Хатынь бурятского народа
Предварительный просмотр:
"Хатынь бурятского народа"
или "есть такая улица!"
Очень редко мы задумываемся над тем, чьи имена носят наши улицы. Думаю, мало кто из гостей райцентра, и даже сами жители домов по улице Аносова, не так уж много знают о человеке, чьё имя носит их улица. Вот чисто документальный рассказ об этом "славном" человеке.
Гражданская война в Забайкалье шла относительно вяло, то разгораясь, то опять утихая. Основной театр военных действий развернулся на востоке области, а в тылу красных вершились страшные вещи. Красные партизаны из отрядов бывших уголовных каторжан П.Аносова и Н.Каландарашвили творили ужасные зверства в сёлах Акшинского уезда и Агинской степной Думы. Так в с. Кургатай партизаны Аносова устроили страшную резню, не щадя женщин, стариков и детей. В Кыринском районе вырезали всех лам Бырцинского тунгусского дацана, после чего дацан ограбили и сожгли. Особо "отличались" красные партизаны "алханайского" отряда под командованием П. Аносова. (В.Ю.Апрелков "Георгиевские кавалеры ЗКВ" том 5, стр. 51)
"С 1918 года в Забайкалье бурятскому населению сомонов Алханая, Таптаная и Додо-Или невозможно стало спокойно жить на родной земле, - повествует очевидец - житель с. Цаган-Оль Мондохой Гомбоев, 1908 года рождения. - Повсеместно участились грабежи скота и имущества у бурят, часто сопровождаемые кровавым насилием бандитов-живоглотов из сёл Дульдурги, Тулутая, Ключи, которые называли себя партизанами. Весной 1920 года зверски были вырезаны две бурятские семьи Алханайского сомона в распадке Сыпхинда - семья Дугара Енголдэн из трёх человек, некоторое время спустя была растерзана семья Соднома Будаева из четырёх человек. Бандиты чудом не отрезали голову годовалому ребёнку Дашиеву Дондоку. Летом 1920 года в местности Загдачей поголовно уничтожили бурятскую семью Жигжитова Доржи. Трупы были растерзаны до неузнаваемости. Поздней осенью 1920 года в пади Тарбагатай Алханайского сомона зверски истребили бурятскую семью Забаева Жаба из трёх человек. Раскалённым железным прутом были проткнуты животы у людей, отрезаны уши и выколоты глаза". (там же)
Житель Читы И.Н. Эрдынеев, ветеран Великой Отечественной войны и труда говорит: "Дугар Тапхаев был верным защитником бурятского народа от зверств алханайских партизан и был вынужден создавать отряд для защиты населения совместно с алханайским сомонным зайсаном Хончином Тугутовым. Его рассказ дополняют пульсирующие болью строки письменного свидетельства ...Д. Д. Дондокова: " ...Мой отец Дондок сосал окровавленную грудь своей убитой матери... Жестокости бандитов не было предела: они отрезали у людей уши, носы, выкалывали глаза, вспарывали животы, растягивали кишки. Когда прибыли люди убирать растерзанные трупы, мой отец, весь умазанный в крови убитой матери, сосал располосованную ножом её грудь... До какой жуткой жестокости доходили рыцари новой жизни!.." (там же стр.52)
А вот, что говорится в воспоминаниях бывшего лётчика, инвалида Великой Отечественной войны, трижды орденоносца, майора в отставке Цыден-Еши Балданова, 1911 года рождения, заверенных печатью Дульдургинской администрации в 2000 году: "Дугар Тапхаев выступал за простой бурятский народ. В январе месяце 1922 года бурятское население улуса Дондо-Иля обычно занималось по своему хозяйству, вдруг сообщили: придут красные и всё уничтожат... Все устремились в побег, остановились в пади Средний Хужертай Чиндалейского сомона, где настигли озверевшие партизаны и начали поголовно грабить всё имущество бурятского населения, отбирали одежду, обувь, войлочные потники, выделанные шкуры животных, серебрянные и золотые кольца и браслеты. У крестьянина Гончикова Дамби забрали всю животину скота, гнали в Дульдургу. При попытке бегства от партизан, они расстреляли крестьянина бедняка Жатарова Аюши (Бортой) и тяжело ранили его сына Балданжамсо. (там же)
Зимой 1923 года в распадок Сершихой Додо-Илинского сомона прибыли десять вооружённых человек, назвались партизанами из села Дульдурга. Они поспешно собрали население Додо-Или и выстроили людей в одну шеренгу и объявили, что будут расстреливать каждого тринадцатого из числа бурят. Таким тринадцатым оказался крестьянин Цыренов Бамбай, которого силой вытащили из строя и расстреляли перед строем обездоленных людей без суда и следствия. Я был очевидцем этого чудовищного зверства, которое осталось безнаказанным злодеянием большевиков начала двадцатого века". (там же)
Весной 19-го года пришёл в Кыру с Алханая партизанский отряд Петра Аносова. Вдумайтесь в то, как описывает те далёкие события в своей книге бывший уголовный преступник, а ныне красный командир П. Аносов: »Беспрерывные конфликты и стычки крестьян с казаками дошли до слуха атамана Семенова, и он решил проучить непокорных.
В феврале 1919 года Семенов двинул на Куленду и Бырлу большой карательный отряд. При отряде был японский пулемет с четырьмя японскими пулеметчиками.
В конце февраля отряд прибыл в Кыру и начал готовиться к походу на Куленду. На поддержку ему белые перебросили через Тарбагатай 250 бурятских кавалеристов под командой кулака Табхаева. Как раз в это время в Куленду прибыл отряд алханайцев в 55 человек под моей командой..." (В.Голубев "вся жизнь в борьбе" Благовещенск 2013 стр.79) Это же целая армия против двух деревенек... На самом же деле никто бурятских кавалеристов не посылал. Отряд Дугара Тапхаева пустился в погоню за Аносовым после того, как им стало известно о том, что творили партизаны Аносова в священных для буддистов Алханайских местах. Партизанский отряд Аносова вскорости совершит налёт на Бырцинский тунгусский дацан, что стоял на месте теперешнего Мордоя, перебьёт всех лам дацана вместе с ширетуем, а сам Дацан предаст огню. В советской литературе это будет подано как месть за то, что ламы в перестрелке убили партизана. Какая перестрелка? Откуда она взялась? А партизаны, якобы, обнаружили в дацане оружие, завязалась перестрелка и т.д. Что, собственно, нужно было партизанам в дацане? Как они могли обнаружить оружие, не входя в дацан? Зачем ламам хранить оружие, если в районе стоят правительственные войска, воевать с которыми священнослужители вовсе не собираются, а наоборот, надеются на их охрану в случае нападения каких-то незаконных вооружённых формирований?
И вот однажды из леса выходит это самое незаконное формирование и ... Дацан разрушен, ламы убиты. Аносов с отрядом пришёл в дацан с вполне определённой целью - реквизировать или, проще говоря, ограбить храмовые ценности. Вряд ли его интересовали священные книги или другие духовные реликвии. Бывшего уголовника влекла церковная утварь, которую можно превратить во вполне ощутимую материальную ценность. Священнослужители дацана пытались защитить то, что для них было бесценно и отдали за это жизни.
На эту тему я не раз говорил с буддистами и моя версия - это и их версия.
В том, что Аносов способен на такое преступление, нисколько не сомневается забайкальский историк-архивист Н.Я.Яшин. На основании подлинных документов он даёт Аносову такую характеристику: " Если бы в 20-е годы победила белая власть, на скамье подсудимых мог бы оказаться П. Аносов, бывший каторжник и командир красного партизанского отряда, который, едва войдя с отрядом в первый поселок Николаевской волости, совершил несколько убийств. Какие права или полномочия имел Аносов лишать людей жизни? И какое право имели красные партизаны для грабежа хозяйств забайкальских казаков? Кстати, в этом красным активно помогала часть местных крестьян, так как они имели межевые споры по земле с казаками. Позже, после разгрома красного партизанского отряда, многие крестьяне, которые активно помогали красным, пострадали. Например, когда один активный крестьянин из п. Горека был арестован, Николай Беляев, командир белого отряда, который являлся ему родственником, просил, чтоб того отпустили. Командир Горекинской поселковой дружины Махнорылов, который арестовал его и передал в военно-полевой суд, наотрез отказался это сделать со словами: «Вы в Чите сидели в тылу, а мы познали на себе, что из себя представляют большевики. Если военно-полевой суд его оправдает, то я лично его расстреляю». Военно-полевой суд приговорил арестованного к расстрелу. Нужно не забывать, что было много беженцев от красных партизан. Например, часть жителей сел Николаевское и Аблатукан убежали на станцию Могзон, откуда военный комендант станции отправил беженцев товарными вагонами в Читу. Жены казаков с малолетними детьми поселка Старые Ключи убежали в село Сивяково, боясь быть перебитыми красными".
Довольно значительную часть отряда Аносова составляли пленные австро-венгры, мадьяры, которые валили лес в районе Татаурово и добровольно пополнили партизанские ряды Аносова. "Они и так были вне закона, но тем не менее взяли в руки оружие. - продолжает Яшин - Один из них, Фирташ, 9 декабря 1919 года в районе села Доронинское прятался с подельником в стоге сена. Будучи окруженными милицией, они застрелили в упор парламентёров — начальника Читинской уездной милиции Тимофея Филипповича Лебедь-Лебедянского и начальника 4-го участка Павла Александровича Тралле, которые пытались уговорить их сдаться. (Выпуск 56 от 30.03.2016 г. Забайкальский рабочий) . http://xn--80aacb0akh2bp7e.xn--p1ai/articles/media/2016/4/1/sud-nad-atamanom-belyaevyim-podrobno-o-zabyityih-sobyitiyah-grazhdanskoj-vojnyi-v-zabajkale/
Что для них буддийские ценности и их священники? Как и для многих уголовников, что получили свободу вместе с Аносовым и, воспользовавшись хаосом в стране и области, создали партизанско-грабительский отряд.
