Педагогический опыт
методическая разработка по математике

«Использование игровых форм обучения детей

по формированию элементарных математических представлений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический опыт100.85 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад комбинированного вида № 91

Московского района г. Санкт-Петербурга

               

                      ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ

Рогачевой Екатерины Геннадьевны

На тему:

«Использование игровых форм обучения детей

по формированию элементарных математических представлений»

г.Санкт-Петербург

        2019г

Содержание:

              Информационная карта педагогического опыта......................3-4

  1. Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его   значение для совершенствования учебно -воспитательного процесса…………………………………………………………………..5-6

  1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта………………………………………..7-8

  1. Теоретическое обоснование опыта……………………………...8-11

  1. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения…………..……..11-17

  1. Анализ результативности………………………………………17-19

  1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта…19-21

  1. Адресные рекомендации по использованию опыта…………..20-21

           Список литературы………………………………………………22-23

              Приложение к опыту…………………………………………….24-39

  1. Приложение  № 1 – Конспекты занятия  во второй младшей группе
  2. Приложение № 2 - Конспекты занятия  в средней группе
  3. Приложение № 3- Конспект занятия в средней группе «Путешествие с Колобком»
  4. Приложение № 4 - Примерный перечень дидактических игр по  группам
  5. Приложение № 5  - Материал для папки – передвижки в родительский уголок  (средняя группа)
  6. Приложение №5 - Организация и содержание уголков занимательной математики.

Информационная карта  педагогического опыта

  1. Автор: Рогачева Екатерина Геннадьевна
  2. Стаж педагогической работы в данной должности: 7 лет, квалификационная категория – первая.

  1. Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарных математических представлений».

  1.  Место реализации:    ГБДОУ детский сад №91 Московского района

г Санкт-Петербурга                                                                  

  1. Уровень опыта по степени новизны: в рациональности усовершенствования традиционных и нестандартных форм обучения.

  1. Цель педагогического опыта: на практике показать эффективность использования игровых форм обучения при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

  1. Краткое описание опыта:

   Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.

   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор дошкольников, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности.

  1. Результативность опыта работы подтверждена в ходе проведенного мониторинга с детьми.

Стартовый мониторинг всего приняло участие 25 воспитанников  из    

них:

13 воспитанников имели высокий уровень развития, что составило 53,5 %,

6 воспитанников имели средний уровень развития, что составило 23,5 %,

6 воспитанников, что составило 23,5 % показали низкий уровень развития.

Итоговый мониторинг- всего приняло участие 25 воспитанников- и показал следующие результаты:

17 воспитанников имели высокий уровень  развития, что составило  70,5%,

 8 воспитанников имели средний уровень  развития, что составило 29,5 %.

  1.    Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой прямое руководство к эффективному использованию в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.

  1.  Эффективность опыта в повышении качества математической подготовленности детей к школе, что позволит им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

  1. Опыт изучался на педагогическом совете и был внесен в банк передового педагогического опыта ГБДОУ детский сад №91на основании решения педагогического совета № 2 от 30.11.2018 г и рекомендован для обобщения педагогического опыта на муниципальном уровне.

  1.  Последователи: воспитатель первой квалификационной категории ГБДОУ дет.сад №91 Лоншакова Светлана Алексеевна

    Использование системы специальных игровых заданий и упражнений позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.

14. Выводы и рекомендации: опыт работы рекомендован для дальнейшего изучения и распространения, в силу его актуальности, эффективности и соответствия основным положениям современной педагогической теории.

Игра - это искра, зажигающая огонёк

        

пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей. Математика - уникальная наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания знания. Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства - писал Леонардо да Винчи.

Математика реализует не только мировоззренческие, но воспитательные, культурные и эстетические функции. Мировоззренческая роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть явлений и

процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять, описывать и исследовать как внешние связи, так и внутренние связи системы.

Эстетическая роль математики (эстетика - наука о прекрасном) состоит, в частности, в том, что она сводит разрозненные элементы и связи системы в целостную композицию, обладающую эстетическими качествами (красота, обаяние, цвет, форма, пропорция, симметрия, гармония, единство частей целого, полезность, удовольствие и др.).

Воспитательная роль математики состоит в том, что изучение и применение математики вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость, терпение и трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений; умение выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на суть проблемы; умение ставить новые задачи и др. Поэтому роль математики в жизни человека очень важна.

  •  математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально - оценочной деятельности.

        Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Именно этим объясняется актуальность данной работы.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Свою работу  в должности воспитателя детского сада я начала в июне 2012 года в ГБДОУ детский сад № 91 расположенного по адресу г Санкт –Петербург на улице Алтайская 19. В группе «Остров детства», в которой я работаю на протяжении трёх лет, 25 детей, из них 12 девочек и 13 мальчиков. Все дети с разным уровнем интеллекта и развития. Социальный  статус  родителей  неоднороден:  рабочие,  служащие,  предприниматели, интеллигенция.
        Уровень сформированности элементарных математических представлений у детей в младшей группе на первичной диагностике показал: 23,5% детей имеют высокий уровень развития, 53% - средний, 23,5% - низкий уровень развития элементарных математических представлений.
        В современных условиях становится очевидным, что развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Анализируя программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении, мною было отмечено, что в ней  не достаточно представлен раздел по развитию занятий в игровой форме.

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Для того чтобы более качественно подойти к данному вопросу мною были изучены работы выдающихся педагогов: Л.А.Венгер, Е.С. Евдокимовой, З.А. Михайловой, Б.И. Никитина, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей дошкольного возраста. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование игровых форм обучения при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, с целью изучения актуальности и эффективности, использования системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на повышение качества математической подготовленности к школе.

Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению  знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации.

 Изучив, педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях.

      3. Теоретическое обоснование опыта.

Сложившаяся система обучения в дошкольном возрасте, ее содержание и методы ориентировали в основном на развитие у детей предметных способов действий, узких навыков, связанных со счетом и простейшими вычислениями, что недостаточно обеспечивает подготовку к усвоению математических понятий в дальнейшем обучении.

Необходимость пересмотра методов и содержания обучения обоснована в работах психологов и математиков, которые положили начало новым научным направлениям в разработке проблем математического развития дошкольников. Специалисты выясняли возможности интенсификации и оптимизации обучения, способствующие общему и математическому развитию ребенка, отметили необходимость повышения теоретического        уровня осваиваемых детьми        зданий.

  • качестве основания для формирования начальных математических представлений и понятий П. Я. Гальперин разработал линию формирования начальных математических понятий и действий, построенную на введении мерки        и        определении        единицы        через        отношение        к ней.

