Аннотация
Аннотация к программе дополнительного образования «Бисероплетение»
Пояснительная записка.
Образовательная программа «Бисероплетение» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.
Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ФЗ гл.1 ст.2 п.4).
Новизна программы.
Новизна данной программы заключается в том, что она дает возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера, но и применить их комплексно на предметах одежды, в предметном дизайне и интерьере.
Программа нацелена не только на обучение азам бисероплетения, но и на достижение ребенком такого уровня, который позволит ему создавать изделия самостоятельно. На первоначальном уровне обучения не используется трудоемкая техника бисероплетения, а применяются методы плетения, доступные детям младшего школьного возраста. В этом и заключается новизна программы.
Актуальность программы.
Бисероплетение тесно связано с жизнью человека. Украшая себя и предметы быта, человек рассказывает тем самым о себе – о своем характере, привычках, вкусах, навыках и предпочтениях. Поэтому главным смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека.
Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта ребенка и примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения обучающимися программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления обучающихся.
Процесс обучения тесно связан с изучением не только народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа, но и современных направлений развития искусства бисероплетения. Систематическое освоение художественного наследия помогает обучающимся осознать искусство как духовную летопись человечества, а современная направленность дает ребенку быть в курсе происходящих изменений в мире искусства.
В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности, такие как:
- трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, так как занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от обучающихся;
- оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой;
- эмоциональность, поскольку на занятиях обучающиеся развивают способность радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей;
- общительность, так как дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить чувство радости от общения друг с другом и интерес к жизни других людей;
- внимательность, потому что, занимаясь бисероплетением, обучающимся необходимо большое усердие и внимание при работе;
- хорошая память, поскольку занятия с мелкими предметами развивают психомоторику ребенка, а это, в свою очередь, напрямую влияет на развитие интеллекта.
Педагогическая целесообразность.
Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в то же время захватывающий процесс, который нравится детям, а создание игрушек и поделок является для них очень действенным мотивом. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.
Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений по бисероплетению, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности обучающегося.
За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определенные движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у обучающихся художественного вкуса, чувств радости и удовольствия от эстетически красивого.
Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в частности, мелкую психомоторику, которая напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие в целом.
Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми «перспективными» (английский язык, информатика, пение, танцы и т.п.), а вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, то есть профессионалов, творящих руками. Поэтому воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь, является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни.
На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения.
Отличительные особенности.
Данная программа отличается от аналогичных программ тем, что она направлена не только на освоение детьми знаний и умений по изготовлению поделок из бисера, но и на изучение разнообразных видов работ с бисером (начиная с простых плоских фигурок животных и заканчивая сложными изделиями). Техники плетения( начиная с плоского параллельного плетения и заканчивая дуговым и петельным).
Отличает данную программу еще и то, что по ней могут заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья.
Уделяется большое внимание пропаганде данного вида народного творчества через выставки, конкурсы и мастер-классы.
Цель: создать условия для самореализации личности ребенка, раскрыть творческий потенциал посредством создания уникальных изделий из бисера.
Задачи:
Образовательные:
- овладеть основами бисероплетения;
- овладеть практическими навыками и приемами изготовления и декорирования изделий из бисера;
- расширить знания об истории возникновения и развития бисероплетения;
- обучиться различным техникам бисероплетения;
- сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения.
Развивающие:
- развивать моторные навыки;
- сформировать эстетический и художественный вкус;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание;
- повышать общий интеллектуальный уровень;
- способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности;
- способствовать расширению кругозора;
- содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе.
Воспитательные:
- привить интерес к культуре, истокам народного творчества;
- обеспечить доведение начатого дела до конца;
- способствовать взаимопомощи при выполнении работы;
- воспитать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность;
- формировать общую культуру обучающихся;
- содействовать организации содержательного досуга;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- воспитание духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей обучающихся.
Предполагаемые результаты.
После окончания первого года обучения учащиеся
Должны знать:
- что такое бисер, различать разные виды бисера (круглый, рубленый, стеклярус);
- инструменты, материалы и приспособления, необходимые в работе с бисером;
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- техники бисероплетения (плетение «в одну» и «в две нити», «простое параллельное плетение, объемное плетение);
- способы наращивания и закрепления нити; прикрепление фурнитуры;
Должны уметь:
- правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- владеть изученными техниками бисероплетения;
- уметь изготавливать простые изделия из бисера;
- уметь работать со схемой будущего изделия (разбираться в направлении движения нитей, подбирать цветовые сочетания).
После окончания второго года обучения учащиеся
Должны знать:
- материалы первого года обучения;
- основные техники бисерного рукоделия – простые и сложные, способы их комбинирования;
- разные формы работы с бисером;
- способы сочетания бисера с другими видами декоративно - прикладного творчества.
Должны уметь:
- правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- изготавливать сложные украшения из бисера;
- владеть технологией работы с бисером (пришивать замок к готовому изделию);
- комбинировать несколько разных способов плетения в своей работе;
- «читать» схему будущего изделия (разбираться в направлении движения иголок, количестве рабочих нитей, расположении бисеринок – «связок»;
- узнавать виды плетения в готовом изделии.
После окончания третьего года обучения учащиеся
Должны знать:
- материал второго года обучения;
- основы композиции и цветоведения;
- основы ткачества и вышивки бисером;
- правила ухода и хранения изделий из бисера;
Должны уметь:
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- составлять композиции согласно правилам;
- свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и
альбомов по бисероплетению, иструкционно - технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно;
- «читать» схемы, разбираться в количестве рабочих нитей, расположении бисеринок - «связок».
Работы учащихся второго и третьего года обучения должны отличаться аккуратностью и высоким качеством исполнения. Обучающиеся должны быть готовы к выполнению самостоятельной работы разной степени сложности.
Условия реализации программы.
Важнейшими условиями успешной реализации программы являются следующие:
Методические: интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных на детей с разным темпом восприятия и скоростью выполнения учебно-творческих заданий. Для этого педагог должен в совершенстве владеть различными техниками работы с бисером, а так же иметь определенную технику педагогических действий.
Дидактические: необходимо создание по каждой теме специальных заданий, дифференцирующих учебную работу по степени ее сложности и доступности для обучающихся с различным уровнем практической обученности бисероплетению.
Материально-технические: необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое, наличие необходимых инструментов и материалов.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
- Мне нравится (1)