Морская владычица
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Анисимова Татьяна Александровна

Конспект НОД по познавателно-исследовательской деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskaya_vladychitsa.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе

«Морская владычица»

                                     

 Подготовила: воспитатель

Анисимова Т.А.                                                          

2019


Цель: создание условий для опытно – исследовательской и экспериментальной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить со свойствами воды;
  • формировать понятие о воде, как наибольшей ценности в мире;
  • формировать умение детей самостоятельно делать выводы, проводить опыты самостоятельно или с минимальной помощью взрослого;
  • учить соблюдать правила безопасности во время опытно – экспериментальной деятельности;
  • закрепить порядковый счет в пределах 5.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к опытно - исследовательской деятельности и экспериментированию;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать речь;
  • развивать воображение, память, логическое мышление;
  • развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, самоконтроль, саморегуляцию своих действий;
  • воспитывать нравственные качества личности ребенка – желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Физическое развитие

Использованные технологии:

Технология проблемного обучения..

Предварительная работа:

Беседы о воде, о ее роли в жизни человека.

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

Чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме.

Материал: книга «Сказка о рыбаке и рыбке», рыбка, емкости с водой разной формы, звездочки для рефлексии, печенье в форме рыбок.

Раздаточный материал: стаканы с водой по количеству детей, соль, ложки на каждого ребенка, гуашь синего цвета, ракушки.

Музыкальное сопровождение: шум воды, голос Золотой рыбки.


Ход:

Дети входят в зал /группу, встают полукругом лицом к гостям.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости! Давайте поприветствуем их и друг друга!

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Дети присаживаются на свои места.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Я тоже люблю. И хочу прочесть вам сказку о рыбаке и рыбке. Послушайте внимательно.

(воспитатель начинает читать сказку….)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою…

(….вдруг раздается шум моря и появляется золотая рыбка – игрушка, картинка)

Золотая рыбка (озвучка): Здравствуйте, милые создания! Рада, что вы именно мою сказку начали читать. Я – владычица морская – Золотая рыбка Петровна. Просить помощи у вас желаю! Добраться до своего царства не могу – мой аквариум разбился… поможете, ребята? (да) Говорить уж нету сил… Держите сверток – в нем указано, что нужно делать…..

(Воспитатель достает сверток с заданиями. Дети располагаются вокруг стола, у каждого имеется свой стаканчик с водой)

1 шаг.

Золотая рыбка не терпит посторонних запахов. Она может жить только в воде, которая не имеет запаха.

Опыт 1. Нужно проверить, имеет ли вода запах.

Воспитатель: Ребята, поднесите стаканчик с водой к носу – имеет ли она запах? (нет) Значит, она пригодна для Золотой рыбки.

Вывод: Вода не имеет запаха.

2 шаг.

Золотая рыбка живет в морской водице. Она – соленая.

Опыт 2. Нужно проверить, имеет ли вода вкус.

Опыт 3. Может ли вода приобрести вкус.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, какая у нас вода.

Дети пробуют воду из своих стаканчиков, делают вывод, что вода несоленая.

Ребята, что же нужно сделать, чтобы обычную воду превратить в морскую? (ответы) Морская вода – соленая! Нам нужна соль! Давайте возьмем немного соли (на кончике ложечки) и положим ее в воду. Размешиваем. Ребята, куда же пропала соль?? (ответы детей) Соль растворилась. Попробуем воду теперь. Какая она? (соленая) Молоды, ребята! Мы превратили обычную воду в морскую!

Вывод: Вода не имеет вкуса, но может его приобрести.

3 шаг.

Настоящая морская вода синего цвета. Только в ней может жить Золотая рыбка.

Опыт 4. Вода прозрачная, но может ли вода поменять цвет?

Воспитатель: ребята, положите в свои стаканчики по одной ракушке. Вы видите ее? Почему? (ответы детей). Правильно, она прозрачная. Но нам нужна синяя вода…. Как это сделать? (предположения детей) Сможем ли мы ее окрасить? Давайте возьмем кисть и краску. А теперь растворим побольше краски в воде. Что получилось? Как изменилась вода? Видно ли теперь ракушку? Посмотрите через воду на своего соседа. Вы видите что-нибудь через окрашенную воду?  Я думаю, что Золотой рыбке нужна как раз такая вода!

