РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Медведева Наталья Александровна

В данной работе я представляю опыт развития певческих навыков у детей дошкольного возраста в нашем детском саду в период с 2016 (со средней и старшей группы) по 2017 год (до старшей и подготовительной к школе группы соответственно). На протяжении этого периода отслеживалось развитие вокальных навыков дошкольников, нарастание обучающих приёмов в формировании детского вокального исполнительства.

Пение является самым доступным исполнительским видом музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Цель данной работы - создать условия для овляадения детьми дошкольного возраста певческими навыками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pevcheskih_navykov_doshkolnikov.docx47.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей  
Кировского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Опыт музыкального руководителя

Тема:

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

               Выполнила:

                                              Музыкальный руководитель

                                       ГБДОУ детский сад № 23

Кировского района Санкт-Петербурга

                                                           Медведева Наталья Александровна

2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.        ВВЕДЕНИЕ        …1

2.        РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА        8

2.1.        Первый этап. Подготовка и выбор репертуара.        8

2.2.        Второй этап. Правила и установки вокально-хоровой работы.        9

2.3. Третий этап. Работа по видам деятельности.         11

2.4. Четвертый этап. Работа над песней.         19

2.5. Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков.         21

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ         23

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ         25

1.ВВЕДЕНИЕ

 Пение является самым доступным исполнительским видом музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье. 

Пение способствует умственному развитию ребенка. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Данную задачу мы видим во всех современных программах музыкального развития. “Гармония” К.В. Тарасовой – развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных видах музыкальной деятельности. “Синтез” К.В. Тарасовой – введение дошкольников в мир музыки, приобщение к истинно прекрасному. “Интоника”, “Здравствуй” М.А. Лазарева – стимуляция психофизических качеств детей через музыкальную эмоцию. “Искусство слышать” Л.В. Школяр – развитие у детей способности моделирования процесса художественного творчества. “Радуга” – развитие музыкальности, способности слышать музыку и получать удовольствие от встречи с ней.  “Детство” – растить детей здоровыми, жизнерадостными.

В данной работе я представляю опыт развития певческих навыков у детей дошкольного возраста в нашем детском саду в период с 2016 (со средней и старшей группы) по 2017 год (до старшей и подготовительной к школе группы соответственно); а также используется опыт работы занятий вокалом на дополнительном отделении для дошкольников в музыкальной школе им. С. В. Рахманинова г. Волгодонска Ростовской области с 2011 по 2016 год. На протяжении этого периода отслеживалось развитие вокальных навыков дошкольников, нарастание обучающих приёмов в формировании детского вокального исполнительства.

Теоретической базой моей работы являются разработки Н.А. Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова и другие.

Специфика пения дошкольников исследовалась в разных аспектах. Еще в 1940 году Н.А. Метлов в своей диссертации “Обучение пению детей старшей группы детского сада” ставил и решал вопросы, связанные прежде всего с охраной детского голоса, а также с разработкой методики обучения детей пению. Им были определены удобные для каждой возрастной группы диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальной установкой и певческими навыками, звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой интонации, ансамблем. При этом музыкант-практик большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь».

В программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского подчёркивается, что активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).

 В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.

Представляет интерес технология В. Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса.

Д.Е. Огороднов, выдающийся вокальный педагог, посвятил свою жизнь тому, чтобы доказать: грань между одарённостью и «бездарностью» человека, между его духовностью и бездуховностью является, по сути, гранью между его здоровьем и нездоровьем. Он первым поставил вопрос о том, что эстетическое развитие личности невозможно без наличия у неё особого сенсорного пространства — своеобразного органа восприятия прекрасного, и наглядно продемонстрировал, что комплекс необходимых для этого человеку способностей можно сформировать посредством выполнения простых, доступных всем упражнений. Работая в 50-70 годах прошлого века с детскими голосами, Дмитрий Ерофеевич нашёл ключ к решению сложнейшей задачи: укреплению подвижной детской психики, стабилизации всех нейрофизиологических процессов, процессов, протекающих в коре головного мозга ребёнка, путём одновременного включения в работу его голосового аппарата и кистей рук. Сегодня методику Д.Е. Огороднова знают и с успехом используют не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, Болгарии, Германии, Италии, Испании, Израиле, в Соединённых штатах Америки (Калифорнийский университет), и даже в Австралии. Её называют «открытием века», достойным Нобелевской премии.

Итак, формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей пению, необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Следовательно, нужно тщательно отбирать такие приёмы вокальной техники, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка

Цель моей работы – овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е. Тиличеевой, Н. Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А. Битус, С.И. Мерзляковой, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В. Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

Для реализации цели были поставлены задачи:

1. Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

2. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей;

3. Формирование певческих навыков;

4. Развитие исполнительского мастерства;

5. Расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;

6. Усвоение навыков хорового пения;

7. Развитие детского песенного творчества.

В работе с детьми я руководствуюсь следующими принципами:

1. Целенаправленность, систематичность, плановость.

Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичности и целенаправленности. Системность – основа любой методики, для дошкольников особенно. Только система – гарантия успеха.