В исследовании В. В. Давыдова был раскрыт психологический механизм счета как умственной деятельности и намечены пути формирования понятия числа через, освоение детьми действий уравнивания и комплектования, измерения. Генезис понятия числа рассматривается на основе краткого отношения любой величины к ее части (Г. А. Корнеева).

  • отличие от традиционных методов ознакомления с числом (число - результат счета), новым явился способ введения самого понятия: число как отношение измеряемой величины к единице измерения (условная мера).

Анализ содержания обучения дошкольников с точки зрения новых задач привел исследователей к выводу о необходимости научить детей обобщенным способам решения учебных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и логических операций (классификации и сериации). Для этого, предлагаются своеобразные средства: модели, схематические рисунки и изображения, отражающие наиболее существенное в познаваемом содержании.

  • настоящее время реализуется идея простейшей логической подготовки дошкольников (А. А. Столяр), разрабатывается методика введения детей в мир логико- математических представлений: свойства, отношения, множества, операции над множествами, логические операции (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция) - с помощью специальной        серии обучающих игр.

  • последние десятилетия осуществляется педагогический эксперимент, направленный на выявление более эффективных методов математического развития детей дошкольного возраста, определение содержания обучения, выяснения возможностей формирования у детей представлений о величине, установлении взаимосвязей между счетом, и измерением (Р. Л. Берзина, Н. Г. Белоус, 3. Е. Лебедева, Р. Л. Непомнящая, Л. А. Левинова, Т.В. Тарунтаева,).

  • настоящее время исследуются возможности использования наглядного моделирования в процессе обучения решению арифметических задач (Н.И. Непомнящая), познания детьми количественных и функциональных зависимостей (Л. Н Бондаренко, Р. Л. Непомнящая, А. И. Кириллова), способности дошкольников к наглядному моделированию        при ознакомлении        с пространственными        отношениями (Р.И.Говорова)

  • условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного        возраста.

  • этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного преемственного математического образования дошкольников, определения целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ.

Понятие «математическое развитие» дошкольников трактуется в основном как формирование и накопление математических знаний и умений. Следует отметить, что основа такой трактовки понятия «математическое развитие»     дошкольников     была     заложена     еще     в     работах     Л.А.     Венгера     и     др. Такое понимание математического развития устойчиво сохраняется в работах специалистов дошкольного образования. Например, в исследованиях В.В. Абашиной понятию математического развития ребенка дошкольного возраста  посвящена  целая  глава.  В  этой  работе  дается  определение  понятию  «математическое  развитие»: «математическое  развитие  дошкольника  -  это  процесс  качественного  изменения  в  интеллектуальной  сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий». Таким образом, математическое развитие рассматривается как следствие обучения математическим знаниям.

   В какой-то мере это, безусловно, наблюдается в некоторых случаях, но происходит далеко не всегда. Если бы данный подход к математическому развитию ребенка был верным, то достаточно было бы отобрать круг знаний, сообщаемых ребенку, и подобрать «под них» соответствующий метод обучения, чтобы сделать этот процесс реально продуктивным,        т.е.        получать в        результате        «поголовное»        высокое        математическое        развитие        у всех детей.

  • настоящее время прослеживаются два подхода к определению содержания обучения. Ряд авторов (Г.А. Корнеева, Э.Ф. Николаева, Е.В. Родина) эффективность математического развития детей связывают с расширением информационной насыщенности занятий. Другие же (П.Я. Гальперин, А.Н. Федорова) стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений  и                                            понятий.

       Познание  и  отображение  в  представлениях  общих  связей  и  отношений  дошкольники  осуществляют посредством  наглядно-действенного  и  наглядно-образного  мышления  (А.  В.  Запорожец,  Л.А.  Венгер,  Н.  Н. Поддьяков, С. Л. Новоселова и др.). Мы разделяем точку зрения, согласно которой все виды мышления развиваются одновременно и имеют непреходящее значение на протяжении всей человеческой жизни. Внешние, пробующие действия  -  исходная  форма  для  развития  действий  образного  и  логического  типа  (Н.Н.  Поддьяков). Организованный процесс наглядно-образного мышления - ознакомление с численными характеристиками пространства  и  времени  -  может  быть  основой  развития  предпосылок  логического  мышления.  Решение мыслительных  задач  на  установление  пространственных  и  временных  связей,  причинных  зависимостей, количественных         отношений         будет         способствовать         интеллектуальному         развитию. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением,         обобщением, умозаключением.

  • практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А. Зак, 3.А. Михайлова); строительно-конструктивные игры. Кроме этого, активно используются сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Путешествие», «Поликлиника» и др.), общественные события и традиции («Встреча гостей», «Праздник пришел» и др.).

Специфика дошкольного образования состоит, прежде всего, том, что его содержание должно обеспечить формирование наиболее значимых психологических свойств и способностей ребенка, которые во многом определяют весь путь дальнейшего развития (А. В. Запорожец). Особенность обучения дошкольников - его организация в форме игры и связанных с ними продуктивных и художественных деятельностей. Образно-символический характер игры позволяет использовать ее в качестве средства развития воображения, наглядно-образного мышления, овладения знаковой функцией сознания и формирования предпосылок логического мышления. Эмоциональная насыщенность игровых действий и личностный смысл игрового взаимодействия способствуют развитию эмоционального отношения к миру, развитию самосознания и осознания себя как индивидуума, своего места среди других. Развитие умственных действий логического типа успешно происходит в процессе овладения детьми средствами выделения основных, существенных отношений, лежащих за непосредственными восприятиями, отражающими эти отношения в виде схем (Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. Ф. Обухова и др.).

Изучение психолого-педагогической литературы убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса обучения математике детей дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий и активного использования разнообразных приемов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

В процессе становления опыта я обнаружила, что многие из родителей считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д.

Работу над этой темой я начала с детьми младшей группы и продолжаю в средней группе. Проводя непосредственную образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.

Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести диагностику, с помощью которой смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. Я стала углубленно работать над темой:

«Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарных математических представлений».

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней, использование дидактических игр в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментах, в комбинировании известных методик посредством использования игрового занимательного материала дошкольников, с целью достижения желаемого результата наиболее рациональными и экономическими путями.

В работе использовались нетрадиционные формы и методы: стимулирующие детей к использованию дидактических игр, создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям. В результате это послужило базой для развития математических способностей детей.

     Отличительной особенностью дидактических игр и упражнений является то, что эти игры и упражнения основаны на осознании ребенком своей деятельности. Выполнение математических упражнений предлагается активное включение в этот процесс таких функций, как внимание, память, мышление. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.

