Арт - терапия, как метод воздействия на коммуникативные навыки.
Арт-терапия как метод развития коммуникативных навыков у детей 11-12 лет
Коммуникативные трудности в младшем подростковом возрастепреодолевают различными методами, но одни из наиболее эффективных, по показателям различных исследований, считаются методы арт-терапии. Метод арт-терапии используется как совокупность занятий с использованием различных форм, в которых раскрываются личностные особенности каждого участника, для того чтобы развивать младшего подростка как субъекта общества, чтобы он мог само-раскрыться и коммуникативно самосовершенствоваться.
Продолжение статьи в файле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапия как метод развития коммуникативных навыков у детей 11-12 лет
Коммуникативные трудности в младшем подростковом возрастепреодолевают различными методами, но одни из наиболее эффективных, по показателям различных исследований, считаются методы арт-терапии. Метод арт-терапии используется как совокупность занятий с использованием различных форм, в которых раскрываются личностные особенности каждого участника, для того чтобы развивать младшего подростка как субъекта общества, чтобы он мог само-раскрыться и коммуникативно самосовершенствоваться.
«Арт-терапия (отангл.art, искусство) – направление в психотерапии и психической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействия психоэмоциональное состояние ребенка». [45, с.451].
В работах К. Рудестама упоминается, что основная цель арт-террапии состоит из гармоничного развития младшего подростка: через развитие способностей к самовыражению и самопознанию, через поиски способов выхода агрессии и негатива, которые допустимы в обществе, через проработку мыслей, которые подростки привыкли подавлять, через внутренний самоконтроль, через концентрацию внимания на ощущения и чувства, через развитие творческих способностей и повышение самооценки.
К. Тисдейл утверждает: «Задача арт-терапевтической работы заключается в побуждении участников группы учиться посредствам опыта, который ранее не был ими осознан». [45, с. 452]. Чем больше человек начинает себя узнавать и понимать, осознает для себя какой эффект он производит на собеседников и социум, тем легче ему будет понять и осмыслить наличие отклонений в своем поведении от социальной нормы.
Выготский выделил два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии: «Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта, а второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение»». Факторы развития терапии объясняются тем, что субъекту, которые испытывает трудности в общении, предлагаются условия к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. «Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие на ребенка, влияние на его эмоциональную сферу, при этом выполняет коммуникативную, регулятивную функции. Участие проблемного ребенка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы».[45, с. 452].
Метод арт-терапии при работе с детьми предоставляет большой выбор приемов для корректировки, например, повышенной тревожности, страхов, агрессии; девиантного поведения, коммуникативных трудностей, трудностей в эмоциональном развитии; стресса, депрессии, эмоциональной депривации и др. Помощь арт-терапии в корректировке коммуникативных навыков включает разнообразные формы, как активная и пассивная, так и неструктурированная, и структурированная, так же включает в себя различные методы.
«Изобразительная деятельность – это метод, при котором ребенок может познавать себя, выражать свои чувства и эмоции, анализировать с помощью результата своей деятельности, свои внутренние переживания, избавляться от негативного состояния».[45, с. 452].
«Музыкотерапия- метод, при котором используется музыка. Методик музыкотерапии существует огромное множество, например, с детьми можно прослушивать какое-нибудь музыкальные произведения и проанализировать свое состояние при прослушивании той или иной композиции, также можно совместить с изобразительной деятельностью, ля усиления эффекта воздействия».[45, с. 452].
«Сказкотерапия – это метод, при котором используется чтение различных произведений, подобранных специально для ребенка для дальнейшей коррекции его состояний. Герои, образы, чувства, которые тем или иным образом связаны с корректировкой проблемы, могут восполнить недостаток мыслей, влечений, желаний, заменитьтревожные мысли и чувства на более позитивные, а также могут направить их в новое русло и поспособствовать постановке новых целей».[45, с. 452].
«Танцевальная терапия- метод, при котором используется танец. При использовании этого метода возможно интенсивное межличностное взаимодействие младших подростков, физический контакт».[45, с. 452].
«Куклотерапия- метод, при котором ребенок может представить себя на месте героя сказки, фильма или игрушки. Чаще всего куклу используют как объект взаимодействия ребенка и педагога».[45, с. 452].
Психологические этюды – метод, при котором младшего подростка включают в театральную деятельность, при которой создаются условия для снятия напряжения, разрядки, для выработки благоприятных способов выхода из проблемной ситуации. «Технологии арт-терапии способствуют самораскрытию младшего подростка в межличностном общении, осознанию и преодолению собственных коммуникативных трудностей. Самыми распространенными из таких трудностей считаются повышенная агрессивность, враждебность, пренебрежительное отношение к нормам морали и общепринятым нормам, скрытая жестокость, нетерпимость к людям». [45, с. 453].
Методы арт-терапии способствуют к развитию отзывчивости, контактности, самоконтролю в общении, готовности принимать и оказывать помощь и эмоциональную поддержку; способствуют к снижению скрытой агрессии, подозрительности, внутреннего напряжения и дискомфорта в общении; способствуют развитию коммуникативных навыков. Особую важность может иметь такая работа с детьми, которые испытывают особые трудности в выражении и вербализации своих мыслей и чувств, в нарушении речевых и эмоциональных или коммуникативных выражений. Часты занятия с использованием метода арт-терапии часто дают возможность возможность в развитии коммуникативных навыков и преодоление трудностей у детей 11-12 лет с выраженными трудностями в социальном взаимодействии.