К тому же, для музыкального развития детей важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.

2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей.

3. Принцип доброжелательности и открытости.

Важную роль играет подбор репертуара. Пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.

2. РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чтобы начать процесс обучения необходим подготовительный этап.

2.1. Первый этап. Подготовка и выбор репертуара. Сначала необходимо провести диагностику, прослушать всех детей.  У каждого определить диапазон звучания, тип и особенности голоса.

Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Важно не только создавать благоприятную психологическую и «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха, но и определить и четко следовать правилам безопасности – охране детского голоса. Ибо любой преподаватель пения, как и врач, должен помнить: «Главное – не навреди!».

Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Выбор репертуара – основополагающий момент в методике каждого педагога. Только формальное разучивания песенного материала для праздников и утренников может привести к нежелательным последствиям. Дети привыкают исполнять музыкальное произведение приблизительно. Интонируют приблизительно, так как еще не сформировано осознанное восприятие и воспроизведение мелодических оборотов. Нередко такое небрежное отношение заметно по искажению слов в тексте, дети даже не понимают смысла.

Поэтому музыкальные руководители в своей работе с детьми должны систематически использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких игровых песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, подобранные педагогами В. Колосовой, Н. Метловым, Т. Попатенко, Л.С. Струве, Н. Френкель.

Короткие песни-попевки, песни-упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата и активно развивают ладовый слух. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей. Усваивая короткие упражнения, дети накапливают интонационный багаж, учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста.

При выборе репертуара и упражнений для детей в первую очередь следует учитывать возрастные особенности. Даже к 5-6 годам гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты, связки короткие, грудной резонатор развит слабее, чем головной. Всегда следует избегать форсированного звучания, особенно на низких звуках. Для каждого возрастного периода известны свои параметры: примерный диапазон, примарные звуки, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков.

Только строгое следование правилам охраны певческого аппарата,  грамотный выбор репертуара и систематический подход в обучении обуславливает успешное овладение техническими приемами и постепенное, уверенное развитие общих музыкальных способностей.

2.2. Второй этап. Правила и установки вокально-хоровой работы.

В первую очередь, дети знакомятся с правилами певческой установки. Необходимо постоянно контролировать их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

 Певческая установка связана в первую очередь с правильным положением корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

  • сидеть (стоять) ровно;
  • не сутулиться;
  • корпус и шею не напрягать
  • голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
  • дыхание брать свободно;
  • петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
  • рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;
  • нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.

Вокально-хоровые навыки:

  • дыхание
  • звукообразование
  • дикция
  • чистота интонирования
  • ансамбль

С самого начала и на протяжении всего периода обучения идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.

 Например: «Вот смотрите, я пою всю фразу на одном дыхании, а допеть не могу. Почему? Попробуй ты». Ребенок… «Чувствуешь?» «Не хватило силы». «Правильно, только не силы, а воздуха. Значит надо его опять набрать в легкие. Вздох и поем дальше».

 Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»).

 В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система – певческие упражнения и постоянные напоминания. Показ жестом помогает вовремя и правильно - «нежно», спокойно взять дыхание. Чтобы дети не разрывали слово, можно показывать правильное и неправильное исполнение. Затем правильно исполняем упражнения. Для развития дыхания пропеваем на выдохе гласные звуки, открытые слоги (например: да, та, ля), согласные шипящие и рычащие звуки с участием языка и губ. Затем можно исполнять фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду и пою», «Я хочу учиться петь»).

 2.3. Третий этап. Работа по видам деятельности.

 Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.

 Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы).

Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных.

Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Помогает объяснение для детей – надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Поэтому можно вместе с детками сначала обсудить содержание песни, расшифровывать непонятные слова, найти кульминацию и т.д.

 Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

 Например, игра «Язычок»

(артикуляционная игра для малышей. Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения).

 

«Влево

вправо

(протыкаем языком щеку слева),

(теперь щеку справа),

Раз,

два 

(опять слева)

(опять справа).

Вверх

вниз

(протыкаем языком верхнюю губу),

(нижнюю),

Вверх — вниз

Язычок, не ленись!

(еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Губы, просыпайтесь!

Ротик, открывайся

(вибрируем губами)

(очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись,

и зубов не страшись

(кусаем кончик своего языка),

(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубы кусают даже губы

(кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаются и не унимаются.

(кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут, то сильно обижаются

(в улыбке открываем верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут, то снова обижаются

(в улыбке открыть верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать — стали язык жевать

(жуем язык боковыми зубами).

Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь

(проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь, а вместе с нами улыбайтесь!

(проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся)

 

Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В.Емельянова, которые делятся на статические и динамические.

Данные артикуляционные упражнения предварительно отрабатываются на занятиях с учителем-логопедом перед зеркалом, чтобы дети имели возможность проконтролировать качество выполнения каждого движения. На музыкальных занятиях детьми выполняются уже разученные артикуляционные упражнения, поэтому зрительный контроль в этом случае необязателен. На одном музыкальном занятии перед пением берётся не более пяти упражнений. По мере их усвоения детьми, вводятся новые упражнения.

