Проект "Зеленая аптека"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Детско-взрослый проект, посвящён недостаточной осведомленности детей о том, как растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_proektu_2.docx | 25.62 КБ |
aleksandrova_a.m._mbdou_no53.pptx | 1.95 МБ |
zelenaya_apteka_2.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект посвящен довольно актуальной проблеме – недостаточной осведомленности детей о том, как растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека. В связи с этим возникает идея организовать на территории ДОУ уголок природы с лекарственными травами Красноярского края- «Зеленая аптека».
Целью проекта является создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений и формирование у дошкольников представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека. Поэтому были сформулированы следующие задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природному наследию Красноярского края.
- Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
- Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
- Закрепление навыков поисково-исследовательской деятельности в процессе наблюдения и ухода за лекарственными растениями.
Проект был реализован с помощью трех этапов:
На первом этапе были поставлены цель и задачи проекта, осуществлен подбор методической и художественной литературы по теме, совместно с родителями был разработан план разбивки уголка природы с лекарственными растениями «Зеленая аптека».
На втором этапе воспитанники познакомились с художественной литературой, вместе с родителями составили сказки и рассказы о лекарственных растениях, также с детьми были проведены опыты и эксперименты с растениями, семенами и почвой. Для ребят были организованы экскурсии. Полученные детьми знания нашли свое отражение в изо-деятельности.
Родители получили консультацию на тему «Лекарственные растения Красноярского края» и посетили вместе с детьми мастер-класс по изготовлению куклы «Кубышка – травница» наполненной лекарственными травами. Также на территории ДОУ с помощью родителей был организован уголок природы с лекарственными травами «Зеленая аптека».
На заключительном этапе проект был презентован родителям и педагогам ДОУ. А уголок природы начал функционировать как место проведения экскурсий для дошкольников и младших школьников, где место экскурсовода заняли воспитанники принимавшие участие в проекте. Хочется добавить, что идея проекта была принята и включена в экологический проект творческой группы ДОУ «Экологическая тропа «В гостях у Радужницы» и уголок природы «Зеленая аптека» стал одной из видовых точек экологической тропы.
Уголок природы был организован благодаря помощи родителей, администрации ДОУ, социальных партнеров и спонсоров.
В период работы над проектом дети обогатили свой словарный запас, начали ориентироваться в названиях лекарственных растений ближайшего окружения. Я считаю, основная цель проекта достигнута, главные задачи решены Но работа по экологическому воспитанию детей продолжается, все их открытия в мире природы еще впереди.
В ходе разработки и реализации проекта мною были пополнены знания в области лекарственных растений нашего края, приобретен богатейший опыт работы с родителями. Еще считаю большим достижением мое участие в рамках экологического проекта «Экологическая тропа «В гостях у Радужницы», который в 2017 году по итогам конкурса ландшафтных проектов «Гео-декор» прошел в третий этап и принял участие в краевом ежегодном смотре-конкурсе ландшафтных проектов территорий образовательных учреждений Красноярского края «Гео-декор».
Благодаря помощи родителей, социальных партнеров и поддержке со стороны администрации ДОУ мне не удалось столкнуться с проблемами, малейшая незадача решалась в кратчайшие сроки. За это им всем хочется сказать большое спасибо.
Я считаю, что по другому и быть не должно. Ведь заботиться о здоровье наших детей, воспитывать их и заниматься их образованием мы должны вместе, плечом к плечу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая проблема Из-за недостаточной осведомленности воспитанников группы о том, как растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, возникает идея организовать на территории МБДОУ аптекарский огород с лекарственными травами Красноярского края – «Зеленая аптека». Подорожник Куда и зачем Прикладывать?
Задачи: - Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию Красноярского края; - Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах; - Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках и поделках; - Развивать познавательный интерес детей через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по уходу за лекарственными растениями . Цель: создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений и формирование у дошкольников представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Организационный этап Постановка цели и задач проекта. Вовлечение детей в обсуждение проблемы. Подбор методической и художественной литературы. Определение тематики бесед. Выбор объектов для экскурсии. Разбивка уголка природы с лекарственными растениями «Зеленая аптека» на территории ДОУ.
