Сибирские аристократы

Пушкарёв Игорь Александрович

к вопросу о хамниганах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sibirskie_aristokraty.docx57.51 КБ

Предварительный просмотр:

Сибирские аристократы

   11 марта сего года в газете "Земля" была опубликована статья "Ононские хамниганы". С большим интересом прочитал, так как сам имею прямое отношение к этому народу. И, должно быть, эта кровная связь заставила так болезненно отнестись к некоторым историческим погрешностям в статье. Первое, что насторожило, это замалчивание и принижение роли конных тунгусов в истории охраны границы. А ведь все древнеисторические акты говорят, что по Онону кочевали именно конные тунгусы. Это была далеко не "скромная и небольшая народность", как говорится в статье, если одному из тунгусских племён удалось захватить власть в Китае и три века её удерживать. Ононские тунгусы с одинаковым успехом защищали свои земли и от многочисленных посягательств монголов с юга и от вторжения "табунутов" (нынешних Хоринских бурят) с севера, которые согласно императорскому Указу 1799 года "О заселении Полуденного Забайкалья" пришли с Ингоды в Агинские степи. Тунгусский предводитель Гантимур, а вернее его сын Катан (в крещении Павел) получил по царской Грамоте от 16 марта 1685 года княжеский титул "...и велели его Павла писать княжим именем и написать иво по Московскому списку". Гантимуровы записаны в дворяне по почётному, Московскому, списку за неоднократные отражения монгольских набегов, в том числе и воинственных "табунутов".

        Так почему же смешали "гуранов" - потомков от браков караульских казаков с конными тунгусами и "карымов", произошедших от русско-бурятских браков? О последних С.П. Крашенинников в 1736 году будучи в Селенгинске писал: "Здешние жители, как мужики, так и бабы, почти все... лицо имеют широкое, волосы чёрные и все по-братски говорить умеют. Их русские зовут "карымами". Видимо не случайно упоминал Крашенинников и деревню "Карымскую", располагавшуюся вверх по реке Итанце, притоку Селенги (не путать со ст. Карымская, И.П.). Туголуков приводит яркую характеристику антропологического типа "карымов" из одного из сибирских словарей 18-го века: "Карым, у которого... рожа широка... и скулы высунулись." Ну скажите, где вы видели широколицего тунгуса? Этот народ и отличается именно "тонкими чертами лица, сухостью телосложения, невысоким ростом и маленькими кистями рук".

    Так почему же с 30-х годов прошлого столетия ушло из литературы и само название "тунгус", хотя до этого редкий исторический акт, касающийся Забайкалья, обходился без упоминания этого коренного народа?

   Я думаю - виной всему Тунгусское восстание против советской власти, случившееся в 1924-25 годах. После его кровавого подавления и перестали упоминать тунгусов. Ононских обурятили, остальных всех поголовно записали в эвенки. Стремились стереть в народе память о восстании, а вместе с ним стёрли и сам тунгусский народ. И ушли в небытие конные тунгусы - храбрые защитники приононских и верхне-аргунских рубежей нашего Отечества.  

Загадочные хамниганы...

          Кто же они, предки коренных жителей некоторых сёл приононских районов? Уже привычная нам Википедия говорит: "хамниганы". И поясняет: "проживают в Кыринском (сс. Алтан, Кыра, Тарбальджей, Ульхун-Партия, Мангут и др.), Акшинском (сс. Курулга, Нарасун)"... А кто же такие хамниганы? Я думаю, на этот вопрос большинство жителей приононских районов ответит не задумываясь:  буряты. Так ли это? Разумнее всего было бы спросить самих представителей этого народа. Но, будем надеяться, что они не останутся в стороне от обсуждения этого вопроса.

