Волшебный мир песка
проект по окружающему миру (старшая группа)

Логачева Дарья Павловна

Познакомить воспитанников с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией (рисование песком).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_peska.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 муниципального образования Усть-Лабинский район

Проект

«Волшебный мир песка»

Разработан

Педагогом-психологом

Логачевой Д.П.


Паспорт  проекта

1

Наименование инновационного проекта/программы (тема)

Проект «Волшебный мир песка»

2

Авторы представляемого опыта

Логачева Дарья Павловна

3

Цели внедрения инновационного проекта/программы

Стабилизация эмоционально-волевой сферы старших дошкольников, как основного компонента психологического здоровья при помощи применения песочной терапии.  

Знакомство с техникой рисования песком - песочная анимация.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.

4

Задачи внедрения инновационного проекта/программы

Познакомить воспитанников с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией (рисование песком).

Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.

Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.

Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.

Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.

Формировать детскую самостоятельность и инициативность;  

Развивать психические процессы.

5

Основная идея (идеи) предлагаемого инновационного проекта/программы

Основная идея проекта заключается в том, что бы создать развивающую предметно- пространственную среду для детей дошкольного возраста.

 6

Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта/программы

• Федеральный Закон  от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 15.05.2013г. №26 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».  • Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.  2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».  

7

Обоснование его/её значимости для развития системы образования Краснодарского края

Значимость данного проекта является то что он включает задания, направленные на всесторонние развитие личности ребенка: развитие левого  и правого полушария, мелкой моторики, эмоциональности.

8

Новизна (инновационность)

Проекта состоит в том, что систематизирован и разработан новый практический материал по преодолению чувства страха, тревоги, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах для детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с песком. Использование песочной терапии, а именно игр с кинетическим песком в развивающих и обучающих занятиях с детьми. Необходимость в использовании песочной терапии существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами; в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга.  Также игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

9

Практическая значимость

проекта состоит в том, что предложен конкретный путь по преодолению чувства страха, тревоги, неуверенности у дошкольников, адаптированы и разработаны применительно к детям дошкольного возраста.  

1 0

Механизм реализации инновации

Подготовительный этап (информационно-аналитический)

Основной этап реализации проекта (практический)

Заключительный этап

11

Сроки

2021-2022 учебный год

12

Предполагаемый результат

1. Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния; 2. Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.); 3. Повышение тактильно-кинетическуой чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук; 4. Повышение уровня развития психических познавательных процессов; 5. Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей; 6. Повышение самооценки дошкольника; 7. Воспитание положительных нравственных качеств личности.

13

Перспективы развития инновации

Ребенок будет обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

Ребенок будет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

Ребенок будет способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;

Ребенок будет  обладать развитым воображением, которое реализуется в творчестве;

У ребёнка  будет развита крупная и мелкая моторика, координация движений, он владеет основными приемами рисования на песке.

14

Предложения по распространению и внедрению инновационного проекта в практику образовательных организаций района

По мнению ученых, в наше время все чаще наряду с детьми, с уравновешенной психикой, встречаются дети эмоционально неустойчивые.

15

Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме

Распространение опыта между педагогами – психологами дошкольных учреждений города в средствах массовой информации.

16

Статус инновационной площадки(при наличии)(да/нет, тема)

17

Материальное

- Световой планшет для рисования песком .

        -Пластмассовый  ящик размером 50x50x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо.

-        Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.

-        «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В  набор  входят: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои , злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки -  все, что может быть использовано в песочных играх;

-        дидактические пособия.

18

Интеллектуальное

Акция «Принеси игрушку!»

Посиделки «Знакомство за песком»

Игра-упражнение «Узоры в песочной стране»

Демонстрация коллекции игрушек «Сказочная коллекция»

Просмотр сказок и песочных анимаций «Песочная страна»

Игра-забава «Найди предмет»

Дидактическая игра «Нарисуй похожее»

Фотовыставка «Мой Песочный город»

Рефлексия «Эмоции жителей песочной страны»

19

Временное

Проект реализуется с 2021 года по 2022 год.

