Дополнительная образовательная программа "Математические ступеньки"
рабочая программа по математике (средняя группа)
Дополнительная образовательная программа "Математические ступеньки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prog-ma_matematika.docx | 101.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная платная программа познавательной направленности
Согласовано | Утверждено Заведующий МДОУ _____________________А.В.Целуйкина |
Заместитель заведующего по ВМР ____________________М. Г. Егорова |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Вольского муниципального района
«Детский сад №16 «Кораблик» г. Вольска Саратовской области»
Дополнительная образовательная программа
По формированию элементарных математических представлений
«Математические ступеньки»
Для детей 4-5лет
Автор составитель:
Шарова Анжела Александровна
2021г.
Содержание:
| 3-4 |
1.1. Актуальность | 4 |
1.2. Цель программы. Задачи | 4-5 |
| 5 |
| 5 |
и режим работы | 5 |
2.1. Календарно – тематический план | 6-9 |
2.2. Структура занятий | 9 |
III. Методическое обеспечение и условия реализации Программы | 9 |
IV. Ожидаемые результаты | 9-10 |
V. Формы подведения итогов реализации программы | 10 |
VI . Литература | 10-11 |
I.Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки» (далее Программа) познавательной направленности разработана для проведения дополнительных занятий в рамках оказания платных образовательных услуг с детьми дошкольного возраста 4-5 лет.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
•Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» (с изменениями на 2 июля 2021 года) (редакция, действующая с 13 июля 2021 года).
•Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ)
(с изменениями на 11 июня 2021 года).
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Минпросвещения России от 07.05.2020.
•Постановление правительства РФ от 16 июля 2020 года N 1050 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования».
•Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
•Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
•Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования (новая редакция)
•Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
•Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642«Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изменениями на 7 июля 2021 года).
•Примерные требования к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006
•Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации
•Конвенция о правах ребенка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организация данной образовательной программы дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
По своему содержанию является социально-педагогической. Ее особенность заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Деятельность организовывается на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание уделяется развитию логических форм мышления.
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.
1.1.Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что она, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения, обеспечивает ребёнку овладение математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей.
Педагогическая целесообразность: эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.
Работа построена по принципу максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному). Организация обучения построена таким образом, что позволяет
• обеспечивать познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания,
• участвовать в процессе выполнения заданий каждому ребёнку,
• использовать индивидуальный и дифференцированный подходы к детям,
• детям получать радость и удовольствие в награду за свой труд.
1.2. Цель программы. Задачи
Цель программы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников.
Задачи:
Развивающие:
• Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
• Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
• Ознакомление с количественными представлениями, с последовательностью чисел натурального ряда.
• Знакомство с геометрическим фигурами, формой предметов,
размерами, цветом.
• Закрепление представлений о величине.
• Ознакомление с пространственными отношениями.
Воспитательные:
• Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.
1.3. Принципы реализации программы
От простого к сложному.
- доступность;
- системность знаний;
- цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту;
- всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков;
- активность и самостоятельность.
1.4 Сроки реализации программы
Программа рассчитана на девять месяцев обучения 1сентября 2021г.- 31 мая 2022г.
II. Расписание образовательной деятельности (учебный план) и режим работы.
Обучение реализуется в режиме занятий. Проведение занятий планируется 1 раз в неделю
продолжительностью 15-20 минут во вторую половину дня.
Модуль | День недели | Время проведения занятия | Форма проведения |
«Математические ступеньки» | Среда | 17.30 - 18.00 | Фронтальная |
Учебный план
Модуль | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
«Математические ступеньки» | 1 | 4 | 36 |
2.1 Календарно – тематический план
Месяц | № | Тема | Цели | Кол-во занятий |
Сентябрь
| 1 | «Знакомство с цифрами» | Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0. | 1 |
2 | «Геометрические фигуры» | Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. | 1 | |
3 | «Счёты» | Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение. | 1 | |
4 | «На что похоже?» | Беседа о предметах, окружающих нас. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур. | 1 | |
Октябрь | 1 | «Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)» | Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. | 1 |
2 | «Кошкин дом» | Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. | 1
| |
3 | «Волшебные пазлы» | Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей. |
1 | |
| 4 | «Осенний урожай» | Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру. | 1 |
Ноябрь | 1 | «Что такое порядок?» | Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. | 1
1
|
2 | «Интересные слова «между», «за», «после», «перед»» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. | ||
3 | «Какой? Сколько?» | Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов. | 1
| |
4 | «По порядку рассчитайся!» | Закреплять умения детей рассчитываться по порядку. Ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. | 1 | |
Декабрь | 1 | «Ориентирование на листе» | Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа. | 1 |
2 | «Аппликация на листе» | Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навыки аккуратной работы. | 1 | |
3 | «Лесенка» | Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить верх, низ, лево, право на листе бумаги, выполнять графические задания. | 1 | |