          Чтобы иметь возможность поразмышлять о происхождении хамниган,  приведу слова двух наиболее известных в этом вопросе авторов о хамниганах:

           Цитата из книги И. Грунтова "Краткий очерк грамматики хамниганского языка":
"Хамниганы проживают компактными группами вдоль реки Онон в Кыринском, Акшинском, Карымском, Шилкинском, Ононском районах Читинской обл. и в Агинском, Дульдургинском и Могойтуйском районах Агинского Бурятского автономного округа (2 тыс. чел.), в Хэнтэйском и Восточном аймаках Республики Монголия (15 тыс. чел.) и в аймаке Хулун-Буйр Автономного р-на Внутренняя Монголия (КНР) (ок. 1500 чел.).
Этногенез хамниган сложен. Основной родовой состав монгольского происхождения: хатагины, горлуты, узоны, гунэйцы, мекерчины, даганханы, модоргоны, бакшинары, бахашилы, улдегены, чимчигиты, бичикантаны, однако имеются и роды тюркского и тунгусского происхождения: сартаулы,
сарадулы, урянхайцы, уляты, хачины, урянхай-тугчины, дулигаты, чимчигины, луникеры, пуцагаты. [...]Хамниганы предположительно являются потомками тунгусоязычного народа, переселившимися из Сев.Забайкалья в долины рр. Селенга и Онон, где они подверглись сильному влиянию монголоязычного населения ".

        "В состав этнотерриториальной группы ононских хамниган входили такие племена, как сартул, урянхан, тугчин, хачин, узон, гунуй, мекерчин, хатакин, горлут, даганхан, модоргон, багшинар, улдэгэн, бичикантан, пуцагат, луникер, дулигад, чимчигид. Ононские хамниганы расселены в узкой приграничной с Монголией полосе, в долине реки Онон. Основную группу населения составляют жители долины Онона, принадлежащие к группе обуряченного монгольского населения. В составе ононских хамниган, также отмечаются обуряченные тунгусы (эвенки) - мекерчин, пуцагат, луникер, дулигат и чимчигид". (Дамдинов, 1995, 54).

      Из всего вышесказанного обратим внимание на заведомо тунгусские рода: сортолы,  сарадулы, уляты, чимчигины, пуцагаты.

       А теперь обратимся к очень авторитетному исследователю А.П. Васильеву, который в своей книге "Забайкальские казаки" на стр. 15 второго тома приводит выдержку из списков иркутского архива, относящуюся к началу 18-го века: "Хотя по Онону не было ни одного острога, но там кочевали тунгусы, платившие ясак в город Нерчинск, и тем закрепляли право России на занятые ими земли, предопределяя будущую границу." Далее этот же автор, опираясь на архивные источники, приводит названия тунгусских родов, ставших на охране наших маяков от Бальджикана и вниз по Онону после заключения Кяхтинского договора: тунгусы Сарадульского (по рекам Бальджикану и Алтану) роду, Сортольского (Кыра), Чамчагирского (В.Ульхун), Почегатского (Мангут), Ульзуцкого, Гунова, Баликагирского, Уляцкаго, Намяцкаго, Долоцкого, Челкагирского, Конурского", Луникирского. Васильев ясно показывает, какие роды кочевали по интересующим нас местам.

    Советский учёный В.А. Туголуков прямо относит хамниган к конным тунгусам и поясняет, что первоначально так называли конных тунгусов маньчжуры. И действительно, маньчжурско-русский словарь, изданный в С.Петербурге в 1875 году, трактует слово "хамниган" как житель предгорий, горных теснин, скал. С этим нельзя не согласиться, если принять во внимание, что наше приононье только чисто условно можно назвать степью. Это именно предгорье. А верховье Онона расположено в горных теснинах и ущельях Кэнтея, которые были родным домом конным тунгусам-хамниганам.

     Пока, как видим, речь идёт о хамниганах тунгусского, монгольского и тюркского происхождения. К тому же, отдельно существовали конные уляты-хамниганы в Забайкалье, имевшие монгольское происхождение. О бурятах -  ни слова. И только Д.Г. Дамдинов ненавязчиво говорит об обуряченных тунгусах. Но и он, надо отдать ему дань справедливости, нигде не объединяет хамниган с бурятами, а только указывает на их возможное родство. И более того, приводит интересную заметку о том, что когда он исследовал говор ононских хамниган, "слышал от стариков-информаторов, что их отцы и деды иногда разговаривали на каком-то непонятном языке между собой и при беседе с товарищами". Дамдинов не сомневается, что это был тунгусский язык.                                    

    Хоринские  буряты появились в агинских степях только в начале 18-го века, после императорского указа от 1799 года о заселении полуденного Забайкалья. И даже после этого акта кровное обурячивание хамниганов было вряд ли возможно в большой степени, ибо, как указывают забайкальские историки А.В. и Н.Н. Константиновы "... Конные тунгусы были наиболее многочисленной и сильной группой. Это нашло выражение даже в том , что они редко вступали в брак с представителями других групп, считая нежелательным иметь родство с "бродячими людьми, не имеющими крова....
...До прихода бурят конные тунгусы занимали господствующее   положение в степях Восточного Забайкалья..."

      Но почему же "конные"? Название это пошло, видимо, от казаков-первопроходцев, отписавших в 1648 году: "...в степи кочуют тынгуские люди... платье носят по мунгальски и по тынгуски, а живот у них кони, а иного скота никакого нет."

      В.А. Туголуков, один из авторов книги "Этногенез и этническая история народов Севера" пишет: "В 1958 году, во время поездки автора по Забайкалью, коренное население, жившее на территории бывшей Урульгинской степной думы, называло себя либо бурятами, либо русскими и практически ничем от них не отличалось. Лишь небольшие группы жителей в Шилкинском, Борзинском и Кыринском районах продолжали называть себя тунгусами. Однако и они не помнили родного языка..." Заметьте -тунгусами, а не бурятами!

      Знаменитый путешественник Паллас, посетивший Забайкалье в начале 70-х годов 18-го века часто упоминает о встречах с "буретами", но только до Дульдурги. Продвигаясь же далее к Онону, он о них уже ни разу не упомянул, а рассказывает только о встречах с тунгусами и русскими казаками. Ему вторит и другой, не менее известный путешественник, Миллер "О языческих жителях Нерчинского уезда", где он перечисляет уже известные нам тунгусские роды:

11. Луникиры, в верховьях Онона на речке Кере, которая впадает с северо-запада, и на речке Агуче, которая впадает в Онон в 4 днях пути вверх от предыдущей, с той же стороны. 116 человек.

12. Чинчагиры, на речке Тарбалджи, которая впадает в Онон в 1 дне пути вниз от речки Керы, с той же стороны, и на речке Тирин, в 10 верстах ниже речки Тарбалджи. 37 человек.

14. Сартопкий род, в верховьях Онона и на речке Кере, 48 человек. (Сортоцкий, Кыре, И.П.)

      Приведу ещё одно яркое свидетельство того, что в  недавние, по историческим меркам, времена, хамниганов вовсе не смешивали с бурятами:

     Согласно Именной книге 1689 года (см. И.Н. Николев, Н.А. Найденов "Сибирские города. Материалы для их истории XVII и XVIII столетий. Нерчинск. Селенгинск. Якутск"): " Нерчинского острогу конные тунгусы по родам: род боягирской; жанжуров; уляцкой; дуликагирской; колтагирской; почегорской; луникирской; кучилицкой; шунинской; баликагирской; род намясинцов; ижевцова роду челкагирцы." То есть, опять речь идет о  хамниганских родах: уляцкой; дуликагирской; луникирской. И далее: В челобитной служилых людей Нерчинских острогов на Нерчинского приказного человека Павла Шульгина (1677 г.), упомянуты «луникирские Тунгусы Балбачь да Тебенча», которые вместе со своим родом угнали у «Брацких людей» (так называли бурят, И.П.) табуны, всего  более трех тысяч голов.
  Вот несколько документов, косвенно подтверждающих небурятское происхождение хамниган:

   Согласно поселенным таблицам комиссии землепользования и землевладения от 1898 года все инородцы, проживавшие в границах современного Кыринского и Акшинского районов относились к Онгоцонской инородческой управе Урульгинского (тунгузского) ведомства. Буряты же Восточного Забайкалья - к Агинской степной думе.

     При всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года из хамниганов  Онгоцонской (на Ононе) инородческой управы показали своим родным языком монгольский 2080 человек, бурятский - 98.

А этот документ расскажет о том, почему тунгусы, и хамниганы в том числе, стали бурятами (или обуряченными):

Извлечение из отчета Забайкальской Духовной миссии

"После Пасхи священник Малков отправился вверх по Онону до Кыринского караула. На протяжении этом кочуют тунгусы ясашные ведомства князя Гантимурова и тунгусы-казаки второй конной бригады Забайкальского войска. Все они ламского суеверия, и как христиане инородцы все мало по малу делаются русскими, так тунгусы ламайцы сделались бурятами. Три дацана, основанные недалеко один от другого - для населения не слишком многочисленного показывают, с каким усилием действовала здесь ламская пропаганда. По близости к границе много помогли здесь русским (в смысле российского подданства, И.П.) ламам и заграничные. Доселе сохранилась память, как заграничные ламы показались в первый раз на наших степях в широких красных и жёлтых одеждах, с оглушительною музыкой и славою чудотворений."

    Следует заметить, что сколь ни сильна была "слава чудотворений", однако она не смогла завладеть сердцами и умами всего тунгусского населения. Миссионерская деятельность христианских священников оказалась куда более успешной и если, по данным Урульгинской думы, в 1865 году число тунгусов-христиан относилось к числу тунгусов-ламаистов как 3 к 1, то уже в 1912-13 годах только четвёртая часть нерчинских тунгусов считалась ламаистами, остальные были православными.

    А это из списка инородческих училищ в посёлках ононских хамниган (из отчёта Забайкальского статистического комитета за 1901 год): Бырцинское (тунгузское) - открыто в 1886 году; Тарбальджейское (тунгузское) - открыто в 1898 году." Зачем  в бурятском селении открывать тунгусское училище?

    Знаменитый снайпер Семён Данилович Номоконов говорил: "Я тунгус из рода хамниганов". И  его героический предшественник также указывает на тунгусское происхождение: Статья «Забайкальский «Кузьма Крючков» казак Созон Тынжиев», (еженедельный иллюст.  журнал «Заря», 24 января 1916 г. )     Тынжиев Созон Цыренжапович  – казак  2 Чит. каз. полка. Урочище Тарбальджей Мангутской ст-цы, из тунгусского рода Баохашел. Разъезд казачьего полка, под командой прапорщика А., был окружён курдами. В то время, как окружённый разъезд бился с курдами, казаки Созон Тынжиев и Пётр Логинов (из В-Ульхуна, И.П.) отстали позади, так как их лошади от усталости отказались дальше идти. Отставшие были  замечены курдами. От курдской банды отделилась группа человек  в пятнадцать, помчавшихся наперерез пробиравшимся к своим казакам. В происшедшей неравной схватке Логинов сразу был убит, и Созон Тынжиев остался один против пятнадцати свежих, не  истомлённых ни долгим походом, ни боем врагов. Видя безвыходность своего положения, Тынжиев залёг за придорожный камень, решив как можно дороже продать свою жизнь. И начался беспримерный расстрел курдов: каждый башибузук, осмеливавшийся приблизиться к герою-казаку, с  изумительной точностью  получал в лоб очередную пулю. Убив одиннадцать курдов, Тынжиев подпустил двенадцатого вплотную к себе, и, внезапно набросившись на него, заколол шашкой, отобрал у убитого коня, захватил по дороге другого коня и ускакал к разъезду, где также заканчивали дело. Остальные три курда благоразумно пустились наутёк, не решившись продолжать этот «неравный» бой. Командир полка, войсковой старшина Васильев, представил Созона Тынжиева  к награждению Георгиевским крестом 4-й степени, произвёл его в приказные и наградил 15 рублями, - по числу убитых им курдов».

   Вовсе не случайно, два снайпера были тунгусами. Вот как рассказывает об их снайперском искусстве знаменитый путешественник: "Впрочем Тунгусы меж всеми прочими степными народами, коих я имел случай видеть, суть искуснейшие на лошадях, и стрелять из луку…  В бытность мою в Акшинске, где несколько служивых Тунгусов собралося, я с великим удивлением смотрел на их искусство, как они из луков стрелы пущают. Воткнувши одну стрелу в землю и разскакавшися на лошади из всей поры мочи перестреливают ее из лука другою..." (Паллас П. С. "Путешествие по разным провинциям Российской Империи2. СПб., 1788 г., часть третья, стр. 334.) Ну и, наконец, ещё несколько высказываний путешественников из книги 1790 года о тунгусах. "Тунгус стреляет вверх стрелой и пока одна летит, достает вторую и расщепляет первую стрелу второй стрелой." А вот как говорят о луке: "Двое братских (бурят, И.П.) управляются с ним, а тунгус один" . Франц Ланганс, иркутский надворный советник в конце 18 века пишет: "...их луки бывают отменной доброты и столь туги, что редкой бурят в состоянии их натянуть, а оттого они и вдвое далее бурятских стреляют..."     (интернетресурс https://predistoria.ононский край-неизвестные страницы. стр.89)

    Ехал я прошлым летом в город и в Дульдурге спросил у севшего в автобус в Ульхун-Партии молодого человека, на вид недавно школу окончившего, почему его поселок носит такое название. Улыбнулся паренек виновато, пожал плечами... Не его вина в этом незнании, да и школу винить не следует. Ведь учитель истории обязан работать строго по программе, вот и вынужден занудно "талдычить" о Средневековой Англии, от которой у детей челюсти выламывает в борьбе со сном.

       Но вернёмся к нашим тунгусам. О них хочется говорить так много, что я серьёзно опасаюсь, как бы не утомить и самого терпеливого читателя. Но иначе нельзя, да и несправедливо, ведь в каждом коренном жителе приононских посёлков течёт изрядная доля крови "сибирских аристократов", как их называл Кюхельбекер.

   Они подразделялись на пеших, оленных и конных тунгусов. Нас же интересуют именно конные, т.к. в начале статьи мы  выяснили, что именно эта, наиболее многочисленная и сильная группа, является пращурами коренных жителей верхнего Приононья. Достаточно читателю обратиться к опубликованному Академией наук СССР в 1975 году сборнику "Этногенез и этническая история народов Севера", где ученый этнограф В.А. Туголуков очень веско и аргументированно  называет конных тунгусов хамниганами. О воинской доблести конных тунгусов, а по нашим просторам кочевали именно конные, а не оленные, русские первопроходцы 17 века писали: «…все конные тунгусы люди воисты, а в бою жестоки сильно…». Знаменитый путешественник 18 века Паласс отмечал, что "40 конных тунгусов могли  обратить в бегство до 200 «мунгальских татар»... Русские землепроходцы, исследователи, путешественники высоко отзывались о тунгусах: "услужливы без раболепства, горды и смелы". Харитон Лаптев  писал: "Мужеством и человечеством, и смыслом тунгусы всех кочующих в юртах проживающих превосходят". Ссыльный декабрист В. Кюхельбеккер называл тунгусов "сибирскими аристократами", а первый енисейский губернатор А. Степанов писал, что "их костюмы напоминают камзолы испанских грандов... их обращение свободное, веселость, сметливость, вид воинственный, и не только опрятность, но щеголеватость отличают племя тунгусов от других бродячих племен "  И мало того... Для многих, уверен, станет откровением весть о том, что в середине 17-го века " небольшое тунгусское племя под именем "маньчжу" захватило власть в Китае" и, как пишет советник Троицко-Савского пограничного правления Сычевский в своей "Исторической записке о Китайской границе" от 1846 года: "И ныне владычествует над колоссальным Китаем, Монголиею, Тибетом и Турецкими племенами (Джунгарией, И.П.)" От себя добавлю, что представители этого племени или рода просидят на троне Поднебесной Империи до начала 20-го века, аж 300 лет. Подобное предприятие для небольшого тунгусского племени требовало высокого интеллекта, энергии, воинственности, да предприимчивости, наконец. И наличие у себя всех этих качеств с колоссальным успехом  продемонстрировал тунгусский народ.

   И всё это о них, о конных тунгусах, о хамниганах, о наших далёких предках.

   Сегодня учёные-историки вполне справедливо отмечают, что приононские хамниганы в большой степени подверглись влиянию казаков и носят все признаки смешения рас. И это действительно так. В конце 50-х годов 18 в. уже отчетливо встал вопрос о невозможности держать на охране границы вконец разорившихся и обнищавших тунгусов. Ужасные зимы 1751 и 1758 годов почти полностью уничтожили скот и коней. Баранов практически не осталось во всех караулах. Голодающие тунгусы продали даже самое святое для них - ружья и тем поставили себя на грань вымирания от невозможности добыть пропитание охотой. Смертность от голода развивалась с ужасающей быстротой. Князь Петр Гантимуров неустанно просил Нерчинскую канцелярию снять шилкинских тунгусов с ононских караулов. Много разных проектов обсуждалось на предмет того, кем их заменить. Все-таки в столь тревожное время, а в середине 1760 года Китай был на грани объявления войны России, к делу охраны границы нужно было подходить очень серьезно и требования к пограничникам предъявлялись самые высокие. И всем заявленным требованиям соответствовали конные тунгусы, "храбрейшие из всех сибирских инородцев". Из них на сугубо добровольных началах сформировал забайкальский воевода комендант Якобий в 1761 году пятисотенный тунгусский казачий полк и распределил его на караулы, 288 человек на ононские и 212 на аргунские. Десятая часть полка шла на партии. Старшими на караулы назначались ефрейторы, кроме того, на каждый караул шли по шесть нерчинских казаков, а всего числом 172. Гантимурову повелено было переписать всех казаков поименно, а также и тунгусов и детей их "мужеска полу", ибо отныне и навсегда зачислялись они в казаки вместе с женами и детьми. Зачисленные в казаки добровольцы исконных тунгусских родов освобождались навсегда от уплаты ясака и других повинностей, кроме несения главной для них воинской службы. Остальные же их родовичи продолжали оставаться "ясашными" людьми.

   Партии же были созданы за несколько лет до этого и представляли собой своеобразный резерв быстрого реагирования и выставлялись на наиболее опасных направлениях позади охранной линии. Это была очень эффективная мера. Например, когда в 1756 году немирные монголы разграбили Мангутский караул Ульхунская партия догнала грабителей в устье реки Кыра и после трёхдневного боя отобрала отогнанный скот и лошадей.

   "Эти пятьсот тунгусских воинов вместе со 162 нерчинскими казаками и 22 солдатами Якутского полка, также комплектовавшемся казачьими детьми, и положило основание пограничному (караульскому) Забайкальскому казачеству, - отмечает Васильев и подчёркивает, - Тунгусская пятисотенная команда была расположена на 29 караулах вместе с русскими казаками и выставила, кроме того, пять резервных партий... Две из них, Урулюнгуйская на реке Борзя и Ульхунская в верховьях Онона, просуществовали до 1851 года, так как иных резервов на Нерчинском участке не было."

  Как показывают исторические записи, именно 1756 год следует считать точкой отсчета в слиянии караульских караульских конных тунгусов с русскими казаками. Если конные тунгусы, по свидетельству супругов Константиновых, "считали нежелательным вступать в родство с людьми, не имеющими крова," то охотно отдавали дочерей за русских казаков, близких им по духу и характеру. Именно с тех пор наши караульские казаки передают из поколения в поколение характерные монголоидные черты.

   В завершение своей статьи хочу сказать следующее: я убеждённый противник всяческой розни, и межнациональной в особенности. Считаю, что всякий народ или этнос заслуживает уважения. Исторически сложившееся мирное сожительство малых и больших народов очень обогащает российскую культуру и является её отличительной чертой! Я же только выступаю за сохранение самоидентичности всех племён и народов!

   Когда эта статья уже была готова к публикации, встретилась мне, буквально на последней минуте, очень интересная работа Александра Петрова "Как мы стали" гуранами". Автор вполне обоснованно опровергает зоологическое происхождение названия потомков от браков русских пограничных казаков и конных тунгусов. Этот термин он выводит от древнеманьчжурского "Гурун" - государство и "Гур" - народ. И в некоторых родственных языках это слово имеет подобное толкование. На мой взгляд эта версия имеет полное право на существование.

                                                                                                 

                                                                                                                  И.А.Пушкарёв.  


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

К своему стыду совершенно ничего не знаю (не знал) об этом, но прочел с большим
интересом и не только прочел, но и статья побудила самостоятельно почитать еще. )))
Вот... Спасибо, редко когда стал чувствовать себя школьником, тут как раз этот случай. )))