Волшебный мир песка
проект по окружающему миру (старшая группа)
Познакомить воспитанников с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией (рисование песком).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_mir_peska.docx | 39.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 муниципального образования Усть-Лабинский район
Проект
«Волшебный мир песка»
Разработан
Педагогом-психологом
Логачевой Д.П.
Паспорт проекта
1 | Наименование инновационного проекта/программы (тема) | Проект «Волшебный мир песка» |
2 | Авторы представляемого опыта | Логачева Дарья Павловна |
3 | Цели внедрения инновационного проекта/программы | Стабилизация эмоционально-волевой сферы старших дошкольников, как основного компонента психологического здоровья при помощи применения песочной терапии. Знакомство с техникой рисования песком - песочная анимация. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии. |
4 | Задачи внедрения инновационного проекта/программы | Познакомить воспитанников с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией (рисование песком). Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей. Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер. Формировать детскую самостоятельность и инициативность; Развивать психические процессы. |
5 | Основная идея (идеи) предлагаемого инновационного проекта/программы | Основная идея проекта заключается в том, что бы создать развивающую предметно- пространственную среду для детей дошкольного возраста. |
6 | Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта/программы | • Федеральный Закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 15.05.2013г. №26 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». |
7 | Обоснование его/её значимости для развития системы образования Краснодарского края | Значимость данного проекта является то что он включает задания, направленные на всесторонние развитие личности ребенка: развитие левого и правого полушария, мелкой моторики, эмоциональности. |
8 | Новизна (инновационность) | Проекта состоит в том, что систематизирован и разработан новый практический материал по преодолению чувства страха, тревоги, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах для детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с песком. Использование песочной терапии, а именно игр с кинетическим песком в развивающих и обучающих занятиях с детьми. Необходимость в использовании песочной терапии существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами; в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга. Также игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. . |
9 | Практическая значимость | проекта состоит в том, что предложен конкретный путь по преодолению чувства страха, тревоги, неуверенности у дошкольников, адаптированы и разработаны применительно к детям дошкольного возраста. |
1 0 | Механизм реализации инновации | Подготовительный этап (информационно-аналитический) Основной этап реализации проекта (практический) Заключительный этап |
11 | Сроки | 2021-2022 учебный год |
12 | Предполагаемый результат | 1. Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния; 2. Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.); 3. Повышение тактильно-кинетическуой чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук; 4. Повышение уровня развития психических познавательных процессов; 5. Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей; 6. Повышение самооценки дошкольника; 7. Воспитание положительных нравственных качеств личности. |
13 | Перспективы развития инновации | Ребенок будет обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; Ребенок будет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; Ребенок будет способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; Ребенок будет обладать развитым воображением, которое реализуется в творчестве; У ребёнка будет развита крупная и мелкая моторика, координация движений, он владеет основными приемами рисования на песке. |
14 | Предложения по распространению и внедрению инновационного проекта в практику образовательных организаций района | По мнению ученых, в наше время все чаще наряду с детьми, с уравновешенной психикой, встречаются дети эмоционально неустойчивые. |
15 | Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме | Распространение опыта между педагогами – психологами дошкольных учреждений города в средствах массовой информации. |
16 | Статус инновационной площадки(при наличии)(да/нет, тема) | |
17 | Материальное | - Световой планшет для рисования песком . -Пластмассовый ящик размером 50x50x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо. - Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта. - «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор входят: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои , злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки - все, что может быть использовано в песочных играх; - дидактические пособия. |
18 | Интеллектуальное | Акция «Принеси игрушку!» Посиделки «Знакомство за песком» Игра-упражнение «Узоры в песочной стране» Демонстрация коллекции игрушек «Сказочная коллекция» Просмотр сказок и песочных анимаций «Песочная страна» Игра-забава «Найди предмет» Дидактическая игра «Нарисуй похожее» Фотовыставка «Мой Песочный город» Рефлексия «Эмоции жителей песочной страны» |
19 | Временное | Проект реализуется с 2021 года по 2022 год. В данный момент сформирована система управления проектом. Разработчиком проекта обозначена актуальность, определены цели и поставлены задачи. |
Пояснительная записка
Направленность проекта: реализуется в рамках социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Новизна проекта
Состоит в том, что систематизирован и разработан новый практический материал по преодолению чувства страха, тревоги, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах для детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с песком. Использование песочной терапии, а именно игр с кинетическим песком в развивающих и обучающих занятиях с детьми. Необходимость в использовании песочной терапии существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами; в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга. Также игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Актуальность:
С введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования основным стал принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать поразному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони. Актуальность проекта заключается в том, чтобы показать, как с помощью светового песочного стола можно решать трудности в процессе обучения, воспитания, адаптации в социуме, повысить уровень сохранить и укрепить психическое здоровье. Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно для детей с задержкой психического развития. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Цель проекта:
Стабилизация эмоционально-волевой сферы старших дошкольников, как основного компонента психологического здоровья при помощи применения песочной терапии.