В данный момент сформирована система управления проектом. Разработчиком проекта обозначена актуальность, определены цели и поставлены задачи.

Пояснительная записка

Направленность проекта: реализуется в рамках социально-коммуникативного развития  старших дошкольников.  

Новизна проекта  

Состоит в том, что систематизирован и разработан новый практический материал по преодолению чувства страха, тревоги, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах для детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с песком. Использование песочной терапии, а именно игр с кинетическим песком в развивающих и обучающих занятиях с детьми. Необходимость в использовании песочной терапии существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами; в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга.  Также игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Актуальность:

С введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования основным стал  принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать поразному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони. Актуальность проекта заключается в том, чтобы показать, как с помощью светового песочного стола можно решать трудности в процессе обучения, воспитания, адаптации в социуме, повысить уровень сохранить и укрепить психическое здоровье. Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно для детей с задержкой психического развития. Песок нередко действует на детей как магнит.  Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.  

Цель проекта:

Стабилизация эмоционально-волевой сферы старших дошкольников, как основного компонента психологического здоровья при помощи применения песочной терапии.  

Знакомство с техникой рисования песком - песочная анимация.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.

Задачи проекта:

Познакомить воспитанников с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией (рисование песком).

Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.

Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.

Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.

Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.

Формировать детскую самостоятельность и инициативность;  

Развивать психические процессы.

Ожидаемые результаты:

  1. Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния; 2. Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.); 3. Повышение тактильно-кинетическуой чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук; 4. Повышение уровня развития психических познавательных процессов; 5. Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей; 6. Повышение самооценки дошкольника; 7. Воспитание положительных нравственных качеств личности.

Этапы и стратегия реализации проекта:

п/п

Этап

Содержание деятельности

сроки

1

Подготовительный

Изучение и систематизация научно – методической, художественной литературы по тематике проекта, проведение консультаций, написание содержания проекта, проведение диагностики на выявление тревожности, страхов, анкетирование родителей

2

Основной

Распределение ответственности за реализацию проекта, непосредственная его реализация, использование разнообразных форм работы с детьми и их родителями. Реализация индивидуального подхода в работе с семьями воспитанников. Формирование активной позиции родителя в отношении воспитания собственного ребенка.

3

Заключительный

Фото выставка продуктов проектной деятельности. Оформление и распространение материала «Волшебный мир песка»

Консультация для родителей «Безопасные игры детей в песочнице»


Проектная карта

Направление деятельности

Мероприятия

Тематика

Цель

Ответственные

Месяц

Взаимодействие с детьми

Акция

Принеси игрушку, человеку, который играет в песок

Сбор материала

Педагог-психолог, воспитатель

В течении года

Беседа

Знакомство за песком

Беседа о свойствах песка, о видах и пользе.

