Эссе "Я учитель"
Эссе «Я УЧИТЕЛЬ»
Я учитель. Хочется думать, что хороший. В этой профессии постоянно приходится сомневаться во всём. Сегодня всё идёт как надо. Жизнь благоволит к тебе, уроки получаются, дети на переменах улыбаются. А завтра наступает крах. Приходит мысль, что лет уж порядочно, но ничего ты, дорогая моя, не знаешь и не умеешь. И разводишь растерянно руками где-то внутри себя.
Ушёл недавно мой 11 класс. Ушёл пафосно, завоевав мыслимые и немыслимые грамоты, призы, похвалы. 7 лет мы были вместе. Разное было, хорошее и плохое. Почему-то вспоминается только хорошее. Они пришли в 5 класс маленькими, беспокойными, какими-то неродными. Я долго привыкаю к детям. Я расту вместе с ними. Мы сплетаемся за много лет ветвями и корнями, поэтому так больно расставаться. Это был коллектив, где главную роль играли мальчишки. Умные, порядочные, озорные и очень красивые. Они были добрыми друзьями. И хочется думать, что останутся таковыми навсегда. Ещё был кружок, куда они с удовольствием ходили. Мой драмкружок «Куклы». Детское объединение. Мы развивались вместе. Делали спектакли, радовали школу и иногда родной ДДЮ. Сашка, Дима, Антон, Егор, Славка, Наташа, Алёнка. Позже пришла красавица Юля. Последний спектакль получился у них самым удачным. «Сказ про Федота-стрельца». Каждый был на своём месте, каждый был уникален и прекрасен в своей неповторимости. Премьеру смотрела молодая женщина, моя бывшая ученица, которая тоже когда-то играла в таком спектакле. Вот что она сказала: «Да… они меня очень удивили... Роли такие, не очень интересные для актера, а они так все обыграли! Так все чувствуют и понимают. Ничего лишнего, ни капли пошлого. С таким юмором и с такой легкостью! Им надо куда-то поступать. Я вот всегда за молодежь заступаюсь, но вчера они меня окончательно покорили, я даже растерялась, не знала, что я ИМ могу сказать. Они просто понимают больше меня...я, конечно, под впечатлением...».
Вообще они к 11 классу невероятно сдружились. Мы ездили вместе в Читу, обязательно ходили в Драмтеатр, ходили в походы (обязательно в 1 день весны). Мы были одним целым, я чувствовала себя молодой рядом с ними, практически одной из них. Мы играли в КВН, создавали фильмы, участвовали в «Театральной весне», рисовали газеты и плакаты, делали диораму ко Дню победы, были успешными волейболистами, баскетболистами и легкоатлетами, музыкантами и певцами. Боже мой, да и не вспомнить всего! Репетиции были радостными, потому что приносили счастье общения. Из аудитории №8 доносились взрывы хохота и звонкие молодые голоса. В 11 классе они многое делали сами, а я печалилась оттого, что становлюсь не нужна им. А они просто хотели порадовать своей взрослостью и самостоятельностью. Вот, мол, полюбуйтесь, мы это сделали. Сделали, сделали, молодцы. Наверное, я мало их хвалила. Скуповата я на похвалы, что ж поделать, такой характер. Но между нами всё всегда было честно, с моей стороны, по крайней мере. Общаться с такими детьми – великое счастье, скажу я вам. Были моменты, когда что-то не получалось. Как-то никто в этом классе не был наделён вокальным даром. Но это мало кого смущало. Коллектив решал петь, значит, надо было петь. И выпускной классный час прошёл под песни на едином дыхании. И здорово пели, да. А потом были экзамены. Мои ЕГЭ – литература и русский, и был показан высокий результат. И был выпускной… Когда они уходили встречать рассвет, то повернулись и хором прокричали: «Елена Александровна, мы вас любим, до свидания!» До свидания, дорогие мои, до свидания. Были потом и свидания. Они приходили по одному, парами, а в зимние каникулы пришли всемером. Присели за круглым столом, разрезали принесённый торт и за чайком повели разговоры о своей теперешней дальней учёбе. Как всегда, с юмором, весело. Антон опоздал, соня. Через полчаса в коридоре раздались шаги. В дверях опоздавший. «Как божественно», - только и сказал, развернулся и спрятался, блестя глазами. Но уже вскочили из-за стола, развеселили, растормошили, потащили и усадили рядышком чай пить, разговоры разговаривать. Божественно, да. То самое слово. Лучше не скажешь. Они ушли. Конечно, будут приходить, вспоминать поздравлять, но всё реже и реже. С этим надо смириться, такова диалектика нашей работы. И всё же… И всё же… Ушёл в прошлое кусочек жизни, кусочек сердца. Иногда думаю: в том, что они такие, есть ли моя заслуга? Все говорят мне, что есть. Что ж, посмотрим, что будет дальше. Только бы оставались людьми, только бы пронесли сквозь жизнь то высокое, чего достигли вместе за 11 лет.
1 сентября пришли другие дети. 5 класс. Маленькие, юркие, в общем, неплохие, но страшно недружные. Сыпучие, как песок. Неродные. Прошло полгода, а не привыкну никак. Ходят на «Куклы». Чувствую себя рядом с ними жутко старой и опытной педагогиней. Где он там, другой берег? Получится ли что, нет ли, не знаю. Ни в чём нельзя быть уверенной. Работа такая, да… Педагогика. Написаны сотни трудов. Читай, применяй, достигай. Да только все они бесполезны, если ты равнодушен, если ты лжёшь хоть в чём-нибудь себе и детям. Педагогика должна идти от сердца.
Если в мире бьются Добро и Зло, то у них есть свои приверженцы, свои воины. Учитель – это воин сил Добра, Света. Должен быть. Так я думаю.