       К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера. Наглядный материал, книги, компьютер, плоскостные дидактические игры (Пифагор, Танграм), игры – головоломки, задачи-шутки, ребусы, дидактические игры сенсорно-моделирующего характера, способствуют решению умственных способностей детей.

Научность.  Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка

  Исследуя литературу по дидактическим играм и упражнениям, я пришла к выводу, что данный метод является новым в современной педагогике. Научная новизна опыта состоит в том, что в своей работе я предлагаю подробное исследование, что способствует повышению уровня элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями.

Гипотеза - если использовать игровые формы обучения в непосредственной образовательной деятельности математики в ДОУ, то активизируется познавательная деятельность дошкольников.

        Использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

        Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

       Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

        Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

       Мастерство воспитателей возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы дошкольников в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными.

         Обучая маленьких детей с использованием игровых форм, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!

        В ходе исследования мною была подтверждена гипотеза о том, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических представлений я выстраиваю с учётом следующих принципов:

1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

3) Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.

4) Научность.

5) Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:

-элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);

- сравнение;

- метод моделирования и конструирования

- решение логических задач;

- экспериментирование и опыты

- воссоздание и преобразование

- информационно коммуникативные технологии

- здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в различных формах:

- организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

- демонстрационные опыты;

- сенсорные праздники на основе народного календаря;

- театрализация с математическим содержанием;

- обучение в повседневных бытовых ситуациях;

- беседы;

- самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.

2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) . Они служат для знакомства детей с днями недели,  названиями  месяцев, их последовательностью.

3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к  другому.

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре  математического направления моя роль - роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно я ввожу детей в ту или иную, участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется  в соответствии с возрастными особенностями детей.

Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.

Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я - воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.

Дети старшего возраста в ходе дидактических игр  наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенераи т.д. Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями и узкими специалистами ДОУ. Регулярно выступаю на педсоветах и семинарах, даю индивидуальные консультации родителям, показала мастер- класс по данной тематике на муниципальном семинаре на базе нашего ДОУ.

 Я рекомендую воспитателям чаще в своей работе использовать дидактические игры математической направленности.

И все же невозможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний. Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Поэтому я использую разные формы работы  с родителями:

-общие и групповые родительские собрания;

-консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры», «Играем дома»;

-проекты с участием родителей;

- изготовление дидактических игр совместно с родителями;

-мастер-класс для родителей;

-Дни открытых дверей;

-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

-совместное создание предметно-развивающей среды;

-анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?».

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:  -учитываются особенности психики ребенка;

-учитываются общие особенности детей;

        -воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

         -используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.

         Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях игровых методов и приемов.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в выявлении возможности использования игровых форм обучения, как средств формирования усвоенного материала дошкольниками.

Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой прямое руководство к эффективному использованию в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Предполагаемый конечный результат: использование дидактических игр способствует формированию элементарных математических представлений дошкольников.

Практическая значимость состоит в том, что была разработана система занятий с использованием дидактических игр по математическому развитию дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками

Цель работы: Развить         у        ребенка        интерес        к        математике        в дошкольном        возрасте. Выявить роль использования игровых форм обучения в развитии интереса у дошкольников к математике.

Задачи:

  1. Создать оптимальные условия для развития математических способностей детей.
  2. Создать предметно-развивающую среду.
  3. Приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.
  4. Развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление.
  5. Развивать у детей умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Развивать у детей познавательный интерес к математике.

5. Анализ результативности.

Для определения эффективности своей работы я провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста. Основная цель которой — выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

          Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

           Диагностика формирования элементарных математических представлений посредством игровых форм


Цель:  выявить  возможности  игры,  как  средства  формирования  усвоенного  материала  в  непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Критерии оценки:

1 Закрепление представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.

  1. Умение играть в группе по 3 – 4 человека.
  2. Развитие навыков мышления, памяти, творческой способности.
  3. Активизация познавательных интересов к математике, как науке.

  •  результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей в процессе использования развивающих игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребёнка, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования, которые определили следующие результаты:

Мониторинг эффективности при формировании  у детей дошкольного возраста математических способностей

              ГБДОУ детский сад комбинированного вида № 91

              Московского района г. Санкт-Петербурга

Вывод: из результатов мониторинга можно судить об эффективности проведенной работы

в 2015 – 2016 учебном году в начале работы воспитанники показали следующие результаты:

из 25  общего количества детей

высокий уровень развития показали  8 воспитанника, что составило  23,5%

средний уровень развития показали 9 воспитанника, что составило 23,5 %

низкий уровень развития показали   9 воспитанников, что составило 53 %

в 2016 – 2017 учебном году в завершении работы воспитанники показали следующие результаты:

из 25 общего количества детей

высокий уровень развития показали 20 воспитанников, что составило  70,5%

средний уровень развития показали 5  воспитанников, что составило 29,5 %

         Проведённая диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. К концу 2017 года детей с низким уровнем элементарных математических представлений – нет.

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Главная трудность, с которой я столкнулась в своей работе над использованием дидактических игр - отсутствие финансирования на приобретение игрового и практического материала, и как следствие- нехватка необходимого материала для дидактических игр с математическим содержанием. В соответствии с требованиями ФГОС, конечно, есть острая необходимость.
   Еще одной трудностью было отсутствие готового перспективного плана по использованию дидактических игр при  формировании математических представлений, на который я могла бы опереться в начале своей работы.
   Изучив литературу по данной теме,  я составила свой перспективный план использования дидактических игр, на что ушло довольно много усилий и времени, т.к. приходилось учитывать большое количество требований:

- каждый вид образовательной деятельности должен иметь четко сформулированную тему, цель и задачи;

- содержание учебного материала должно включать в себя формирование математических представлений и понятий; знакомство с зависимостями и отношениями, а также обучение математическим действиям в разных видах деятельности ребенка

- объем учебного материала должен обеспечить познавательную активность детей и работу в течении времени, утвержденного СанПиН в доступном темпе.

- методы и приемы работы занятий должны иметь адекватное обоснование (отвечать возрастным особенностям детей, помогать усвоению новых знаний или закреплению поученных, применяться с учетом индивидуального и дифференцированного подхода).

В своей работе мне  постоянно необходимо было  следить за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков, вносить коррективы в ход организованной и неорганизованной образовательной деятельности ребенка в зависимости от выявленных особенностей формирования математических представлений (упростить или усложнить задание, вынести часть задания на прогулку, закрепить математическое представление в изобразительной деятельности и т. д.).Мной был сделан подбор адекватных средств под тот или иной вид организованной образовательной деятельности (атрибуты для игр, наглядные математические пособия, дидактический материал и пр.). Следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий.