Педагог - психолог

Ноябрь

Игра – упражнение

Узоры в песочной стране

Учить основным узорам, техникам рисования на песке

Педагог - психолог

Декабрь

Демонстрация коллекции игрушек

Сказочная коллекция

Показ и беседа об использовании  и пользе игрушек

Педагог - психолог

Январь

Просмотр сказок и песочных анимации

Песочная страна

Просмотр и обсуждение видео роликов

Педагог - психолог

В течении года

Игра – забава

Найди предмет

Развитие памяти

Педагог – психолог

В течении года

Дидактическая игра

Нарисуй похожее

Развитие воображения

Педагог - психолог

Февраль

Фотовыставка

Мой песочный город

Выставка творческих работ детей как итог занятий

Педагог – воспитатель

Март

Рефлексия

Эмоции жителей песочной страны

Передача песку эмоций

Педагог - психолог

Апрель

Проектная карта

Направление деятельности

Мероприятие

Тематика

Цель

Ответственные

Месяц

Взаимодействие с педагогами

Консультация для педагогов

Игровая песочная терапия в детском саду

Расширение теоретических знаний о применении песочной терапии в ДОУ

Педагог - психолог

Ноябрь

Семинар практикум для педагогов

Песочная терапия в детском саду

Приобретение практических навыков работы с песком

Педагог – психолог

Апрель

Фотовыставка

Мой песочный город

Практический результат проекта

Педагог – психолог

Май

Проектная карта

Направление деятельности

Мероприятия

Тематика

Цель

Ответственные

Месяц

Взаимодействие с родителями

Анкетирование

Значение песка в жизни Вашего ребенка

Выявление востребованности и интереса к проекту

Педагог – психолог

Ноябрь

Акция

Принеси игрушку, человеку, который играет в песок

Сбор материала

Педагог – психолог

В течении года

Информационный стенд

Игры с песком

Польза от игр с песком

Педагог – психолог

Декабрь

Индивидуальные консультации

Социальная адаптация старших дошкольников

Анализ работы дошкольника с песком

Педагог – психолог

Март

Фотовыставка

Мой песочный город

Практический результат

Педагог - психолог

Май

Ресурсное обеспечение проекта:

Нормативно – правовой ресурс:

 • Федеральный Закон  от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 15.05.2013г. №26 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».  • Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.  2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».  

Научно – методический ресурс:  

В методическом кабинете: • Завести документацию по обобщению опыта работы по данной теме; • Завести картотеку с материалами по изучению данного вопроса в изданиях научнометодической литературы, журналах и статьях. • Подобрать терапевтические сказки в соответствии с возрастом детей. • Подобрать иллюстрационный материал, отображающий смысл сказок. • Формировать фонд конспектов занятий и развлечений по использованию песочной терапии.  

В группе:

 • Оформить уголок для родителей консультациями и рекомендациями. • Подобрать видеоматериал по данной теме. • Провести опрос с родителями о полезности и целесообразности данного проекта. • Организовать выставку конкурса «Мой песочный город».  

В кабинете педагога-психолога: 

• Подобрать материал для оказания консультативной и практической помощи родителям по использованию песка в домашних условиях. • Сформировать банк терапевтических сказок. • Разработать и оформить дидактические игры по данной теме.  

Материально – технический ресурс:

• Световой планшет для рисования песком. • «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В  набор  входят: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки -  все, что может быть использовано в песочных играх; • Дидактические пособия.

   

Все необходимое оборудование расположено в доступном для детей месте, хорошо освещено, эстетически оформлено, все соответствует требованиям Сан ПиН и возрастным  особенностям детей.  

Список литературы:  

1. Аромштам М. «Игры на влажном песке»/М. Аромштам./Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября».2006 г. № 12.  

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка . М.: Линка-Пресс, 1993 г

3. Бережная Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф. Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007 г.-№1.-С.50-52            

4. Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка»/                                    Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001 г.-вып.10.- С.42-47.

5. Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002 г.

6. Грабенко Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004 г. №5.

7. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010 г.

8. Жителева С.С. «Песочная терапия» /С.С. Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.№4.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998

10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в волшебную страну песка"

Програмное содержание: Воспитывать у детей любовь к родной Земле; познакомить со свойствами природного материала-песка и со сферами жизнедеятельности человека, в которых применяется песок; продолжать ...

"Серия буклетов: Волшебный мир песка"

Буклеты для родителей по ознакомлению с играми на песке....

Методическая разработка проекта в старшей группе "Волшебный мир песка"

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождении, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.Задачи: Дать детям представление о песке как о природном материале...

Родительский университет "Волшебные свойства песка"

В материале предложены разлиные игры с песком для детей дошкольного возраста. Описаны свойства и особенности кинетического песка....

«Волшебный мир песка»

Песок - это замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно- игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструир...

"Волшебные свойства песка"

Конспект одд.Данное занятие способствует становлению ребенка как самостоятельного субъекта познавательной деятельности....

Проект "Волшебный мир песка"

         Цель проекта - обогащение игрового пространства, обеспечивающий развитие и обучение детей посредством игр с песком.          ...