4 | «Рисование фигур по точкам» | Развивать графические навыки детей. Закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. | 1 | |
Январь
| 1 | «Левая и правая рука» | Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением» | 1 |
2 | «Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» | Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. | 1 | |
3 | «Сутки. Часы. Минутки» | Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. | 1 | |
4 | «Дни недели» | Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. | 1 | |
Февраль | 1 | «12 месяцев» | Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь» | 1 |
2 | «Время года. Сезоны» | Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать, сколько их. | 1 | |
3 | «Знакомство с часами» | Познакомить детей с часами, рассказать об их назначении, рассказать какие виды часов бывают. | 1 | |
4 | «Весы. Их использование» | Познакомить детей с весами, рассказать какие бывают весы и их назначение. Дать понятие «вес» | 1 | |
Март | 1 | «Какие бывают линейки» | Познакомить детей с линейкой, рассказать о её назначении. | 1 |
2 | «Рисуем по линейке» | Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. | 1 | |
3 | «Пишем цифры: 0, 1, 2, 3» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | 1 | |
4 | «Пишем цифры: 4, 5, 6» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | 1 | |
Апрель | 1 | «Пишем цифры: 7, 8, 9» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | 1 |
2 | «Расставь числа по порядку» | Развивать умение расставлять числа по порядку. | 1 | |
| 3 | «Задачи на смекалку» | Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия. | 1 |
4 | «Задачи на действия (сложение и вычитание)» | Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать. | 1 | |
Май | 1 | «Задачи на составление целого из частей» | Развивать мышление детей, умение делить целое на части. | 1 |
| ||||
2 | «Задачи на разделение целого на части» | Развивать мышление детей, умение делить целое на части. | 1 | |
3 | «Деньги. Их назначение» | Познакомить детей с деньгами, их назначением | 1 | |
4 | Итоговое занятие | «Веселая математика» «Занимательная геометрия | 1 |
2.2. Структура занятий
1. Создание ситуации игры, сюрпризного момента (знакомый персонаж, загадки, игры).
2. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя.
3. Инструкция по выполнению самостоятельных упражнений.
4. Выполнение заданий.
5. Физкультурная минутка.
6. Подведение итогов.
- Методическое обеспечение и условия реализации Программы
- Наглядные пособия (образцы изделий).
- Дидактический материал (рисунки, схемы, раздаточный материал, альбомы)
- Подборка информационной и справочной литературы.
- Аудиозаписи, видео, презентации.
- Использование образцов (муляжи, игрушки, поделки , скульптуры, макеты).
- Использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
- столы и стулья, соответствующие росту детей;
- магнитно – маркерная доска с набором цифр, геометрических фигур;
- маркеры;
- цветные счетные палочки;
- мозайка;
- объемные геометрические фигуры;
- шаблоны из геометрических фигур;
- конструкторы;
- раздаточный материал (цифры и математические знаки);
- цветная бумага;
- крупа (гречка, рис);
- цветные веревочки;
- пуговицы.
- видео – презентации.
IV.Ожидаемые результаты
Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки, поэтому к концу учебного года дети будут знать и уметь:
• отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник)
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
• использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
• ориентироваться в пространстве и на плоскости;
• Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме
• Различать основные цвета и их оттенки
• Считать в пределах 10, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов
• Ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку).
• Составлять целое из частей.
• Следовать инструкциям и работать по схемам.
V.Формы подведения итогов реализации программы
Диагностика математических умений.
Цель: выявление математических умений.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
№ | Ф.И. | Количество и счет | Величина | Геометрические фигуры | Ориентир. во времени | Ориентир. в пространстве | Логические задачи | ||||||
|
| Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | |||||||||||||
5 |
VI.Литература
1. Бурлака Е. Г., Н. Н. Прокопенко. Занимательная математика. Донецк, ПКФ «БАО», 1997 г.
2. БеляковЕ. А. 365 развивающих игр. Москва, 1999 г.
3. Волина В. В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1993 г.
4. Венгер А. А. Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста - М., 1999
5. Копытов Н. А. Лучшие задачи на развитие логики. Москва «АСТ-Пресс», 1999 г.
6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М. ,-1990
7. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до шести – СПб., 1996г.
8. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М., 1989
9. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб., 1996г.
10. Столяр А. А. Давайте поиграем. Москва, «Просвещение», 1991
11. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988
12. Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
13. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительным образовательным услугам "Музыкальные ступеньки"
Программа «Музыкальные ступеньки» посвящена развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, диагностический и рекомендуемый ...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Ступеньки к Богу"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ«Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение ...
Дополнительная образовательная программа "Ступеньки детства" предшкола
Программа по предшкольной подготовке «Ступеньки детства» модифицированная, разработана на основе программы-концепции для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения дош...
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Ступеньки музыкального творчества»
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий: А.В. Орлова «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музы...
Дополнительная-образовательная программа по общефизической подготовке и укреплению здоровья "Ступеньки-здоровья".
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главнойцелью которой является разностороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание...
Программа дополнительного образования «Раз – ступенька, два ступенька…» для детей старшего дошкольного возраста
Содержание программы Паспорт программы Пояснительная запискаЭтапы непосредственно – образовательной деятельности в соответствии с ФГОСХарактеристика особенностей развития детейКомплекс...
Конспект занятия во второй младшей группе по Дополнительной Образовательной Программе “Разноцветные ступеньки” Тема: «Рыбки в аквариуме» (Аппликация из ватных дисков и сухих листьев)
Тема: «Рыбки в аквариуме» (Аппликация из ватных дисков и сухих листьев)...