Необходимо было соблюдать четкость комплексных и интегрированных занятий: ясная цель каждой структурной части занятий и подчиненность их главной дидактической цели занятия, четкое планирование занятий и правильное распределение времени между каждой структурной частью. Комплексные занятия должны реализовывать задачи из разных образовательных областей в равной степени.

Так же мной учитывались такие важные моменты, как:

- владение методикой организации математической деятельности, умение давать четкие лаконичные инструкции, сохраняя доброжелательное отношение к детям.
        - переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, динамических пауз, целесообразное распределение учебных материалов и видов работы.

Соблюдение всех этих норм и требований создавали определенные трудности в моей работе.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

Представленный мной опыт может быть использован  и в работе педагогов ДОУ, и родителями.

Для воспитателей представлена методика использования дидактических игр математического содержания, составлен перспективный план по использованию дидактических игр на занятиях математикой, разработаны конспекты некоторых занятий, приложены интересные дидактические игры. Я думаю, педагогам будет интересно и полезно ознакомиться с данной темой. Родителям, которые много занимаются с детьми дома,  так же будет интересен мой опыт. Им интересно будет  ознакомиться со способами изучения математики с детьми в игровой форме. Так же для родителей мной представлены рекомендации по использованию математических игр с детьми в домашней обстановке, поскольку наилучшего результата в изучении математики детьми можно добиться, только работая в тесном контакте с родителями.

С данным опытом работы я знакомила педагогов на педсовете, в дни открытых дверей, показала мастер-класс, делюсь опытом с педагогами интернет – сообществ.

   

                                          Список литературы:

1. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 2003.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

3. Белошистая А.В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника // Начальная школа. – 2003. - № 4.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада /Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 1983.

6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.

7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии - 1966. - № 6.

8. Выготский Л.С. Педагогические сочинения. - Т. 4. М.: Просвещение, 1990.

9. Геллер Е.М. Наш друг – игра. Минск: Народна света, 1979.

10. Гельфан Е.Н., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М.: Педагогика, 1971.

11. Горький А.М. О молодежи. – М.: Просвещение, 1949.

12. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателя детского сада и родителей / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991.

13. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение 1991.

14. История дошкольной педагогики. М.: Просвещение, 1989.

15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

16. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Просвещение, 1988.

17. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Автор – сост. Е.А. Носова. – СПб: Акцидент, 1997.

18. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: Формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е издание – М.: Просвещение, 1985.

19. Минский Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., доработанное – М.: Просвещение, 1987.

20. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985.

21. Оконь В.У. Введение в общую дидактику./ Пер. С.Кольского. – М.: Высшая школа, 1990 г.

22. Педагогика и психология игры: Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 1985.

23. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.: Просвещение, 1992 г.

24. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987.

25. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, 1966.

26. Шербинина Г.К. Сказка как средство воспитания.// Начальная школа – 1995 – №3.

27. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1968.

28. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

29. Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание – 1966 – №3

 Приложение №1

Конспекты занятий во второй младшей группе

Занятие 1.

Цель. Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов, устанавливать отношения между понятиями «один», «много», «мало»; употреблять слова много, один, по одному, ни одного; согласовывать числительное один с существительными в роде и числе.

Демонстрационный материал. Набор игрушек-птичек (их столько же, сколько детей в группе), салфетка, 4 карточки, на первой из них наклеен 1 флажок, на второй - 3 флажка, на третьей - 8 флажков, на четвертой карточке ничего не наклеено.

Ход занятия. 1-я часть. Дети сидят полукругом перед детским столом. На подносе под салфеткой игрушки-птички.

«Пик-пик, пик-пик! - произносит воспитатель и спрашивает: - Кто это кричит? (Снимает салфетку.) Кто это? Сколько птичек? Как много птичек! Целая стайка!» (Слова много и стайка выделяются интонацией.)

Воспитатель по очереди вызывает детей к столу и предлагает им взять по одной птичке: просит 3-4 малышей сказать, сколько они взяли птичек. Подчеркивает, что каждый должен взять по одной птичке. На подносе птичек остается все меньше и меньше и, наконец, не остается ни одной. Выражения «по одной», «ни одной» выделяются интонацией.

По предложению педагога дети рассматривают игрушки. Воспитатель задает вопрос: «Сколько птичек у каждого?» На вопрос отвечают 3-4 ребенка. Воспитатель обобщает ответы: «У Веры одна птичка, у Наташи одна, у Димы тоже одна, у всех по одной птичке, а на подносе не осталось ни одной птички. Скажем все вместе: «Ни одной птички». Далее воспитатель просит принести птичек (они хотят поклевать зернышки): «Сейчас я насыплю зернышек, птички увидят и захотят поклевать их». Вновь поочередно вызывает детей к столу, спрашивает, сколько птичек каждый принес, подчеркивает результат действий: «Оля принесла одну птичку, Галя принесла одну птичку, Кирюша еще одну, птичек становится все больше и больше».

Когда все птички снова окажутся на подносе, педагог выясняет, сколько стало птичек, и делает обобщение: «Все принесли по одной птичке, а на подносе стало много птичек, собралась вся стайка! А у вас, дети, сколько птичек? («Совсем нет», «Ни одной нет».) Правильно, у вас сейчас нет ни одной птички, а на подносе много птичек!» Затем вызывает 2-3 детей, просит взять по одной птичке, показать своих птичек остальным детям и сказать, сколько птичек. («Одна птичка».) Остальным предлагает ответить на следующие вопросы: «По сколько птичек взяли Катя, Юра и Алеша? («По одной птичке».) Сколько птичек у вас осталось? («Ни одной птички».) Сколько птичек на подносе?» («Много птичек».) Выражения: «по одной птичке», «ни одной птички», «много птичек» - дети повторяют все вместе (хором).

Воспитатель заключает: «Правильно, у нас с вами ни одной птички нет, у Кати, Юры и Алёши по одной птичке, а на подносе много птичек, собралась вся стайка».

Это упражнение проводится повторно.

2-я часть. Педагог выставляет в ряд 4 карточки. Вызывая малышей по очереди, предлагает им показать, где один (мало, много, ни одного) флажок. Далее, указывая на карточки, задает вопросы: «Сколько здесь флажков? Много или мало здесь флажков?» и т.п.

Занятие 2.

Цель. Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; находить 1-2 признака, общих для всех предметов группы; употреблять слова много, один, по одному, ни одного; учить согласовывать числительное один с существительным в роде и числе.

