Рассказ "Жизнь дана на добрые дела"

Маракаева Светлана Евгеньевна

   Случилось мне ехать в электричке в одном из мегаполисов. Еду. Думаю. Слышу: сзади говорят. Замираю. Прислушиваюсь. Чувствую, что говорит с вдохновением, бодро так, но негромко, медленно, с чувством и очень разумно. Приятный тембр голоса, красивые речевые обороты. Стараюсь вслушаться в каждое слово. Нет ни одного лишнего. Говорит о чём-то добром, возвышенном… О культуре, об искусстве, о том, о чём в наше время на улице, в общественных местах не говорят. Начинаю представлять внешность говорящего. Вижу в мыслях светлое лицо, добрые глаза… Кажется, что это хорошо одетый человек в кругу обеспеченных собеседников. Не в силах превозмочь любопытство, оборачиваюсь, чтобы сопоставить мысленный образ с реальным. Понимаю, что не могу скрыть изумление. Сидит в углу вагона электрички скудно одетый старик, опираясь худющими, бледно-голубыми от старости корявыми пальцами на палку-костыль. Длинная борода-лопата закрывает мешковатый, серый от времени и пыли сюртук и короткие, протёртые на коленях штаны. Сидит расслаблено, чуть ссутулившись. Улыбается себе в бороду и от улыбки искрится каждая морщина вокруг глаз, светится добром, чистым помыслом. Понимаю, что жизнь не озлобила его, не сломала. Даже без гроша за душой человек способен светло мыслить, умно говорить так просто о глубоком. Его собеседник – высокий нескладный студент в несуразном пиджаке. Смотрит на старика, кивает, соглашается. Серьёзный. Задумчивый. Улыбаюсь себе в мыслях. Понимаю, что тоже так хочу говорить, думать… Тоже хочу уметь оборачивать свои мысли в красивые слова и фразы, тоже хочу сеять добро, хочу доставлять наслаждение добрым словом, полезным делом, не требуя ничего взамен, не ожидая благодарности, хочу не уметь делать зло! Хочу возбуждать в людях желание творить красоту, проявлять милосердие, заботу, любовь! Может поэтому стала педагогом? Спасибо тебе, мой скромный оратор! Не многие умеют так мыслить, так говорить, так жить…

Маракаева С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зима страшна птицам голодом

        Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Непосредственное общение с природой даёт ребёнку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых.   Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых. Более пятнадцати лет наш детский сад ведёт работу по воспитанию экологической культуры у дошкольников. Эту работу мы считаем приоритетной и актуальной.

        Одно из мероприятий, проводимых в рамках экологического воспитания в детском саду, - организация конкурсов для родителей и детей. В этом году был объявлен конкурс на лучшую кормушку для птиц. Родители совместно с детьми приняли активное участие в конкурсе, проявив большое мастерство и фантазию, создали настоящие шедевры. «Птичьи столовые» украшают участки нашего детского сада и приносят  пользу зимующим птицам.  Во время прогулок воспитанники наблюдают за птицами, запоминают их название. Воспитатели рассказывают ребятам, почему птиц так называют и какой корм они любят, беседуют о пользе птиц, о правилах бережного отношения к ним. Педагоги воспитывают желание у детей заботиться о птицах зимой, поэтому ребята приносят разнообразный корм  из дома и не забывают ежедневно подсыпать его в кормушки.    

Таким образом мы решаем одну из важнейших задач экологического воспитания ребёнка-дошкольника:  формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Маракаева С.

 



Предварительный просмотр:

Любовь к символу России с детского сада

        Праздник Святой Троицы  – это начало лета, расцвет природы, обновление жизни. Храмы украшают ветками березы, клёна, рябины, и вся земля тоже наряжается к празднику в новое зеленое платье. Иначе Троицу называют праздником русской берёзы. Дни после Троицы на Руси назывались "зеленые святки" - время радости, песен, игр, венков и хороводов.

        Решая задачи приоритетного направления нашего детского сада по духовно-нравственному воспитанию, мы знакомим наших воспитанников с таким одним из красивейших праздников в православии.

        Мы рассказываем детям о традициях и обычаях этого праздника, о том, что всё сводится к добрым словам и делам в этот день. Наши воспитанники знают, что Троица богата приметами и поверьями: дождь в этот день – к обилию грибов и близкому теплу, а жара – к засушливому лету.

        Организуя для ребят развлечения, хороводы, обряды «завивания берёзы», игры с водой, плетение венков, мы привлекаем их внимание к истории России, источнику красоты и мудрости, воспитываем национальную гордость, чувство гражданской принадлежности к великому русскому народу, а так бережное и заботливое отношение к природе.

Маракаева С.

         



Предварительный просмотр:

Особенности детей раннего и дошкольного возраста и модели педагогической деятельности

Дети всех любят, особенно тех,

которые любят и ласкают их.

Л. Н. Толстой.

        Детский возраст - долгие, важные годы в жизни человека... Дети маленькие, слабые, неумелые, многого не знающие. Их подстерегают опасности, ошибки, непреодолимые трудности (как физического, так и духовного плана), препятствия... Они нуждаются в заботе и помощи взрослых. Они многого не умеют, они много чего боятся, они много чего не любят.

        Дети в отличие от взрослых, живущих либо прошлым, либо будущим, умеют жить настоящим, ценить текущий момент, радоваться жизни как таковой.

        Дети иначе видят мир, чем взрослые, по-своему его объясняют, оценивают, вступают с ним во взаимодействие.

        Дети — исследователи, «открыватели» большого мира вокруг, «почемучки», ибо запас знаний мал, жизненного опыта не хватает, а познать, мир хочется как можно скорее, вступить с ним во взаимодействие немедленно, уже сейчас, а не когда-то там в будущем, когда «вырастешь и станешь взрослым».

        Дети эмоциональны. Не притворно, не избирательно, не ситуативно, не для кого-то или чего-то, не скрытно... а искренне, открыто!

        Дети больно переживают несовершенство окружающего мира в самом широком смысле этих слов. Мира материального и мира духовного.

        Дошкольный возраст – это особый мир детства, когда малышу необходимо чувствовать себя любимым, защищенным от всех неприятностей. Это благоприятный период для развития творческих способностей, познавательных интересов, формирования самооценки.

        Развитие ребёнка в период дошкольного детства происходит, как правило, скачкообразно. Этот период состоит из большого количества переломных моментов в жизни растущего человека – кризисов, исход которых во многом определяет формирование здоровой полноценной личности ребёнка.

        Ребенок в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. Он обладает большими потенциальными возможностями саморазвития, условия для которого создаются в процессе воспитания. Воспитательный процесс эффективен, если ребенок в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, разнообразными проявлениями в различных сферах жизни и деятельности, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к окружающему миру.

        Если рассматривать модель педагогической деятельности как отношения между воспитателем и воспитанником или учителем и учеником, как стиль общения между ними, то можно говорить о трёх разновидностях моделей, а именно: авторитарная, либеральная и личностно-ориентированная.

         С самого начала обучения в педагогическом училище нам стало известно, что вся система образования (обучения и воспитания) в современном мире ориентирована на личностный подход — «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия».

        В таком понимании воспитания и позиции педагога в воспитательном процессе продуктивной является идея педагогической поддержки как особого подхода в воспитании, определяемого как «превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка».

        Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики, в которой воспитатели открыто передают воспитанникам готовый общественно необходимый опыт (политический, трудовой, нравственный, эстетический) и организуют для усвоения этого опыта пассивно-подражательную или исполнительную деятельность воспитанников. Известно, что эти воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают негативные эмоции к дошкольному учреждению и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти.

        Личностно-ориентированный подход в воспитании подрастающего поколения так же отрицает так называемое «свободное воспитание», «либерально-попустительское», которое возникает как антипод авторитаризма: воспитатели тоже передают готовый опыт, но не организуют их деятельность. Воспитанники могут усваивать этот опыт, а могут и нет; они сами организуют свою деятельность, в которой накапливают собственный опыт. Таким образом, воспитатели выступают в роли помощников, а воспитанники действуют как свободные и самостоятельные. В этих условиях деятельность воспитанника неизбежно принимает эгоистический, потребительский характер, ибо без участия старших он не может сам заботиться об улучшении окружающей жизни.

