Экологическое воспитание дошкольников
статья по окружающему миру

Еремеева Ольга Ивановна

Экология для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eremeeva.docx13.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирования  экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Еремеева О.И

ГБОУ школа № 407 ДО

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. Деятельность по формированию экологической культуры называется «экологическим просвещением». Такая деятельность складывается из распространения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов. Современное образование предусматривает переориентацию внимания с «информационного» влияния, когда воспитаннику словесно объясняют стандартную модель «правильного» поведения, на деятельное воспитание благодаря активности самого воспитанника в различных видах деятельности. Процесс воспитания лежит не в навязывании системы ценностей, а в создании условий, чтобы нормы и законы, которыми руководствуется государство, стали для ребёнка личностно значащими. В экологическом воспитании детей дошкольного возраста немалую роль играют формирование культуры чувств, постоянное закрепление их в конкретных жизненных ситуациях. Именно благодаря эмоциональному ощущению окружающей среды ребенок может естественно воспринимать явления и объекты, обнаруживать свои чувства. Становление и формирование экологической культуры дошкольника становится основой знаний о морально-этических нормах и правилах и делает их основным регулятором  его поведения.

Все педагогические технологии построены на разных видах деятельности:

1. Вербальное общение – чтобы оживить его, используются сказочные и игровые персонажи, сюрпризные моменты, словесные игры, дидактические игры, чтение художественной литературы.

2. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. Как компонент, наблюдение включается в другие формы совместной деятельности: экскурсии, прогулки, акции, опыты. Наблюдение же лежит в основе разных видов деятельности (труд по уходу за растениями, изо деятельность, рассказы детей на основе впечатлений, осмотр объектов природы, заполнение календарей природы).

3. Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников, самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений, позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой.

Работа по экологическому воспитанию детей в группе строится в тесном взаимодействии с семьей, так как для ребенка-дошкольника большое значение имеет пример взрослого, особенно близкого человека. Деятельность родителей с детьми в помощь природе - это участие в акциях, экологических праздниках, выставках-конкурсах.

Формирование экологической культуры представляет собой совокупность экологических идей, народных и нравственно-экологических понятий, интеллектуальных и практических умений и навыков, опыта творческой природоохранительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...