Демонстрационный материал. Игрушки (елочки и зайчики по количеству детей в группе, машина).

Ход занятия. Дети сидят на стульчиках полукругом перед детским столом. Воспитатель привозит на машине елочки, обращает внимание малышей на то, как их много.

Взяв елочку в руку, спрашивает: «Сколько у меня елочек? А на машине сколько елочек?» Каждому ребенку предлагает взять по одной елочке. Вызывая детей по очереди, воспитатель просит трех-четырех из них сказать, сколько он взял елочек, подчеркивает, что каждый ребенок берет по одной елочке, а на машине их остается все меньше и меньше и, наконец, не остается ни одной.

Выясняет, как это получилось; задает вопросы: «Какого цвета елочки? Сколько елочек у Гали?» На каждый вопрос отвечают 2-3 ребенка. Воспитатель обобщает ответы малышей: «У всех детей по одной елочке. А сколько елочек на машине? А на столе есть елочки?

На столе нет ни одной елочки»,- уточняет вместе с детьми, затем предлагает подумать, что надо сделать, чтобы на столе стало много елочек. («На столе станет много елочек, если все принесут по одной») Далее поочередно вызывает детей к столу. Спрашивает каждого из них, сколько елочек он поставил, подчеркивает результат действия каждого и всех детей: «Кирюша поставил одну елочку, Оля еще одну, Лена еще одну, елочек становится все больше и больше».

Когда все елочки окажутся на столе, педагог спрашивает: «Сколько елочек стало? Да, на столе много елочек! Целый лес! Как мы получили много елочек?»

Аналогично проводится работа с зайчиками, которые вначале «спрятаны» на подносе под салфеткой.

Воспитатель дважды раздает и собирает зайчиков. В ходе второго сбора дети, действуя поочередно, отпускают зайчиков в «лес». Они собираются вокруг стола и играют с зайчиками. Педагог спрашивает «Сколько в лесу зайчиков? Сколько елочек?» - и заключает: В лесу много елочек и зайчиков».


Приложение № 2

                        Конспекты занятий в средней группе

Занятие 1.

Цель. Закрепить умения выделять отдельные предметы из группы и объединять их в группы; находить признаки, общие для всех предметов группы, и признаки, общие лишь для части предметов; закрепить умение находить много предметов и один предмет в указанных местах комнаты, называть количество предметов, согласуя числительное один с существительными в роде, числе и падеже; упражнять в сравнении размеров предметов, отличающихся длиной, шириной и высотой.

Демонстрационный материал. Два подноса: один - пустой, а на другом крупные и мелкие морковки (по числу детей в группе), они покрыты салфеткой; наборы игрушек и вещей разных размеров.

Подготовка к занятию. Воспитатель заранее размещает на полочке, фланелеграфе, столе, ковре группы однородных вещей или игрушек и единичные предметы. В состав групп входят предметы разного размера, например длинные и короткие скамеечки из строительного материала (дощечки), высокие и низкие елочки, большие и маленькие кубики.

Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель снимает салфетку с подноса и говорит: «Посмотрите, как много морковок я собрала вчера на огороде». Берет морковку в руку. «Сколько я взяла морковок? А на подносе сколько морковок?» После этого предлагает одному ребенку взять самую крупную морковку, а другому - самую мелкую, спрашивает детей, у кого морковка длиннее (толще), а у кого короче (тоньше).

Далее раздает детям по одной морковке и выясняет, какого размера морковка, какое количество морковок у каждого, сколько морковок на подносе (вызывает 4-5 детей). Предлагает детям догадаться, что надо сделать, чтобы на подносе опять стало много морковок. Воспитатель, задавая вопросы, подводит детей к выводу: надо всем положить на поднос по одной морковке, тогда их станет много. Затем предлагает положить большие (длинные, толстые) морковки на один поднос, а маленькие (короткие, тонкие)- на другой. Дети выходят по очереди и кладут свои морковки на подносы. Обобщая ответы детей, педагог подчеркивает, что каждый положил по одной морковке, а на подносах стало много морковок, что морковки разных размеров: на одном подносе большие, а на другом - маленькие. Много больших и маленьких морковок.

2-я часть. Детям предлагают поиграть в «поезд». По сигналу «Поезд идет!» дети делают круговые движения руками. Поезд останавливается на станциях «Полочка», «Стол» и т.п. Дети называют, сколько и каких предметов они увидели на данной станции. Педагог обращает их внимание на размер предметов, выясняет, например, что есть длинные и короткие скамеечки, большие и маленькие кубики и т.п. Размеры предметов сравнивают, используя прием приложения.

                                                                                                       Занятие 2.

Цель. Закрепить умение находить много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке (рассказывать о том, каких игрушек на столе много, какая - одна); закрепить умение прикладывать к группам игрушек равное количество других игрушек; раскладывать игрушки правой рукой слева направо.

Подготовка к занятию. До занятия воспитатель помещает на отдельные столы группы предметов, состоящие, например, из таких игрушек: много белочек (4) и один зайчик, одна белочка и много зайчиков (5), много медвежат (4) и один котенок, один медвежонок и много котят (3). На каждый стол ставит тарелку с соответствующими угощениями: орехами, морковками, конфетами, блюдечки с молоком.

Ход занятия (игровое упражнение «Угости зверей»). Воспитатель рассматривает с детьми обстановку и объясняет задание: «Тот, кого я вызову, подойдет к столу и расскажет, какие игрушки на нем стоят и сколько их». (Вызывает 4 детей.) Важно, чтобы ребенок, называя предметы, указывал их количество. («Много белочек и один зайчик».) Далее педагог говорит: «Сейчас мы угостим зверей. У нас много зверей, надо их всех угостить. Каждому мишке надо положить по одной конфете, каждой белочке дать по одному ореху, а каждому зайчику что нужно положить?»

Воспитатель напоминает детям прием приложения. Для выполнения задания он по очереди вызывает к каждому столу по одному ребенку. Выполнив задание, малыш рассказывает, что сделал.

В заключение организуется проверка усвоения знаний. («Всех ли зверей угостили?») Вызванные дети подходят к одному из столов и рассказывают, что на нем стоит.

.

                                                                                               Приложение № 3

Конспект НОД по ФЭМП
«Путешествуем вместе с Колобком»

Цель: продолжать учить детей считать в пределах 5,учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длиннее, короче, развивать представление о геометрических фигурах.

Программное содержание:

Образовательные задачи: - продолжать учить детей считать до 5, и называть цифры от 1 до 5.

- учить различать геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, а так же развивать представление детей о кубе и шаре.

