Словарная работа:  вулкан, лава, извержение, пепел, пемза. 

  Оборудование и материалы:

  Компьютерная презентация (фотографии вулканов, изображение римского бога Вулкана, репродукция картины К.Брюллова "Последний день Помпеи",  )   кусочки пемзы, обычные камушки и миски с водой на каждого ребенка, модель вулкана, картинки с изображением вулканов; карта России; поддоны, картон, клей; сода; уксус; сухая красная краска; моющая жидкость; листы бумаги; цветные карандаши (для фиксации наблюдений);
чайные ложки; пипетка.

Ход НОД:

Воспитатель:

-Ребята, сегодня почтальон принес необычную посылку, предлагаю вам открыть ее и посмотреть, что лежит в посылке. ( В посылке  аудиокассета с записью рассказа о вулканах.  Для аудиозаписи: Вулканы образно называют огнедышащими горами. Происходит от имени древнеримского бога огня Вулкан. Извержения вулканов - опасное для людей явление. Вулкан представляет собой гору, в верхней части которой имеется углубление - вулканический кратер, а в толще проходит канал, называемый жерлом. Он ведет в особую камеру - очаг магмы. Вулканы бывают действующими, спящими и потухшими. ).                                                                                            Прослушав рассказ, дети отвечают на вопрос: Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии? (ответы детей).(Иллюстрация с  изображением  вулкана)

В некоторых местах на земле есть необычные горы. Когда они "спят" они мало отличаются от других гор, но стоит им проснуться, и тогда из их вершин вырываются пламя и раскаленные камни. Они окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость-лава, настоящий огненный поток. Вулканы извергаются. Такие горы есть и у нас в стране, на Камчатке (картинка с изображения вулкана). Вулканы делятся на действующие, спящие и потухшие (показать изображения: извержение вулкана - это действующий вулкан; озеро в кратере потухшего вулкана).

Почему же они так называются? Вулканом звали римского бога огня и покровителя кузнецов (изображение римского бога Вулкана). Ребята, древние римляне верили, что кузница этого бога находится под горой на острове в Средиземном море. Когда бог Вулкан ковал металл, в своей кузнице, извергались вулканы, и лилась горячая раскаленная лава. Лава - это расплавленная масса. Температура внутри земли такая высокая, что плавятся даже твердые камни. Когда лава застывает, образуются новые камни. Лава поднимается по жерлу вулкана. Доходит до кратера и выходит на поверхность (схема строения вулкана на экране).

Прежде чем, мы перейдем к  несложному опыту с извержением вулкана, сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане.
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди Средиземного моря. Когда Вулкан работал молотом, ковал металл, в своей кузнице, извергались вулканы, и лилась горячая раскаленная лава. Лава - это расплавленная масса. Температура внутри земли такая высокая, что плавятся даже твердые камни. Когда лава застывает, образуются новые камни. Лава поднимается по жерлу вулкана. Доходит до кратера и выходит на поверхность (схема строения вулкана) гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами". Интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом - это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети:
- Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель:
- Правильно, ребята,  вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Дети: 
-На большую яму, воронку.
Воспитатель:
- Верно.  Вершина горы из которой извергается вулкан, называется  кратер вулкана. 
-Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато - оранжевая пасть - это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
 Вам бы хотелось одним глазком взглянуть на извержение вулкана.
- Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из нашего,   у нас тут и кратер в ней будет.
Дети: 
-Да, хотим.

Физкультминутка:

 Воспитатель: -Ребята, предлагаю вам немного поиграть. Слушайте и будьте внимательны.  Цель игры – первым добраться до «вулкана», не наступить при этом в «лаву», то есть  перебраться по камешкам. Перед тем как отправиться в путь,  наденьте воображаемые защитные костюмы, так как  лава очень горячая, а газы, выходящие из недр вулкана, могут быть чрезвычайно ядовитыми.

Воспитатель: - Ребята, давайте склеим из картона конус,  это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло?                                                                          Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из - под йогурта. Из чего же нам сделать лаву?  

Сюрпризный момент.                                                                                                                                     В группу вносится модель вулкана. Детям предлагается его разбудить.

 Воспитатель: - Я знаю формулу ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим.) Верно,  это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость - уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? 
 заливает его в "жерло" вулкана.                                                                      (Наблюдаем "извержение " вулкана.)

