Программа дополнительного образования "Говори правильно"
рабочая программа по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Программа предназначена для детей 3-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи и для детей с задержкой речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_2020-2021.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 460 имени дважды Героев Советского Союза А. А. Головачёва и С. Ф. Шутова»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 460

Приказ № 01-ДО-ШП1-57

от «31» августа 2020 г.

_____________/Д.А. Шестаков./

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора ГБОУ Школа № 460

«31» августа 2020 г.

______________/ Т.В. Трушина /

СОГЛАСОВАНО

Заседание Педагогического совета

Протокол № 1 от «31» августа 2020г.

______________/Петрова Е.А./

Дополнительная

общеобразовательная программа

«Говори правильно»

Возраст: от 3 до 7 лет

Срок реализации: 1 год (64 часа)

Составил: учитель-логопед Гусельникова Е.Ю.



Москва

2020

Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Говори правильно»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень освоения программы: ознакомительный

Актуальность программы.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям родителей, педагогов и многих людей, в окружении которых ребенок растет и развивается.

Пожиленко Е.А.

Программа предназначена для детей 3-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи и для детей с задержкой речевого развития.

Среди речевых расстройств в детском возрасте встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались и занимаются такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.)

В настоящее время выделяют несколько уровней речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е.Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой.

ОНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений).

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Выделяют четыре клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении (синдром психического инфантилизма, церебрастенический синдром, гипердинамический синдром, психоорганический синдром).

Наиболее часто употребляемыми классификациями в отечественной психологии являются:

Классификация М.С. Певзнер и Т.А.Власовой - неосложненный психофизический и психический инфатилизм и «вторичная» ЗПР.

В дальнейшем на основе этой классификации К.С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу: ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР церебрально-органического происхождения.

Интересна также классификация В. В. Ковалева (1979). Он выделяет четыре варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов: дизонтогенетический (при психическом инфантилизме); энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС); ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха), ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например, при госпитализации).

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим и комплексным методикам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.

Педагогическая целесообразность.

Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Новизна и отличительные особенности программы.

Данная программа разработана по методике: Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.; Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием. –СПб.,2001.; Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии.

На каждую неделю отводится изучение лексической (словарная) темы. На каждом занятии формируются общие речевые навыки детей. Детям предлагаются также задания на развитие слухового и зрительного внимания и связной речи, игровые задания для развития пальцев рук, дыхания и силы голоса, на различение звуков речи, различные грамматические задания. Огромное внимание уделяется развитие фонематических процессов. При обучении по программе «Говори правильно» дети научатся правильно произносить звуки.

Цель и задачи программы.

Цель: устранение речевых дефектов и предупреждение возможных трудностей в усвоении знаний.

Задачи: развитие общих речевых навыков, артикуляционной, мелкой и общей моторики; развитие фонематических представлений, психических процессов, лексики и грамматического строя, связной речи; коррекция нарушения звукопроизношения.

Категория обучающихся в соответствии с уровнем ДОП.

Возраст обучающихся: от 3 до 7 лет.

Предполагаемый состав: до 6 детей.

Форма обучения: индивидуально.

Сроки реализации программы.

Срок реализации: 1 год (64 часа). Программа рассчитана на два занятия в неделю.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.

Занятия проходят в индивидуальной форме обучения. Продолжительность 1 занятия зависит от возраста ребенка. Дети от 3 до 4 лет – до 20 минут. Дети от 5 до 6 лет – до 25 минут. Дети от 6 до 7 лет – до 30 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.

Программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Планируемые результаты.

В ходе реализации программы ребенок: овладеет всеми компонентами значения слов, входящий в лексический минимум, научиться группировать слова по тематическому и родовидовому принципу, определять и подбирать антонимические пары, синонимические слова и словосочетания, овладеет навыками правильной интерпретации значения многозначных слов с помощью контекста;

усвоит типовые словообразовательные модели в рамках программного материала, научиться устанавливать семантические и формальные связи между словами одного словообразовательного гнезда, научиться устанавливать формальные и семантические связи между морфологически однотипными словами, ориентироваться в значении морфем и уметь правильно интерпретировать лексическое значение производного слова, опираясь на его морфологическую структуру;

овладеет словоизменительными моделями, навыками корректного употребления предлогов, навыками правильного употребления предложно-падежных форм существительных и местоимений, овладеет навыками правильного согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, освоит моделями сложноподчиненных предложений с придаточными определительным, временными, причинно-следственными;

усвоит нормативное произношение всех звуков русского языка, научиться правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, дифференцировать на слух все фонемы русского языка, осуществлять фонологический анализ слов (в рамках возрастной категории), интонационно правильно оформлять связное речевое высказывание.

Раздел 2. Содержание программы.

  • развитие общих речевых навыков- различные виды работ по преодолению нарушений просодических компонентов речи- задания на повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа речи, задания на воспроизведение ритмических структур, расстановку логических ударений, мягкую атаку голоса, силу, длительность звучания, обучение плавному речевому выдоху, четкости дикции, интонированию;
  • развитие мелкой моторики- предлагаются различные задания на развитие моторики пальцев рук;
  • артикуляционная гимнастика- дается в виде отдельных упражнений (статических, потом динамических, затем по группам звуков, позже, по мере усвоения, объединяется в интерактивную артикуляционную гимнастику-сказку;
  • коррекция нарушения звукопроизношения – постановка звука, автоматизация правильного произношения звука, дифференциация смешиваемых звуков;
  • развитие фонематических представлений – задания на развитие восприятия, внимания, слуховой памяти, чувства ритма, развитие фонематического восприятия;
  • развитие психических процессов – задания на развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие лексики и грамматического строя – задания для развития активного словаря и формирования грамматического строя на морфологическом и синтаксическом уровнях;
  • развитие связной речи – задания для развития диалогической и монологической речи.

Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы.

Формы контроля и способы определения результативности освоения программы. Предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в смотрах конкурсах, фестивалях, детских концертах и других мероприятиях.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы.

Список используемой литературы.

  1. О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. – М.:Русская речь, с.
  2. О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно. Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский дом «Литера», с.:ил.- (Серия «Уроки логопеда»
  3. О.И. Крупенчук. Тренируем пальчики - развиваем речь. Издательство: Литера, 2017 г. Серия: Уроки логопеда.
  4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Говорю правильно"

Программа дополнительного образования "Говорю правильно" расчитана на детей дошкольного возраста 4-7 лет, направлена на развитие различных сторон речи...

Образовательная программа дополнительного образования "Учимся правильно говорить"(5-6лет)

Материал по планированию работы учителя- логопеда в рамках дополнительного образования. Возраст детей 5-6 лет....

Программа дополнительного образования по формированию правильного звукопроизношения в рамках кружка "Занятия с логопедом"

Данная программа является дополнительным образовательным  кружком для детей не посещающих специализированную группу....

Собственная методическая разработка. Дополнительная образовательная программа "Будем говорить правильно".

Данная рабочая программа разработана для детей младшего и среднего дошкольного возраста....

Отчёт по программе дополнительного образования по речевому направлению для детей старшей группы «Говорим правильно»

Отчет по программе дополнительного образования по речевому направлению для детей старшей группы "Говорим правильно"...