Основной этап Работа с детьми Работа с родителями
Заключительный этап Предполагаемый результат Оценка реализации проекта Мои результаты Презентация проекта Создание аптекарского огорода Применение на практике + -
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида №53 "РАДУГА"
Проект «Зеленая аптека»
Направление реализации проекта: поисково-исследовательский
Автор: А.М. Александрова
воспитатель МБДОУ № 53
Канск 2018
Описание проекта
№ | Требования к описанию проекта | Содержание проекта |
1 | Название проекта | «Зеленая аптека» |
2 | Актуальность проекта | Приоритетные позиции в дошкольном образовании занимает забота о здоровье ребенка. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья является правильное использование лечебных свойств лекарственных растений. В связи с этим возникла необходимость вызвать интерес у дошкольников к оздоровлению собственного организма с помощью целебных свойств растений. |
3 | Постановка педагогической проблемы | Из-за недостаточной осведомленности воспитанников группы о том, как растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, возникает идея организовать на территории ДОУ уголок природы с лекарственными травами Красноярского края- «Зеленая аптека». |
4 | Идея проекта, замысел | Создание на территории ДОУ уголка природы с лекарственными растениями «Зеленая аптека» в доступной для детей форме, которая поможет заложить основы знаний о строении и свойствах лекарственных растений и умение применять их на практике. |
5 | Цель и задачи проекта | Цель: Создание условий для формирования у дошкольников представлений о роли лекарственных растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека. Задачи:
|
6 | Деятельность по реализации проекта | Этапы осуществления проекта. Организационный:
Основной: Работа с детьми:
Работа с родителями:
Заключительный:
|
7 | Ожидаемый результат | Применение дошкольниками полученных в рамках проекта знаниях о лечебных свойствах лекарственных растений в повседневной жизни. Создание на территории ДОУ уголка природы с лекарственными травами Красноярского края- «Зеленая аптека». |
Реализация проекта.
Работа с детьми.
Ознакомление с художественной литературой:
Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.
- Чтение легенд, сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет о лекарственных растениях.
- В. Бианки “О травах”
- Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
- Б.Заходер этюд “Дождик и зернышко”
- Н. Павлова «Загадки цветов».
Составление сказок и рассказов о лекарственных растениях:
Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.
Игры и беседы по экологии:
Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.
- Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”.
- Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”,
Экспериментальная деятельность.
- “Живые семена”. Цель: познакомить детей с разнообразием семян, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращиванию.
- “Семена проснулись”. Цель: дать представление о состоянии семени, готового к посадке; познакомить с ролью и значением корня для растения.
- “Узнаем какая земля”. Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).
- “Готовим землю”. Цель: учить подготавливать почву к посеву семян; познакомить с процессом посадки.
- “Первые проростки”. Цель: провести наблюдение и познакомить детей с появлением первых листочков (семядолей). Развивать внимание, мышление, умение замечать изменения в природе, умение радоваться результатам своего и чужого труда.
- “Вода и растения”. Цель: выявить насколько вода необходима для растений.
- “Солнце и растения”. Цель: определить роль солнечного света в жизни растений.
- “Человек и растение”. Цель: выяснить насколько растение нуждается в уходе: влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений, о необходимости удобрений для роста растений.
ИЗО-деятельность (создание папки «Наши друзья – лекарственные растения»):
- Рисование. «Наши друзья – лекарственные растения»
. Цель: развитие графических навыков, образного мышления.
- Аппликация. Коллективная работа “Полянка одуванчиков”,
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление сенсорных эталонов.
- Лепка. Коллективная работа “Лекарственных трав хоровод”
Цель: развитие мелкой моторики, воображения.
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
Цель: Воспитание потребности вести здоровый образ жизни.
- Физкультминутка “Цветы”,
- Подвижная игра “Цветы и дождик”,
- Упражнение на дыхание “Аромат цветов”, “Одуванчик”,
- Гимнастика “Цветы-Волшебники”.
Организация экскурсий:
Экскурсия в аптеку расположенную на территории микрорайона Солнечный г. Канска. Цель: Расширение знаний дошкольников об использовании лекарственных растений в медицине.
- Экскурсия по территории микрорайона Солнечный, г. Канска. Цель: Формирование представлений о лекарственных растениях произрастающих на территории мкр. Солнечный, г. Канска.
- Виртуальная экскурсия «Лекарственные растения». Цель: Формирование представлений о лекарственных растениях; о правилах сбора, хранения, применения.
Работа с родителями:
1. Консультация “Лекарственные растения Красноярского края”.
2. Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению куклы “Кубышка-травница”, наполненной лекарственными травами.
3. Привлечение родителей к организации на территории ДОУ уголка природы с лекарственными травами «Зеленая аптека».
Ресурсное обеспечение.
Ресурсы | Кол-во | Источник финансирования/приобретение ресурсов |
Доски (для изготовления клумбы) 0,2 х 4 | 5 шт. | Воспитатель |
Спилы с баланов сосны | 3 шт. | Спонсорская помощь |
Камни для создания дизайна природного уголка | Администрация ДОУ | |
Семена лекарственных растений: | Родители | |
Ревень | 1 пачка | |
Ромашка | 1 пачка | |
Укроп | 1 пачка | |
Календула | 1 пачка | |
Земля для посадки растений | Родители | |
Рассада цветов ириса | 20 шт. | Станция Юных натуралистов |
Рассада цветов настурции | 15 шт. | |
Художественно-методическая литература | Методический кабинет ДОУ, ГИРЦ, Интернет-ресурсы | |
Помощь в организации экскурсий | Аптека мкр. Солнечный. Г. Канска, Администрация ДОУ |
Выводы по работе над проектом
В период работы над проектом дети обогатили и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия лекарственных растений, то к концу 5-7. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом детям прививались такие качества как доброта, экологически грамотное поведение, отзывчивость.