Воспитатель:- Разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как - будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава  вытекает "спокойно" . У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.

Экспериментирование.

(На столе стоят миски с водой, камни и кусочки пемзы на каждого ребенка).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы вместе с вами будем исследовать пемзу-камень вулканического происхождения. Рассмотрите внимательно пемзу и сравните ее с обычным камнем.                                                           

Дети: в пемзе очень много дырочек.                                                                Воспитатель: а как вы считаете эти дырочки пустые или в них что-то есть?
Дети: в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень. 
Воспитатель: очень хорошо, но следует проверить ваши предположения: опустите кусочки пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? 
Дети делают открытия: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, сегодня происходят извержения вулканов?                                                                                                         Посмотрите внимательно на картинки ( фотографии извержения вулканов на Камчатке и в Индонезии)  Ребята, и в наше время происходят извержения вулканов в разных частях нашей планеты, доказательством этому являются фотографии, которые вы видите.

Воспитатель: скажите об извержениях вулканов мы откуда можем узнать?( из информационных программ телевидения, радио, газет, Интернета)

ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА и вытекающей из неё лава, является  причиной страшного бедствия – лесного пожара. От дыма лесных пожаров нечем дышать. Огонь пробирается глубоко в землю и губит корни деревьев и трав, а так же деревни, города. А кому нужны деревья в лесу?

Белке (она строит гнездо в дупле дерева и находит в лесу пищу)                                                                                                                        Птицам (строят гнезда на деревьях, находят пищу)                                             Насекомым (гусеницы, жуки поедают листья, древесину, муравьи строят муравейник).                                                                                                           Животным (кабанам нужны желуди с дуба, медведь питается плодами и ягодами, устраивает под деревьями берлогу, лоси питаются листьями и побегами с деревьев, заяц зимой питается корой деревьев).

Поэтому каждое дерево, каждый куст и травинку нужно беречь, и прежде всего от огня. Ведь лес человеку – самый щедрый друг.

Что дарит лес человеку? (красоту, приходи и любуйся сколько хочешь).

Без леса не было бы кислорода – источника нашей жизни.

-Что еще дает лес человеку? (бревна для дома, доски для мебели, дрова для печки, грибы, ягоды, орехи, все не перечислишь).                        

        Дерево, трава, цветок и птица

       Не всегда умеют защититься.

       Если будут уничтожены они

       На планете мы останемся одни.  (Д.Радович).

Рефлексия:

-Вам понравилось наше занятие?                                                                                                   - Что интересного вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной деятельности ко дню земли: «Земля наш общий дом»

Цель: Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу...

«День Земли» итоговое занятие по проекту «Земля-наш общий дом» на РМО музыкальных руководителей

Аннотация: праздник «День Земли" для детей старшей группы направлено на развитие экологической культуры дошкольников. Данное мероприятие является обобщающим по теме: «Земля-наш общий ...

Сценарий праздника «День Земли» ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

День Земли отмечают на всей планете 22 апреля, ведь планета наш общий дом. И не будем забывать, что только вместе мы сможем её уберечь. А чтобы узнать, как же живёт наша планета, мы отправимся в необы...

Сценарий развлечения к Дню Земли «Земля – наш общий дом!» 2019 г

Цель: Расширить понятие детей о планете Земля, как о родном доме, который надо беречь Задачи: 1. Формировать знания о природе и бережном отношении к ней 2. Расширять словарный запас детей, память, быс...

Творчество детей дома в условиях самоизоляции. Рисование к дню Земли на тему"Земля -наш общий дом"

Предлагаем творческие работы детей в условиях самоизоляции, которые выполнили вместее с родителями....

Сценарий досуга в День Земли для второй младшей группы «Земля – наш общий дом»

Сценарий досуга в День Земли для второй младшей группы«Земля – наш общий дом»Цель: формировать бережное отношение к нашей планете.Задачи: развивать представление о жизни на Земл...

«Земля - наш общий дом-спасем планету Земля»

Цель: Углубить и закрепить знания детей об охране природы.Образовательные:Дать элементарные знания о значимости Дня Земли для людей, о людях-экологах, (люди, которые помогают природе);Помочь детям осо...