Знакомство с техникой рисования песком - песочная анимация.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.
Задачи проекта:
Познакомить воспитанников с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией (рисование песком).
Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.
Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.
Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.
Формировать детскую самостоятельность и инициативность;
Развивать психические процессы.
Ожидаемые результаты:
- Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния; 2. Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.); 3. Повышение тактильно-кинетическуой чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук; 4. Повышение уровня развития психических познавательных процессов; 5. Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей; 6. Повышение самооценки дошкольника; 7. Воспитание положительных нравственных качеств личности.
Этапы и стратегия реализации проекта:
№ п/п | Этап | Содержание деятельности | сроки |
1 | Подготовительный | Изучение и систематизация научно – методической, художественной литературы по тематике проекта, проведение консультаций, написание содержания проекта, проведение диагностики на выявление тревожности, страхов, анкетирование родителей | |
2 | Основной | Распределение ответственности за реализацию проекта, непосредственная его реализация, использование разнообразных форм работы с детьми и их родителями. Реализация индивидуального подхода в работе с семьями воспитанников. Формирование активной позиции родителя в отношении воспитания собственного ребенка. | |
3 | Заключительный | Фото выставка продуктов проектной деятельности. Оформление и распространение материала «Волшебный мир песка» Консультация для родителей «Безопасные игры детей в песочнице» |
Проектная карта
Направление деятельности | Мероприятия | Тематика | Цель | Ответственные | Месяц |
Взаимодействие с детьми | Акция | Принеси игрушку, человеку, который играет в песок | Сбор материала | Педагог-психолог, воспитатель | В течении года |
Беседа | Знакомство за песком | Беседа о свойствах песка, о видах и пользе. | Педагог - психолог | Ноябрь | |
Игра – упражнение | Узоры в песочной стране | Учить основным узорам, техникам рисования на песке | Педагог - психолог | Декабрь | |
Демонстрация коллекции игрушек | Сказочная коллекция | Показ и беседа об использовании и пользе игрушек | Педагог - психолог | Январь | |
Просмотр сказок и песочных анимации | Песочная страна | Просмотр и обсуждение видео роликов | Педагог - психолог | В течении года | |
Игра – забава | Найди предмет | Развитие памяти | Педагог – психолог | В течении года | |
Дидактическая игра | Нарисуй похожее | Развитие воображения | Педагог - психолог | Февраль | |
Фотовыставка | Мой песочный город | Выставка творческих работ детей как итог занятий | Педагог – воспитатель | Март | |
Рефлексия | Эмоции жителей песочной страны | Передача песку эмоций | Педагог - психолог | Апрель |
Проектная карта
Направление деятельности | Мероприятие | Тематика | Цель | Ответственные | Месяц |
Взаимодействие с педагогами | Консультация для педагогов | Игровая песочная терапия в детском саду | Расширение теоретических знаний о применении песочной терапии в ДОУ | Педагог - психолог | Ноябрь |
Семинар практикум для педагогов | Песочная терапия в детском саду | Приобретение практических навыков работы с песком | Педагог – психолог | Апрель | |
Фотовыставка | Мой песочный город | Практический результат проекта | Педагог – психолог | Май |
Проектная карта
Направление деятельности | Мероприятия | Тематика | Цель | Ответственные | Месяц |
Взаимодействие с родителями | Анкетирование | Значение песка в жизни Вашего ребенка | Выявление востребованности и интереса к проекту | Педагог – психолог | Ноябрь |
Акция | Принеси игрушку, человеку, который играет в песок | Сбор материала | Педагог – психолог | В течении года | |
Информационный стенд | Игры с песком | Польза от игр с песком | Педагог – психолог | Декабрь | |