Благодаря конструктивному взаимодействию педагога с семьей обеспечивается целостное развитие личности ребенка. Основные цели проекта достигнуты, главные задачи решены. Но работа по экологическому воспитанию детей только начата, все их открытия в мире природы еще впереди.
Приложение
«Лекарственные растения Красноярского края»
Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди отправлялись.
Около 300лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далёкие времена лечебные травы собирали специальные люди – травники. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники они себе брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далёкое путешествие по лесам и рекам за целебными травами.
И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах страны заготавливаются сотни тонн сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений. Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Помните об этом!
Пихта сибирская
Используется хвоя, почки, молодые ветви, кора. Хвоя содержит витамин «С», эфирное масло. Живица содержит смолу и эфирное масло. Из молодых побегов добывают пихтовое масло. Его применяют при лечении гриппа, пневмонии, бронхита, кашля, радикулита, полиартрита и миозита. При лечении гриппа, ОРЗ, пневмонии, бронхита рекомендуется втирать пихтовое масло в грудь, воротниковую зону спины 4раза в сутки через 5-6часов. После втирания, больного обёртывают компрессной бумагой и накрывают теплым одеялом. Помимо втираний используются ингаляции 1 раз в день.
Сосна обыкновенная
Используются почки, живица, хвоя. Сосна обладает антисептическим, противовоспалительным, отхаркивающим, потогонным, общеукрепляющим, мочегонным и желчегонным действием.
Рябина
Используются плоды. Благодаря комплексу витаминов, рябина используется как превосходное поливитаминное средство. Она обладает желчегонным, тонизирующим, кровоостанавливающим, легким слабительным и слабым мочегонным действием. Рябина обыкновенная способствует нормализации обмена веществ.
Шиповник
Используются плоды. Шиповник нормализирует обмен веществ, улучшает пищеварение, понижает содержание сахара в крови, повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Черника обыкновенная
Используются плоды и листья. Черника и её препараты применяются при лечении поносов, гастритов, колитов, энтероколитов, язвенной болезни желудка, подагры, ревматизма, сахарного диабета и почечной - желчно каменной болезней. А также при лечении стоматитов, фарингитов, ларингитов, авитаминоза и малокровия.
Брусника
Используются ягоды и листья. Обладает мочегонным, вяжущим, слабым желчегонным, жаропонижающим, антисептическим и противовоспалительным действием. Способствует снижению сахара в крови.
Ромашка аптечная
Используются цветочные корзинки. Препараты ромашки применяются при лечении ангин, ОРЗ, гастритов, колитов, метеоризма, энтероколитов, поносов. А также при лечении гепатитов, циститов, геморроя, подагры. Рекомендуется при лечении ревматизма, неврозов, истерии, мигрени и атеросклероза и т.д.
Подорожник
Используются листья. Обладает противовоспалительным, отхаркивающим, кровоостанавливающим, антимикробным, ветрогонным, мочегонным и ранозаживляющим действием. А также стимулирует секрецию желудка.
Одуванчик лекарственный
Используются корни и листья. Обладает желчегонным, мочегонным, жаропонижающим, успокаивающим, отхаркивающим, общеукрепляющим и легким слабительным действием. Кроме того, одуванчик улучшает обмен веществ, пищеварение и аппетит. Способствует понижению уровня холестерина и сахара в крови, стимулирует лактацию кормящих матерей.
Аир болотный
Используется корневище аира. Аир применяется как мочегонное, противовоспалительное, желчегонное, отхаркивающее, ветрогонное, антисептическое средство. В народной медицине употребляется при лечении гастритов, колитов, поносов, при гепатите и холецистите. А также – при подагре, рахите, анемии, ревматизме, фурункулах, при изжоге; для укрепления волос и улучшения аппетита.
Багульник болотный
Используется трава. Обладает отхаркивающим, потогонным, противовоспалительным, легким мочегонным, ранозаживляющим, антисептическим, успокаивающим действием. Используется при лечении ОРЗ, ларингитов, трахеитов, бронхитов, пневмонии, бронхиальной астмы, кашля и коклюша.
В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"
Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того чтобы заниматься этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекарс...
Сценарий театрализованной сказки "Лесная аптека" для детей 4-7лет
Сценарий стихотворной сказки, доступной для постановки детьми с ограниченными возможностями в возрасте от4 до 7 лет....
Экскурсия в аптеку.
Продолжаем знакомить детей с трудом взрослых. Развиваем речь детей,расширяем словарный запас....
Зеленая Аптека. Фитотерапия
Материал для ширмыФитотерапия — это лечение растениями. Еще лет двести назад другого нельзя было, и придумать: фармацевтической промышленности просто не существовало…....
Ролевая игра "Аптека" с математическим содержанием
Цель игры: - практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 10, устное называние разных вариантов составления и разложения числа, - производство устно действий « ...
Зеленая аптека
Несколько советов по укреплению здоровья и красоты с помощью комнатных растений...
Сценарий развлечения "Лесная аптека на службе человека"
Сценарий развлечения для детей подготовительной группы. Дети узнают, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека....