Как я провел лето
КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО.
Это лето подарило мне много добрых интересных и радостных встреч.
Благодаря Жукову Александру Алексеевичу* четыре года назад в Воронеже открылась Бесплатная Школа Рисования. Эта Школа работает в летнее время. Один раз в неделю она принимает детей и взрослых разных возрастов, с которыми занимаются художники-педагоги, мастера своего дела. В этом году в категории «18+» с нами занималась Толмачева Марина Владимировна. Я благодарна ей за ее любовь к своему делу, за искру творчества, которую она зажигала в каждом из нас. После каждого занятия мы несли домой частичку праздника в душе. Это было похоже на радугу. Мы сами были радугой.
Меня вдохновили темы, которые Марина Владимировна предлагала для творчества. Вот некоторые из них:
«Какого цвета счастье»
«В мире красок»
«Любимый уголок Воронежа»
«Экскурсия. Как нарисовать путешествие»
«Моя творческая карта»…
Особенно мне понравились темы, которые я буду рисовать еще и еще – это «Космические дали» и «Рисуем слово».
Воронежская Бесплатная Школа Рисования за четыре года своего существования стала популярной у жителей Воронежа, и география ее учеников заметно расширилась: в школе занимаются ученики со всего города, а некоторые приезжают даже из области. По ежегодной традиции, сезон завершается открытием конкурсной выставки работ учащихся и преподавателей, увидеть которую можно в Галерее Современного Искусства при Управе Коминтерновского района.
История открытия и развития школы уходит корнями в далекое славное прошлое нашего города.
В 1891 будучи результатом общих усилий всего воронежского общества были созданы Воронежская бесплатная рисовальная школа и Кружок любителей рисования. Школа, во-первых, являлась начальной ступенью профессионального художественного образования; во-вторых, воспитывала вкус, давала навыки, которые использовали в своей практической деятельности представители различных профессий и ремесел; в-третих, приобщала к занятиям различными формами изобразительного искусства широкие слои общества.
Академия Художеств, в ведении которой школа находилась, не стесняла преподавателей в выборе методов и программы обучения. Она предоставляла материальные средства, гипсы, методические пособия. Академия ежегодно просматривала работы учеников школы, отчеты Комитета Кружка любителей рисования и давала краткие отзывы. Даже в тех случаях, когда по мнению Академии, работы учеников были неудовлетворительны, она не прекращала субсидировать школу.
Преподаватели школы стремились развить природные способности учеников, индивидуально подходили к каждому ученику. Они во многом следовали словам И.Н. Крамского и старались предоставить свободу творчества.
Важным компонентом обучения в школе были регулярные ученические выставки. Всего было проведено 9 выставок. Они способствовали расширению известности школы, воспитывали вкус зрителей, показывали возможность занятий изобразительным искусством. Ученики школы представляли все слои воронежского общества -дворянство, купечество, мещане, ремесленники, крестьяне. Возраст учащихся был различный - от гимназистов до людей зрелого возраста и ученики иногда посещали занятия вместе со своими детьми. Таким образом школа объединяла различные уровни художественной культуры. Основная задача, которая ставилась перед школой: быть первой ступенью в системе художественного образования. В Академии Художеств, в мастерской И.Е. Репина, из Воронежской школы учились Бучкури А. А., Епифанова В.И., Киселева Е.А. Впоследствии Бучкури вернется в Воронеж и сам станет преподавателем вплоть до конца существования школы в 1917г.
Спустя почти 100 лет, в 2016 году, Воронежская бесплатная рисовальная школа была открыта заново при участии попечителей и группы интузиастов-преподавателей, чтобы продолжать традиции соотечественников.
* Александр Алексеевич Жуков – депутат Воронежской Городской думы, председатель благотворительного фонда «Доброта», меценат, помогающий осуществлять различные социальные проекты.