Индивидуальные консультации | Социальная адаптация старших дошкольников | Анализ работы дошкольника с песком | Педагог – психолог | Март | |
Фотовыставка | Мой песочный город | Практический результат | Педагог - психолог | Май |
Ресурсное обеспечение проекта:
Нормативно – правовой ресурс:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 15.05.2013г. №26 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Научно – методический ресурс:
В методическом кабинете: • Завести документацию по обобщению опыта работы по данной теме; • Завести картотеку с материалами по изучению данного вопроса в изданиях научнометодической литературы, журналах и статьях. • Подобрать терапевтические сказки в соответствии с возрастом детей. • Подобрать иллюстрационный материал, отображающий смысл сказок. • Формировать фонд конспектов занятий и развлечений по использованию песочной терапии.
В группе:
• Оформить уголок для родителей консультациями и рекомендациями. • Подобрать видеоматериал по данной теме. • Провести опрос с родителями о полезности и целесообразности данного проекта. • Организовать выставку конкурса «Мой песочный город».
В кабинете педагога-психолога:
• Подобрать материал для оказания консультативной и практической помощи родителям по использованию песка в домашних условиях. • Сформировать банк терапевтических сказок. • Разработать и оформить дидактические игры по данной теме.
Материально – технический ресурс:
• Световой планшет для рисования песком. • «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор входят: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки - все, что может быть использовано в песочных играх; • Дидактические пособия.
Все необходимое оборудование расположено в доступном для детей месте, хорошо освещено, эстетически оформлено, все соответствует требованиям Сан ПиН и возрастным особенностям детей.
Список литературы:
1. Аромштам М. «Игры на влажном песке»/М. Аромштам./Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября».2006 г. № 12.
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка . М.: Линка-Пресс, 1993 г
3. Бережная Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф. Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007 г.-№1.-С.50-52
4. Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка»/ Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001 г.-вып.10.- С.42-47.
5. Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002 г.
6. Грабенко Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004 г. №5.
7. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010 г.
8. Жителева С.С. «Песочная терапия» /С.С. Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.№4.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в волшебную страну песка"
Програмное содержание: Воспитывать у детей любовь к родной Земле; познакомить со свойствами природного материала-песка и со сферами жизнедеятельности человека, в которых применяется песок; продолжать ...
"Серия буклетов: Волшебный мир песка"
Буклеты для родителей по ознакомлению с играми на песке....
Методическая разработка проекта в старшей группе "Волшебный мир песка"
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождении, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.Задачи: Дать детям представление о песке как о природном материале...
Родительский университет "Волшебные свойства песка"
В материале предложены разлиные игры с песком для детей дошкольного возраста. Описаны свойства и особенности кинетического песка....
«Волшебный мир песка»
Песок - это замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно- игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструир...
"Волшебные свойства песка"
Конспект одд.Данное занятие способствует становлению ребенка как самостоятельного субъекта познавательной деятельности....
Проект "Волшебный мир песка"
Цель проекта - обогащение игрового пространства, обеспечивающий развитие и обучение детей посредством игр с песком. ...