        Таким образом, сегодняшняя педагогика подошла вплотную к разгадке успешности-неуспешности наших воспитательных усилий: воспитание в своей сущности — это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон, это естественный акт СО-действия, СО-дружества, СО-трудничества взрослого и ребенка в решении его проблем. Назначение и позицию воспитателя очень хорошо выразил учитель-новатор Е. Н. Ильин в пяти определяющих глаголах: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать». Именно такую позицию я, как педагог, принимаю, использую в практике и пропагандирую среди молодых специалистов.

Маракаева С.



Предварительный просмотр:

И дитя знает, что Христов день!

        В нашем детском саду проблема духовно-нравственного воспитания – одна из наиболее значимых. Из года в год мы ищем новые эффективные пути формирования моральных ценностей дошкольников. Мы проводим «Уроки добра», устраиваем театрализованные мероприятия, отмечаем православные праздники, организуем игры и квесты, разрабатываем проекты.

        Особую роль в развитии у ребёнка моральных, эстетических и духовных ценностей занимает семья.  Нашей задачей мы считаем активизацию педагогической, воспитательной деятельности родителей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций, на которых базируется крепкая благополучная семья. Именно поэтому мы активно привлекаем родителей к участию в наших мероприятиях: созданию творческих проектов «От лета до весны», «Православный праздник Пасха», «Моя семья», организации праздников, развлечений, выставок декоративно-прикладного творчества.

        Подводя итоги года и решая задачи приоритетного направления нашего детского сада по духовно-нравственному воспитанию, мы знакомим наших воспитанников с одним из красивейших праздников в православии - Пасхой.

        Мы рассказываем детям о традициях и обычаях этого праздника, о том, что всё сводится к добрым словам и делам в этот день. Наши воспитанники знают, что Пасха богата приметами и поверьями: мороз в этот день предсказывает хороший урожай, а тёплая и ясная погода – к солнечному лету.

        Организуя для ребят музыкальные развлечения, изготовление поделок, расписывание крашенок, мы наполняем их будни теплом и светом, привлекаем их внимание к истории России, источнику красоты и мудрости, воспитываем национальную гордость, чувство гражданской принадлежности к великому русскому народу, а так бережное и заботливое отношение к своим родным и близким людям.

Маракаева С.

современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития

в ребенке национальных особенностей.

Временной  отрезок  на  рубеже



Предварительный просмотр:

Правила успешной адаптации к детскому саду

Опыт работы показывает, что молодые родители не всегда всерьёз воспринимают сложность адаптационного периода ребёнка в детском саду. Чаще всего маме нужно выйти на работу и детский сад является главным помощником в деле присмотра и ухода за малышом в отсутствии родителей. Однако то, что приходится пережить полуторагодовалому ребёнку в разлуке с мамой, знает только он сам. Об этом и о многом другом педагоги детского сада разговаривали на очередном заседании клуба молодой семьи в МДОУ Новоспасский детский сад №7 на тему: «Правила успешной адаптации».

Сомнения и тревоги родителей по поводу адаптации малыша к детскому саду абсолютно естественны, так как на несколько лет дошкольное учреждение станет если не вторым домом для ребёнка, то существенной частью его жизни. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье ребёнка, его дальнейшее освоение умений и навыков, необходимых для школьного обучения.

В процессе мероприятия родители воспитанников получили знания о психологических особенностях развития малышей от года до 2 лет, приняли участие в игре «Правда или миф?», познакомились с развивающими играми и игрушками для детей раннего возраста. В заключительной части заседания педагог-психолог Пчельникова О.В. рассказала о том, чем можно занять малыша на кухне, когда мама готовит ужин, чтобы этот процесс стал не только увлекательным, но и полезным.

Материал подготовлен при содействии воспитателя МДОУ Новоспасский детский сад №7 Маракаевой С.Е.