Столь же нелестно отзывается краевед Яшин и о прибывшем из Прибайкалья отряде Каландарашвили. Да, да, о том самом Каландаришвили, который осенью 20-го года будет "освобождать" наши места от остатков белой армии. "Сам командир отряда Нестор Каландарашвили имел несколько судимостей по уголовным статьям, и отряд его был под стать ему. В 1921 году, когда отряд Каландарашвили находился на постое в Чите, то читинская городская милиция настойчиво просила военное руководство вывести этот отряд за пределы Читы, так как не ручалась за порядок в городе. Если бы эти отряды соединились, то что было бы в Улетовском районе, трудно предсказать. В воспоминаниях красных партизан в 30-50-е годы бесхитростно описывались события того периода: "...в бою 9 ноября 1919 года под селом Аблатукан отряд казаков из Гореки и поселка Чунгурук, совместно с уездными милиционерами, разгромил группу красных партизан, которые потеряли троих человек убитыми, среди них был взводный — близкий друг красного командира Аносова. Подошедшая позже группа красных партизан выбила казаков из Аблатукана и отбросила их до села Бальзой. Аносов в порыве ярости хотел сжечь Аблатукан, но его с трудом отговорили красные командиры Сущих и Бургуловы. (там же). Позже, при отпевании этих погибших красных партизан в церкви села Доронинское, присутствующие партизаны подгоняли священника Зерова выкриками: «Получше отпевай, привык отпевать господ да офицеров». Сами священники отказывались отпевать погибших красных партизан и только под угрозой смерти совершали этот обряд.( В.Голубев "Вся жизнь в борьбе", стр. 103)
От себя добавлю, что пахан Нестор со своими кавказскими братками буквально терроризировал Иркутскую губернию всё последнее десятилетие перед переворотом 17-го года. (Фонды Госархива Иркутской области, интернетресурс https://zaimka.ru/sysoev-kalandarishvili/).
Февральская революция 1917-го года и последовавший через полгода за ней октябрьский переворот дали "путёвку в жизнь" многим авантюристам и просто уголовным шайкам, которые под видом партизанских отрядов занимались откровенным грабежом и бандитизмом. Именно на волне этих событий были освобождены из тюрем и каторги вместе с так называемыми "политическими" заключёнными и уголовники всех мастей. Очень многие из них, если не абсолютное большинство, не поехало в российские губернии, справедливо полагая, что на её окраинах будет и вольготнее и спокойнее. Бывший на поселении в Акшинском уезде Пётр Аносов, довольно крупный криминальный авторитет ("Красный командир", газета "Земля" №27 от 3 июля 2018 г), сколотил вполне боеспособный "партизанский" отряд, который тут же принялся терроризировать бурятское население. Вскоре на соединение с Аносовым пришли Омский интернациональный отряд, почти поголовно состоящий из бывших военнопленных австрийской армии, и Ачинский красногвардейские отряды. (там же стр.56) В соединённый штаб этих отрядов тут же было устроено целое паломничество из бурят, грабленых и терзаных аносовскими партизанами. Командиры, разумеется призвали Аносова: "Ты что творишь? Буквально за Ононом семёновцы стоят, а ты население злишь? Разберись!" Аносов "разобрался" быстро и решительно. Во всех преступлениях обвинили взвод разведки и даже расстреляли его командира Хабарова. Аносов уже давно на него зуб точил, видя попытки Хабарова перехватить власть в отряде. Рядовым разведчикам дали возможность разбежаться из отряда, но при первом удобном случае они снова в него влились, ибо некуда им более деваться. (там же). Вскоре отряд Аносова двинется на Дульдургу и далее. Но уголовные замашки Аносова и его подчинённых будут периодически проявляться и в сёлах Акшинского уезда, и в Дульдурге, и в алханайских местах и на Ингоде. И везде Аносов будет широко применять понравившийся способ избавления от конкурентов и перекладывания вины на чужие плечи. Когда в пади Дульдурга аносовцы добрались до бурятских улусов, то учинили открытый разбой средь бела дня. Оказавшего сопротивление бурята убили, вырезали всю его семью, включая женщин и детей. Буряты - охотники выследили партизан и приступили к командиру отряда с обвинениями. Аносов тут же, на их глазах, пристрелил отрядников Мохноногова и Челутова. (там же, стр.67) Грабежи в Илинской волости, "ничтоже сумняшеся", повесил на илинских крестьян и, ворвавшись в деревню, несколько человек расстрелял. (там же) Своими бандитскими действиями Аносов разжёг "борьбу между русским и бурятским населением", как её скромно называет начальник Акшинской уездной милиции. В 1920-м году буряты из мести русским ограбили ново-кургатаевских крестьян, отогнав скот и лошадей.(ГАЗК Ф.Р-564 оп 1 д . 12)
Именно отряд Аносова привлечёт на кыринские земли взбешённых "тапхаевцев", плети которых потом десятилетиями будут вспоминать и приисковый люд и крестьянские сёла.
И.А.Пушкарёв
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо. Об этом надо
Спасибо. Об этом надо говорить. Надо не только победы знать, но и эту нелицеприятную правду.