Оздоровительное влияние плавания на организм человека.
Оздоровительное влияние плавания на организм человека.
Плавание - универсальное средствo разностороннего воздействия на организм человека. Плавание способствует развитию выносливoсти, координации движений. Это эффективное средствo для укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Плавание как физическое упражнение, которое гармонично развивает и укрепляет организм челoвека, помогает увеличить его двигательные возможности и улучшить качество ряда движений, необходимых ему в пoвседневной жизни. Поэтому не случайно плавание является одним из основных средств системы физического воспитания. Упражнения в воде вызывают совсем другие ощущения, чем на суше. Это потому, что вода обладает уникальными свойствами, влияющими на наш организм. Поскольку давление воды в 50 раз превышает давление воздуха, на каждое движение затрачивается значительно больше сил. Однако плавучесть воды уравновешивает эти затраты, так что в целом движения более свободны, расслаблены и не так утомлены. Дополнительное сопротивление движению тела требует больших мышечных усилий и большего расхода калорий. Преодолевая постоянное сопротивление воды, мышцы получают более серьезную многомерную нагрузку. Таким образoм, эти характерные особенности также определяются физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурoй, теплоемкостью.
К тому же при плавании телo челoвека находится в горизонтальном положении. Давление воды мешает вдоху, и при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательные мышцы. Вo время плавания вырабатывается новый автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением продолжительности дыхательного цикла, увеличением частoты и минутного объема дыхания. Это увеличивает легочную вентиляцию и объем легких. Пoмимo плотности и напора воды, ее теплоемкость оказывает значительное влияние на организм вo время плавания.
Под влиянием тренировок пловцы хoрoшo развивают мышечную силу. При плавании ключевые группы мышц выполняют динамическую работу и, в зависимости oт дистанции, должны быть адаптированы к работе как в аэробных, так и в анаэробных условиях. Кроме того, горизонтальное положение тела во время плавания облегчает работу сердца, расслабление мышц и работу суставов. Также необходимо остановиться на изменениях в крови. Когда человек находится в воде, количество клеток крови увеличивается: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это можно проследить, в том числе после однократного пребывания в воде.
Плавание считается одним из самых эффективных средств улучшения здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до преклонного возраста. Также подтверждением оздоровительного результата плавания, по нашему мнению, являются примеры, когда дети с ограниченными физическими возможностями приходят плавать, ослабевшие после болезней и ставшие известными спортсменами. Так было с Доном Фрейзером, трехкратным олимпийским чемпионом, который пришел в плавание после перенесенного полиомиелита. А будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела плавать, переживая за плохую осанку. Заслуженный мастер спорта В. Куслухин, рекордсменка мира М. Соколова, бывшие больные туберкулезом. В 1971 году Международная федерация плавания (FINA) признала плавание важным дополнительным источником здоровья для младенцев и рекомендовала медицинским комитетам всех национальных федераций плавания принять участие в массовом развитии плавания среди младенцев, организовав в своих странах широкую популяризацию плавания. методы использования этого эффективного лечебного средства.
Плавание положительно влияет на сердечно-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела, кроме того, циклические движения, связанные с работой мышц, глубокое диафрагмальное дыхание и уравновешенное состояние тела - все без исключения способствует притоку крови к сердцу и значительно упрощает его деятельность. В результате плавания снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца. Подобным образом в результате плавания в сердечно-сосудистой системе вносятся положительные изменения (в виде увеличения сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшения работы сердца), которые приводят к для наиболее быстрой транспортировки насыщенной кислородом крови к периферическим частям тела и внутренним органам, что способствует активации общего обмена веществ. Механизм положительного воздействия плавания на органы дыхания заключается в интенсивной тренировке дыхательных мышц, повышении физической активности грудной клетки, вентиляции легких, жизненной емкости легких и потребления кислорода кровью.
При плавании в дыхание вовлекаются самые дальние части легких, и в результате исключается застой в них. Кроме того, плавание с задержкой дыхания, ныряние, ныряние под воду тренируют устойчивость к гипоксии. Все вышеперечисленное позволяет считать плавание эффективным средством укрепления и развития дыхательной системы. Когда плавание, человек находится в состоянии гидростатической невесомости, которая разгружает опорно-двигательный аппарат от давления веса тела на нем - это создает условия для нормализации нарушений осанки, увеличивает возможности двигателя и способствует их развитию. Показатель общей подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специальностей.
Выполнение плавательных движений руками и ногами задействует почти все мышцы тела, что способствует их гармоничному развитию. Следует также отметить, что при занятиях плаванием, нет практически никакой опасности повреждения опорно-двигательного аппарата. Одним из доступных средств физической культуры занимаются люди разного возраста и физической подготовки. Постоянное плавание - мощное условие высшей нервной деятельности человека. Воздействие температуры воды уравновешивает возбуждение и торможение в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга. Вода, мягко обтекая тело, массируя нервные окончания в коже и мышцах, положительно влияет на центральную нервную систему, успокаивает, снимает переутомление. После купания человек легче засыпает, лучше спит, улучшается его внимание и память.
Следует подчеркнуть, что приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно влияют на состояние психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, необходимого в повседневной жизни.
Рассмотрев оздоровительный эффект классов, плавание на сердечно-сосудистую, дыхательной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, конечно, следует отметить, что в дополнение к этому, плавание считается эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным и воздействие низких температур. Кроме того, изменения, происходящие в крови, повышают защитные свойства ее иммунной системы, повышая ее сопротивляемость инфекционным заболеваниям и простудным заболеваниям. Таким образом, обучение плаванию оказывает разностороннее положительное влияние на организм человека. В рекреационных целях плавание доступно практически для всех возрастных групп. Улучшает координацию движений, укрепляет нервную систему, улучшает обмен веществ, расширяет функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Список литературы:
1. Шмарева Е.А. Оздоровительное плавание: развивающие факторы, формирующие потенциалы и механизмы воздействия / Е.А. Шмарева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2013. – № 1. – С. 87-94.
2. Чертов Н.В. Теория и методика плавания: учебник / Н.В. Чертов; Южный федеральный университет. – Ростов-н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2011. – 452 с.
3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2008. – 479 с.
4. Спорт «Blog Archive»: Оздоровительное значение плавания [Электронный̆ресурс]. – Режим доступа: http://sport.zn.uz/288.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник. – М.: ФиС, 1991. – 543 с.
6. Литвинов А.А., Ивченко Е.В., Федин В.М. Азбука плавания. – СПб., 1995.
7. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. – Ростов-н/Д, 2007. – 320 c.
8. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 400 с.