- совершенствовать умение сравнивать предметы по величине (длиннее,короче) соотносить их по цвету.

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Развивающие задачи: - развивать речь,упражнять в отгадывании загадок.

- развивать наблюдательность и логическое мышление.

- расширять и активизировать словарь детей.

Оборудование:- музыкальные компопозиции " В гостях у сказки", " Песенка про колобка".

- кукольный театр " Колобок" (колобок,заяц,волк,медведь,лиса)

- колобок в виде куба.

- корзинка с кубиками и с шариками.

- карточки с цифрами от 1 до 5.

- разноцветные геометрические фигуры и ведерки соответствующего цвета.

- грибы с шляпками разного цвета и формы по 6 шт.

- гимнастический коврик, веревки разной длинны

- портреты зверей из геометрических фигур

- листы цветного картона, геометрические фигуры из цветного картона.

Ход занятия

I.Организационный момент

Звучит мелодия «В гостях у сказки». Воспитатель читает стихотворение:

В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажем гостье: «Заходи».   В. А. Стеклова

Дети стоят возле воспитателя.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Сегодня утром я встретила одного сказочного героя. Он сказал, что хочет с вами увидеться. А вы бы этого хотели? (ответы детей).

II. Основная часть.

1. Воспитатель: А чтобы узнать с кем я повстречалась надо отгадать загадку. Ну что Вы готовы? Тогда внимательно слушайте:

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.

У него румяный бок…
Вы, узнали?
(КОЛОБОК)

2. На стол выставляется кубик «Колобок», ответы - высказывания детей по поводу его внешнего вида.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Правильно. А вот и наш герой - посмотрите, какой он? Ну- ка, присаживайтесь в круг, сделайте его пошире., чтобы всем было видно.

Колобок: Здравствуйте, ребята. Я – Колобок! Почему вы так смеетесь? Что-то не так? (ответы детей).

Исследовательская деятельность детей по выявлению свойств куба, шара (детям предлагаются кубики, массажные мячи)

Воспитатель: Почему куб не может катиться? (дети берут по кубику и исследуют его, высказывая свои версии.

 Воспитатель делает вывод: кубы не могут катиться, потому что у них есть углы (показать) и грани (показать).

3. Воспитатель меняет кубик на шар.

Воспитатель: Колобок решил над вами подшутить. Он очень веселый, любит шутки, игры, решать задачи и отгадывать загадки. А ещё он очень любит путешествовать и приглашает нас отправиться с ним в путешествие. Вы согласны? (Да)

(Звучит весёлая песня, дети строятся по росту и шагают в колонне друг за другом. В это время воспитатель выкладывает обручи на пол по количеству детей.)

Воспитатель: Катился Колобок, катился, а навстречу ему прыгает заяц! - Какой по счету заяц? (Первый) - Ребята, а опишите зайчика, какой он? (Маленький, пушистый, трусливый, беленький)

4. Дидактическая игра «Поиграем с Зайчиком»

Заяц: Здравствуй, Колобок, здравствуйте дети. Как хорошо что мы с вами встретились! А вы знаете, что я больше всего люблю делать? (прыгать и играть) Давайте с вами поиграем! У меня есть цифры. А вы знаете цифры? Сейчас проверим! Вставайте на кочку (массажный коврик) Задание: Я буду показывать вам цифру, а вы должны прыгать, как зайчики столько раз, сколько обозначает данная цифра.

Заяц: Молодцы, ребята вы очень хорошо знаете цифры, и умеете прыгать.

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что у нас в руках фотоаппараты, и сделаем снимок зайчика на память.

(дети фотографируют зайчика, воспитатель показывает его «фотографию»)

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Зайчиком и отправимся дальше в путь за Колобком. (дети шагают друг за другом под музыку)

Воспитатель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк. – Какой он по счёту? (второй) – Ребята, а скажите, какой волк? (Злой, серый, зубастый, голодный)

5. Дидактическая игра «Поможем Волку»

Волк: Здравствуй, Колобок. Здравствуйте, дети. Куда путь держите? Ребята, а вы любите играть с цветными фигурами? Вот и мои волчата тоже любят играть с ними. Дома они у нас лежат в цветных ведёрках, а они взяли да и вытащили их все на дорожку, я их вот собрал в корзину. Помогите мне донести их в моё логово – это мой дом так называется и положить ох обратно на свои места. (Вопрос детей: а где находится твой дом) Недалеко: надо пройти прямо по дорожке, подлезть под поваленное дерево, а там и увидите моё жилище.

(Дети берут по 2 блока Дьенеша, выполняя подлезание под воображаемое бревно и раскладывают фигуры по цветам)

Волк: Спасибо, ребята.

Воспитатель: Ребята, давайте сфотографируем и Волка на память. Вот какая фотография у нас получилась. До свидания, Волк!

(дети шагают друг за другом под музыку)

Воспитатель: Покатился Колобок дальше. Катится, катится Колобок а навстречу ему Медведь. – Какой он по счёту? (третий) – Ребята, а расскажите, какой Медведь? (косолапый, неуклюжий, сладкоежка)

6. Дидактическая игра «Соберём грибы для Мишки»

Медведь: А вот и нет! Я очень люблю есть …. угадайте что:

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы
(Грибы)

- Посмотрите, какие необычные грибочки растут на этой полянке. Чем они отличаются? (Цветом и формой шляпок).

- Назовите цвет шляпок грибочков. А какую они имеют форму? (овальную и треугольную)

- Нужно собрать грибы. Девочки соберут грибочки с овальной шляпкой  в эту корзинку.
А в эту соберут мальчики грибочки с треугольной шляпкой.
(Дети собирают грибы)

Раз, два, три – начни!

Давайте посчитайте, сколько грибочков собрали девочки, а сколько мальчики? (Считают хором)

- Где больше? (Поровну)Замечательно!

Медведь: Спасибо, ребята.

Воспитатель: Ребята, давайте сфотографируем Медведя на память.
Вот какая фотография у нас получилась. До свидания, Медведь!

(дети шагают друг за другом под музыку)

Воспитатель: Покатился Колобок дальше. Катится, катится Колобок а навстречу ему Лиса. – Какая он по счёту? (четвёртая) – Ребята, а расскажите, какая Лиса? (рыжая, хитрая)

7. Дидактическая игра «В гостях у Лисички»

Лиса: Здравствуй, Колобок. Здравствуйте, дети. Куда путь держите?

Дети: Мы путешествуем!

Лиса: А поиграйте со мной, я вам секрет расскажу!

8. Пальчиковая гимнастика (игра) для малышей

Колобок - румяный бок,
Укатился за порог!