Примеры статических артикуляционных упражнений.

Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).

Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

1. «Птенчик» - широко открыть рот;

2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);

3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

 В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе

 Примеры динамических артикуляционных упражнений

1. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;

2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского;

Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит?

 Во-первых, это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

Например, речевая зарядка:

Покажите-ка, ребята, как мы в лес шагали? 

Вот так, вот так, весело шагали.

Налетели комары, мы их отгоняли.

Вот так, вот так, мы их отгоняли.

Рассердились и потом шишки в них кидали,

вот так, вот так, шишки в них кидали.

Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались,

позабыли мы про шишки, и домой помчались

шагаем

 

отгоняем

руками комаров

кидаем «шишки»

побежали

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае используются попевки и песенки, которые, как и распевки транспонируются в разные тональности. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание, формирует высокую позицию.

 Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, широко используется моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф или игры на интерактивной доске).

 Для эффективности можно применять «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и другие).

Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.

 Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г. Лобачёва и другие). В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

Для того чтобы научить детей стройному ансамблевому пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

 Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку педагога. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках.

 К дирижированию детским хором я прибегаю в тех случаях, когда дети поют без инструментального сопровождения (а капелла) или когда они во время пения находятся на некотором расстоянии от инструмента, как часто бывает на празднике. С помощью дирижерских жестов можно указать точное начало вступления и окончания песни, усиление и ослабление звука, задержку его, высоту звука, изменение темпа. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо научить детей чувствовать музыку и делать оттенки без помощи дирижера.

Песенное творчество.

В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. О ценности и практической направленности импровизации в своих методических разработках писали В.В. Кирюшин и Г.И Шатковский. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

 Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.

Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.

  2.4. Четвертый этап. Работа над песней.

Ее тоже условно можно разделить на несколько этапов.

 1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:

  • краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
  • пояснение непонятных слов;
  • чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
  • разгадывание загадок, ребусов;
  • вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.
  • прослушивание или просмотр в хорошем исполнении как образец

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию. 

2 этап – разучивание песни.

Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме. 

Играем с детьми в «Подсказку»: пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предлагаю отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращаю внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях стараюсь больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу». Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.

3 этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.

Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.

 

2.5. Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков.

Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей.

В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются консультации, папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.

 В период целенаправленной работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста оформлялись родительские уголки: «Охрана детского голоса», «Пойте на здоровье», «Мелодии для самых маленьких», «Колыбельные песни – лирика материнства», «Советы тем, кто хочет научиться петь». Так же в родительских уголках помещаются тексты разучиваемых песен. Родители наших воспитатанников с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благотворное влияние на дошкольников. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу.

 Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе. 

 В работе с воспитателями используются открытые просмотры («Путешествие Язычка», «Всем нам песни петь не лень» и другие), консультации («Советы взрослым по охране голоса детей дошкольного возраста», «Хороводные игры в работе с детьми младшего и среднего возраста», и другие), беседы, круглый стол, семинары. На таких встречах педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.

 Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен), воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.

3.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

  • дети любят петь,
  • научились владеть своим голосом,
  • понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,
  • научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,
  • различают чистое интонирование и фальшивое пение,
  • научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,
  • научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства, переживания. На занятиях по развитию певческих навыков дошкольники участвовали в исполнительской деятельности, что помогло им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни не понизило интерес к ней, а, наоборот, дало ей новую жизнь. Целенаправленная систематическая работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.

 Воспитанники поют не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей характер и смысл песни.

 Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей

 В будущем я планирую продолжать работу и создать на базе детского сада студию по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт.

 

4.Список использованной литературы:

1. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» – СПб.: «Музыкальная палитра», 2009. – 248 с.

2. Орлова Т. «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» 2004. –№5,6– с.21. 2005. – №2 – с.22.

3. Тарасова К. «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель». 2005. –№1 –  с.2.

4. Тютюнникова Т.Э. «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра. 2004. – №15.  –  c. 3 – 10.

5. Шереметьев В. «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель» 2005. –  №5.  2006. – №1.

6. Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». – М., Владос, 2002. – 272 с.

7. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1964. – 14 с.

8. Метлов Н. «Музыка детям».– М.1985. – 144 с.

8. Огороднов, Д. E. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. / Д. Е. Огороднов — Изд. 3-е. — Киев: «Музична Украйина», 1989. — 164 с.

9. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998. – 120 с.

8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб: Лань, 1997. – 189 с.

10. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Музыка, 1986. – 112 с.

11. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007. – 96 с.

12. Щетинин М. «Дыхательная гимнастика А.С. Стрельниковой», М.: «Метафора», 2004. –  368 с.

12. Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]. http://nsportal.ru/detskiy-sad


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

опыт работы музыкального руководителя по развитию у дошкольников певческих навыков...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Система  музыкальной  работы  предполагает  использование  на  каждом музыкальном  занятии  следующих  здоровьесберегающих  технологий: Валеологически...

развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

Эта статья о том,какие способы можно использовать в решении поставленных задач развития певческих навыков....

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы

Обобщение опыта по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...