Парадоксально, но литература не должна ничему учить, потому что в процессе творчества писатель познает тайну мира и человека и может заблуждаться, как, например, Л.Н.Толстой.Заблуждения для человеческого духа, особенно неокрепшего, тем более ОПАСНЫ и соблазнительны, если мысль черпается из классики. За примерами далеко ходить не будем: талантливый Леонид Андреев, Любимейшая мной Марина Цветаева, Артюр Рембо, Поль Верлен, непревзойденный Михаил Ккузмин ..... Однако эстетическая, познавательнеая и воспитательная функции у любого вида искусства существуют как факт. Потому не будем сбрасывать со счетов, что литература как вид искусства все-таки УЧИТ независимо от нашего желания. И в случае преподавания этого предмета мы должны прежде всего осознавать свою ответственность за душу подрастающего поколения и воспитывать сами при анализе художественных текстов, задавая душеполезное направлени мысли своим учащимся.
Мне кажется, читая книгу, просто попадаешь в совершенно иной мир, похожий на твой. но чем-то отличающийся. Живешь пару дней, а то и больше рядом с воображаемыми людьми, как сейчас предлагают сериалы или шоу.причем не уподобляешься им. Естественно, учишься жить по-новому, в других ситуациях. Или "приставляешь себе голову профессора Доуэля" и думаешь чужими мыслями некоторое время. Увлекательно и полезно! Наука таких приборчиков пока не придумала.
Люди деляться на две категории: те, кто читают пьесу Островского "Бесприданница" и те, кто смотрят фильм Э.Рязанова "Жестокий романс", снятый по мотивам этой пьесы. Иными словами, литература учит, должна учить и будет учить только того, кто любит читать. С какой проблемой столкнулись учителя литературы и истории? Заметна разница в развитии между читающим воспитанником, читающим по слогам и не читающим вовсе. Именно читатель будет вознагражден! Перед ним раскроется вся палитра жанров литературных произведений. Поди, выбирай на вкус! Именно читатель сможет постичь нравственные примеры, осудить безнравственные поступки, осмыслить свободу выбора и границы дозволенного, пережить всю гамму чувств вместе с героями произведения, развиться морально, духовно, эстетически. Литература сродни истории: событий много, уложить в голове сложно, потому что гуманитарное знание описательно по своей сути. И вот здесь на помощь приходит замечательный лозунг: Читающая молодежь - надежда нации!
Разумеется, литература учит - тех, кто читает, согласна с предыдущим комментарием. Все равно учит, даже постмодерн, который позиционирут себя как антидидактическую литературу. Должна ли учить? Да кто же ее может заставить!? Творчество, действительно, свободно. Вот только человек, читая, примеривая на себя "чужую шкуру", изменяется - следовательно, учится чему-то. только не надо относиться слишком серьезно к "приставленной голове", лучше все-таки думать своей!
28.04.2016г в городе Новосибирске проходила научно-практическая конференция "Воспитательный потенциал русской литературы в контексте реализации ФГОС". Конференция показала, насколько серьезно учителя должны относиться к воспитательной роли литературы в формировании достойного современного гражданина нашей страны. Выбор за вами, уважаемые коллеги!
Комментарии
Парадоксально, но литература
Парадоксально, но литература не должна ничему учить, потому что в процессе творчества писатель познает тайну мира и человека и может заблуждаться, как, например, Л.Н.Толстой.Заблуждения для человеческого духа, особенно неокрепшего, тем более ОПАСНЫ и соблазнительны, если мысль черпается из классики. За примерами далеко ходить не будем: талантливый Леонид Андреев, Любимейшая мной Марина Цветаева, Артюр Рембо, Поль Верлен, непревзойденный Михаил Ккузмин ..... Однако эстетическая, познавательнеая и воспитательная функции у любого вида искусства существуют как факт. Потому не будем сбрасывать со счетов, что литература как вид искусства все-таки УЧИТ независимо от нашего желания. И в случае преподавания этого предмета мы должны прежде всего осознавать свою ответственность за душу подрастающего поколения и воспитывать сами при анализе художественных текстов, задавая душеполезное направлени мысли своим учащимся.
Мне кажется, читая книгу,
Мне кажется, читая книгу, просто попадаешь в совершенно иной мир, похожий на твой. но чем-то отличающийся. Живешь пару дней, а то и больше рядом с воображаемыми людьми, как сейчас предлагают сериалы или шоу.причем не уподобляешься им. Естественно, учишься жить по-новому, в других ситуациях. Или "приставляешь себе голову профессора Доуэля" и думаешь чужими мыслями некоторое время. Увлекательно и полезно! Наука таких приборчиков пока не придумала.
чему учит литература
Люди деляться на две категории: те, кто читают пьесу Островского "Бесприданница" и те, кто смотрят фильм Э.Рязанова "Жестокий романс", снятый по мотивам этой пьесы. Иными словами, литература учит, должна учить и будет учить только того, кто любит читать. С какой проблемой столкнулись учителя литературы и истории? Заметна разница в развитии между читающим воспитанником, читающим по слогам и не читающим вовсе. Именно читатель будет вознагражден! Перед ним раскроется вся палитра жанров литературных произведений. Поди, выбирай на вкус! Именно читатель сможет постичь нравственные примеры, осудить безнравственные поступки, осмыслить свободу выбора и границы дозволенного, пережить всю гамму чувств вместе с героями произведения, развиться морально, духовно, эстетически. Литература сродни истории: событий много, уложить в голове сложно, потому что гуманитарное знание описательно по своей сути. И вот здесь на помощь приходит замечательный лозунг: Читающая молодежь - надежда нации!
литература учит...
Разумеется, литература учит - тех, кто читает, согласна с предыдущим комментарием. Все равно учит, даже постмодерн, который позиционирут себя как антидидактическую литературу. Должна ли учить? Да кто же ее может заставить!? Творчество, действительно, свободно. Вот только человек, читая, примеривая на себя "чужую шкуру", изменяется - следовательно, учится чему-то. только не надо относиться слишком серьезно к "приставленной голове", лучше все-таки думать своей!
28.04.2016г в городе
28.04.2016г в городе Новосибирске проходила научно-практическая конференция "Воспитательный потенциал русской литературы в контексте реализации ФГОС". Конференция показала, насколько серьезно учителя должны относиться к воспитательной роли литературы в формировании достойного современного гражданина нашей страны. Выбор за вами, уважаемые коллеги!