(Левая кисть лежит на коленке ладонью вверх. Правой раскрытой ладонью круговыми движениями, как катаем пластилиновый шарик,водим поверх левой ладошки)

Скок-по-скок, скок-по-скок
Укатился за порог!
   (Правую ладонь сжать в кулачок, и послогово с небольшим надавливанием "пройтись" кулачком, как молоточком, по подушечкам пальцев левой руки. На шестой слог - кулачком "стукнуть" в середину ладони, и закончить круговыми движениями)

Покатился Колобок
По тропинке во лесок!
 (поменять руки и выполнять движения из предыдущей части)

Скок-по-скок, скок-по-скок,
По тропинке во лесок!

Повстречал в лесу зайчонка,

(Двумя пальчиками каждой руки изображаем "ушки" зайчика, слегка сгибая и разгибая -указательный и средний подняты вверх, остальные прижаты к ладони)

И зубастого волчонка("устрашающе" сжимаем и разжимаем все пальцы на двух руках)

Мишку косолапого. (Кулачки сжать и "потопать" по коленкам)

А лисичка Колобка Хвать!
Взяла и сцапала!            
(Пальцы обеих рук быстро соединить в замок)

Лиса: Как с вами было весело. Спасибо вам, что со мной поиграли. А мой секрет находится вон на той полянке за рекой. До свидания!

Воспитатель: Ребята, давайте сфотографируем и Лису на память. Вот какая фотография у нас получилась. До свидания, Лиса!

Колобок: Но что же нам делать, я ещё ни разу не перебирался через реку? (ответы детей)

(Подвести детей к тому, что надо перекинуть верёвку с одного берега на другой. Все верёвки разной длины. Сравнить длину верёвок и выбрать самую длинную)

Переходим на другой берег приставным шагом по гимнастической палке.

9. Плоскостное конструирование

На столах лежат контейнера с геометрическими фигурами.

Колобок: Ребята, а давайте с вами выложим портреты того героя, с кем вам больше всего понравилось сегодня играть.

(дети по схемам выкладывают животное, с которым им больше всего понравилось играть. Колобок всех хвалит.)

III. Рефлексия.

Воспитатель. Ну вот, ребята, пришло время возвращаться в детский сад. Давайте скажем до свидания Колобку. Возьмём своего друга за руку и пойдём по тропинке под весёлую музыку. Вот мы и дома. Понравилось ли вам путешествовать с Колобком? И мне тоже сегодня понравилось: (обобщить положительные достижения детей).

        
Приложение №4

П Р И М Е Р Н Ы Й   П Е Р Е Ч Е Н Ь

ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР ПО  РАЗНОВОЗРАСТНЫМ  ГРУППАМ

                                2-Я МЛАДШАЯ  ГРУППА

1.Количество и счет

«Медведь и пчелы», «Самолеты», «Разноцветные фонарики», «Поезд», «Кот и мыши», «Птички», «Теремок», «Бабочки», «Скорый поезд», «Чудесный мешочек» и другие.

2.Величина

«Автомобили», «Ручеек», «Пузырь», «В лес за елочкой», «Аленушкин день рождения», «Найди такое же колечко» и другие.

3.Геометрические фигуры

«Найди свой домик», «Чудесный мешочек», «Гаражи», «Найди предмет такой же формы» и другие.

4.Ориентировка в пространстве

«Купание куклы», «Что изменилось?», «Шары с подвесными шариками», «Оденем куклу» и другие.

5.Ориентировка во времени

«День и ночь», «Когда это бывает?» и другие.

                           СРЕДНЯЯ ГРУППА

1.Количество и счет

«Что изменилось?», «Магазин», «Шары», «Будем считать», «Кому сколько», «У кого столько же», «Сосчитай» и другие.

2.Величина

«Кто скорее соберет?», «Спрячь шарик в ладошке», «Найди такое же колечко», «Найди полоску такой же длины», «Наоборот», «Какая игрушка спрятана» и другие.

3.Геометрические фигуры

«Найди по форме», «Что изменилось?», «Найди по описанию», «Домино», «Гаражи», «Найди такое же», «Чудесный мешочек» и другие.

4.Ориентировка в пространстве

«Что изменилось?», «Угадай, где что находится», «Составь узор и расскажи», «Кто выше», «Куда мы бросим мяч» и другие.

5.Ориентировка во времени

«Когда это бывает?», « День и ночь», «Наш день» и другие.

                       СТАРШАЯ ГРУППА

1.Количество и счет

«Какой игрушки не стало?», «Скажи наоборот», «Найди столько игрушек, сколько…», «Чудесный мешочек», «Отметь цифрой», «Рассеянный художник», «Найди пару», «Найди соседей», «Считай дальше» и другие.

2.Величина

«Два бассейна», «Большой –маленький», «Ставь правильно», «Расставь по порядку», «Сложи лесенку», «Что изменилось?» и другие.

3.Геометрические фигуры

«Чудесный мешочек», «Найди пару», «Гаражи», «Какой фигуры не хватает», «Какая фигура лишняя», «Домино», «Лото», «Что изменилось?» и другие.

4.Ориентировка в пространстве

«Помоги слонику добраться до…», «Куда пойдешь, что найдешь», «Скажи куда мы положили…?», «Что, где стоит?», «Найди флажок», «Путешествие» и другие.

5.Ориентировка во времени

«Когда это бывает?», «Наш день», «Дни недели», «Продолжай», «Наоборот», «Вчера, сегодня, завтра», «Было, будет», «Символ - часть суток», «Символ – время года», «Кто когда спит?» и другие.

                    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

1.Количество и счет

«Путаница», «Какой цифры не стало?», «Убираем цифры», «Не ошибись», «Исправь ошибку», «Назови число на 1 больше (меньше)», «Торопись, да не ошибись», «Примеров много – ответ один», «Рассеянный художник», «Сколько, какой», «Цветные цифры» и другие.

2.Величина

«Расставь по высоте», «У кого длиннее хвост», «Скажи наоборот», «Два бассейна», «К какому домику быстрее добежит Волк» и другие.

3.Геометрические фигуры

«Какая фигура здесь лишняя?», «Где мой домик?», «Домино», «Лото», «Уборка комнаты», «Какой формы картина?», «Собери игрушки в ящик», «Какой формы посылка или разложи посылки по почтовым ящикам» и другие.

4.Ориентировка в пространстве

«Помоги Чебурашке добраться до крокодила Гены», «Помоги Буратино дойти до школы», «Куда спрятался Котенок», «Расставь игрушки на полку» и другие.