Вывод: вода прозрачная, но ей можно придать цвет, она потеряет свойство прозрачности, окрасится.

4 шаг.

Золотая рыбка может передвигаться только в карете (аквариуме) круглой формы.

Опыт 4. Вода льется или падает?.

Опыт 5. Есть ли у воды форма?  

Перед детьми стоят несколько сосудов, каждый из которых пронумерован.

1. глубокая суповая тарелка

2. узкая прозрачная колба или ваза.

3. квадратный аквариум

4. банка или фигурная ваза

5. круглый аквариум

Воспитатель: Ребята, перед нами несколько сосудов. В какой нужно перелить воду для рыбки? (круглый) Посмотрите, каждый из этих сосудов имеет свой номер.

- Какой номер у тарелки? (первый) 

- Какой номер у вазы? (второй) 

- Какой номер у квадратного аквариума? (третий) 

- Какой номер у фигурной вазы? (четвертый) 

- Какой номер у круглого аквариума? (пятый)

Ребята, нам нужно перелить воду из ваших стаканчиков строго по номерам. Из первого во второй, из второго в третий, из третьего в четвертый и их четвертого в пятый.

(дети выполняют; в тарелку в связи с малым объемом вмещаемой воды, выливает свой стаканчик только один ребенок, последующие выливают все вместе во второй, затем воспитатель переливает из второго в третий и далее, по ходу обращая внимание детей на ту форму, которую приняла вода)

Вывод: Вода не имеет своей формы, и  приобретает любую форму емкостей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, переливая воду из сосуда в сосуд, мы пролили немного. Вода – это самая большая ценность на земле. Без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни человек. Нужно поскорее собрать нашу воду и вернуть ее Золотой рыбке! Давайте возьмем в руки губки (небольшие кусочки примерно 2:2 см – для наглядности эксперимента) и соберем воду губкой. Куда делать вода? Ее забрала губка. А теперь давайте отожмем губку в аквариум. Вот и вернулась водичка в аквариум! Нисколько не потерялось! МЫ сберегли воду!

Ребята, мне кажется, пора выпускать Золотую рыбку в карету и отправлять в ее царство.

Выпускает рыбку в воду.

Золотая рыбка (озвучка): Спасибо, ребята! Вот теперь я смогу перенести переезд в свое царство! А вам за доброту дарю вот этих рыбок! (печенье)

Помощник воспитателя уносит рыбку из группы, воспитатель проводит с детьми рефлексию.

Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, ребята!

Какое доброе дело мы сделали? (помогли рыбке)

А еще мы сегодня мы узнали о некоторых свойствах воды.

Давайте вспомним, что мы узнали о воде?

Вода не имеет запаха.

Вода не имеет вкуса, но может приобрести его.

Вода прозрачная, но ее можно окрасить.

Вода льется.

У воды нет формы.

Ребята, вы молодцы!

Пока мы с вами общались, от рыбки пришло послание – она удачно добралась до своего морского царства и прислала нам вот эти звездочки. Возьмите красные звездочки те, кому было интересно и все получилось, а желтые возьмут те, у кого возникли трудности. Но не переживайте! В следующий раз все обязательно получится!

Спасибо, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Морское дно, морское царство".

Познакомить детей с богатым миром подводного царства, разобрать взаимоотношения животных и растений, дать знания о природоохранной деятельности человека....

Тематическая разработка занятия в ДОУ «Как хорошо в твоем храме, Владычица!»

Новый праздник — День матери — постепенно входит в российские дома. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними о...

Создание с детьми старшей группы «Морские звездочки» авторского пластилинового мультфильма «Притча о морской звезде»

           Создание с детьми авторского пластилинового мультфильма                 «Притча о морской звезде...

Детские стихи и загадки о море, морских волнах, морском ветре

Подборка стихов и загадок о море, морских волнах, морском ветре имела широкое применение в период реализации проекта "Морское путешествие". Дети с удовольствием...

Детские стихи и загадки о море, морских волнах, морском ветре

В рамках проекта "Морское путешествие" были подраны стихи для заучивания и загадки для детей на тему "Море"....

занятие "морские обитатели" (раскрашиваем гипсовые фигурки морских животных"

Продолжать знакомить детей с обитателями морских глубин, знать их названия, учить раскрашивать гипсовые фигурки цветной  гуашью.Развивать фантазию и воображение у детей....