5.Ориентировка во времени

«Живая неделя», «Назови скорей!», «Покажи какое время», «Символ – часть суток», «Символ – время года», «Машенькин день», «В какой день недели ходил в гости петушок?», «Какой день недели спрятался?» и другие

Приложение №5

Материал для папки - передвижки.                 
 (материал по средней группе)

     Любому человеку жизненно важно научиться ориентироваться во времени.  У маленьких детей существуют трудности восприятия времени и временных отношений. Трудности эти связаны как со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм («невидимо» и «не слышимо»), - так и особенностями детского мышления. Меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство ребенка с единицами времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.

      Что же может и должен знать о времени ребенок средней группы? Первая единица измерения, с которой надо познакомить малыша, - это сутки. Время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослого. Самых маленьких детей (еще до 3-х лет ) надо учить различать время суток  и называть их: утро, день, вечер, ночь. Лучше начинать с контрастных частей суток: день – ночь, утро – вечер, затем уже познакомить со смешанными частями суток: утро – день, вечер – ночь.

     В повседневной жизни взрослому надо чаще использовать названия частей суток, а также давать конкретные характеристики временных отрезков. Например: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику,  оделись, умылись и теперь будем завтракать».

     После того как ребенок научился различать и называть части суток и их смену, вводятся такие понятия, как «сегодня», «вчера», «завтра». На основе ознакомления с сутками ребенку надо объяснить, что смена суток  происходит ночью, те сутки, которые мы ждем, называются «завтра», а те сутки, которые прошли, называются «вчера».

     Для  лучшего закрепления и усвоения этих понятий можно использовать следующий материал и игры:

  1. Упражнение  с картинками «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Используется тематический набор картинок с изображением действий производимых в разное время суток. Детям дается задание:

  1. Расскажи, что нарисовано на картинке?
  2. Когда это бывает? (если ребенок затрудняется, подскажите, но так, чтобы он сам выбрал ответ, например: « Когда это бывает, днем или ночью?»)
  3. Почему так думаешь? Как ты узнал что наступил день (ночь)?
  4. Что ты делаешь днем (ночью)?
  5. Какое сейчас время суток?

  1. Игра «НАЗОВИТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО».

Взрослый говорит предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем …», мы будем спать ночью, а гимнастику будем делать …» и т. д.  Ребенок называет части суток, за каждый правильный ответ – награда, например картинка с изображением названной части суток.

  1. Игра «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ».

Взрослый говорит задание: «Назови соседей утра.» За каждый неправильный ответ с играющего берется фант.

4.  Игра «ЧАСТИ СУТОК».

     Ребенку дается 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), на которых изображена природа, а у взрослого подборка стихов о разных частях суток. Взрослый читает стихотворение, а ребенок,  прослушав его, показывает картинку, на которой изображена часть суток о которой прочитали.

5. Игра «ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ».

    Взрослый говорит предложение – задание: «Покажите, что вы делали утром». Дети изображают разные действия, но не называют их. Взрослый (или ведущий ребенок) должен угадать, что они изображают.

    Такую же игру можно провести со словами «вчера», «сегодня», «завтра».

  1. Упражнение «КТО КОГДА СПИТ ?».

     Детям раздаются картинки, на которых изображены: филин,  медведь, волк, курица, кошка, собака, бабочка, летучая мышь и т.д. Ребенок должен назвать, кто спит днем,  а кто ночью.

  1. Игра «ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА».

     Взрослый бросает мяч ребенку (или нескольким), говоря короткую фразу: «Мы рисовали…», поймавший ребенок отвечает как бы заканчивая фразу и отвечая на вопрос «когда»?

Пример:

Мы пойдем гулять в парк…(сегодня).

Мы навещали бабушку… (вчера).

Мы будем читать книгу… (завтра). И т.д.

  1. Задание – игра «ЧТО БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ».

    Взрослый и ребенок по очереди составляют рассказы. Их содержание может быть как реальным, так и вымышленным.

Темы рассказов:

1.Что со мной было вчера.

2. Что я делал сегодня.

3.Что со мной случится завтра. (и т.д.)

      Вот такие игры и упражнения можно организовать с детьми, а можно их придумать самим. Еще можно проводить путешествия – прогулки с ребенком в разные части суток, обращая внимание ребенка на изменения положения солнца, разный цвет неба, на действия людей. После прогулки предложить ребенку нарисовать увиденное или услышанное утром (вечером).

                   

Приложение № 6

Организация и содержание уголков занимательной математики

Примерный перечень материала в уголке

II-я младшая группа

Уголок сочетается с зоной дидактических игр по всем методикам.

  1. Мелкие игрушки в количестве много и один.
  2. Игрушки разные по величине.
  3. Игрушки разные по цвету.
  4. Картинки с изображением частей суток, времени года.
  5. Дидактические игры соответственно возрасту.

Средняя группа
  1. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5.
  2. Игрушки разные по величине.

3. Таблицы с предметами двух видов по величине.

4.Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр.

  1. Картинки с предметами составленными из геометрических фигур или похожие на них.
  2. Картинки с изображением времен года (деятельность детей).
  3. Дидактические игры соответственно возрасту.

Старшая группа

  1. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5, 10.
  2. Таблицы с предметами от 1 до 10, для закрепления порядкового, прямого и обратного счета.
  3. Игрушки разной величины от 1 до 5.шт.
  4. Геометрические фигуры средней группы и  призма,  конус.
  5. Картинки с изображением разных частей суток (явления природы).
  6. Картинки с изображением времен года (явления природы).
  7. Таблицы с изображением символов частей суток и времен года.
  8. Счетные палочки.
  9. Картинки с ориентировкой на плоскости листа: лабиринты, карты, схемы.
  10. Календарь с днями недели со II-го полугодия.
  11. Логические игры, лото, шашки, шахматы, домино и др.
  12. Дидактические игры соответственно возрасту.

                Подготовительная к школе группа

1. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 10, 20.

2. Игрушки с предметами от 1 до 10 разной величины.

  1. Знаки: «плюс», «минус», «равно», «больше-меньше2.
  2. Таблицы с задачами.
  3. Геометрические фигуры старшей группы и многоугольники.
  4. Таблицы на состав числа из 2-х меньших чисел.
  5. Календарь: дни недели, месяцы, год (по временам года).
  6. Макеты часов, разные виды часов, изображенные на картинках.
  7. Весы, гирьки.
  8. Емкости для измерения жидких и сыпучих тел.
  9. Линейки, метры, треугольники, линейки-трафареты.
  10. Листы бумаги в клетку, карандаши, ручки, фломастеры.
  11. Логические игры, ребусы, головоломки, кроссворды.
  12. Дидактические игры соответственно возрасту.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....