Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУ ДО ЦВР Кашарского района Поляковой Виктории Ивановны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_-_kopiya.pptx | 2.34 МБ |
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_1_-_kopiya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В. А. Сухомлинский
Девиз моей педагогической деятельности: «Профессионализм. Творчество. Сотрудничество. Успех. »
ЦЕЛЬ моей педагогической деятельности: Совершенствовать своё педагогическое мастерство в области освоения современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, повышение профессиональной деятельности на основе новых информационных технологий как одного из главных условий эффективности и качества моей деятельности.
Задачи : повышать качество обучения за счёт расширения возможностей педагога на основе овладения новыми технологиями ( интерактивными, развивающими, комплексными ), новыми приёмами и методами; повышать у учащихся интерес к моему предмету, используя психологические знания; стараться учитывать индивидуальность каждого обучающегося на всех этапах процесса обучения для более полного раскрытия их способностей и возможностей.
Тема самообразования: «Занятие декоративно – прикладным искусством как фактор развития творческих способностей обучающихся».
Актуальность и перспективность опыта. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
Дополнительное образование в настоящее время - необходимое звено воспитания и образования многогранной личности.
Педагог дополнительного образования является представителем одной из самых социально значимой профессии. Главная задача педагога - создать условия, благоприятствующие развитию творческих способностей каждого обучающегося .
Творчество начинается с новой идеи.
Развитие творческих способностей обучающихся предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий: умение наблюдать; д умать ; с опоставлять; с равнивать ; умение самостоятельно выдвигать; решать новые задачи.
И дея развития творческих способностей обучающихся – обучение и воспитание через деятельность, выбранную ими самими для достижения поставленной цели.
Роль и место декоративно - прикладного искусства в процессе развития творческих и художественных способностей личности. И.О . Каган Б.Т. Лихачев Т.Я. Шпикалова М.А . Ершова
Философ - Иммануил Кант в 18 веке, рассматривал специфику художественного творчества, как учение о целесообразности природы и человеческой деятельности. Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. Если способность к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека.
К.Д. Ушинский В.А. Сухомлинский Л.Н. Толстой А.К. Маркова Ученые
Технология опыта. Модифицированная программа по декоративно – прикладном творчестве объединения «Домовенок». Цель созданной мною программы - создание условий для самореализации обучающихся в творчестве, развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания изделий, используя различные материалы и техники.
Работы выполненные в технике «Пластилинография»
Нестандартные занятия
Трудности и проблемы при использовании данного опыта. умение фантазировать; поиск новых решений ; индивидуальный авторский стиль; заинтересовать и увлечь обучающегося ; разновозрастные обучающиеся с разными способностями и подготовленностью .
Результаты участия обучающихся объединения «Домовенок» в конкурсах, выставках, акциях.
Чем больше информации, методов и технологий в своей работе я использую, тем больше эффект от моей работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования, улучшая качество образования обучающихся.
Адресные рекомендации по использованию опыта. Свой материал по развития творческих способностей обучающихся на занятиях декоративно – прикладным искусством я разместила на сайте : http://nsportal.ru/viktoriya-ivanovna-polyakova
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
(Слайд 1)
Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУ ДО ЦВР Кашарского района Поляковой Виктории Ивановны
(Слайд 2)
Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Вот и я стараюсь рассмотреть эти «невидимые струны» в каждом ребёнке… Я убеждена, что нет детей, которые ничего не умеют и ничего не хотят. Есть взрослые, которые не умеют и не хотят понимать детей.
(Слайд 3)
Девиз моей педагогической деятельности: «Профессионализм. Творчество. Сотрудничество. Успех »
(Слайд 4)
Цель моей педагогической деятельности: Совершенствовать своё педагогическое мастерство в области освоения современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, повышение профессиональной деятельности на основе новых информационных технологий как одного из главных условий эффективности и качества моей деятельности
(Слайд 5)
Мои главные задачи именно таковы. Я чувствую необходимость повышать качество обучения за счёт расширения возможностей педагога на основе овладения новыми технологиями (интерактивными, развивающими, комплексными), новыми приёмами и методами. Повышать у обучающихся интерес к моему предмету, используя психологические знания, стараться учитывать индивидуальность каждого ученика на всех этапах процесса обучения для более полного раскрытия их способностей и возможностей.
(Слайд 6)
Тема моего самообразования «Занятие декоративно – прикладным искусством как фактор развития творческих способностей обучающихся».
(Слайд 7)
- Актуальность и перспективность опыта.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Чтобы быть востребованным в современном обществе, молодым людям необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми они обладают.
Актуальность данной идеи определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.
(Слайд 8)
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
(Слайд 9)
Дополнительное образование в настоящее время - необходимое звено воспитания и образования многогранной личности, оно представляет каждому ребенку, возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
(Слайд 10)
И именно педагог дополнительного образования является представителем одной из самых социально значимой профессии. И моя главная задача, как педагога, создать условия, благоприятствующие развитию творческих способностей каждого обучающегося.
(Слайд 11)
- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы создать нечто новое, необходимо опираться на известное, иметь материал, хранящийся в памяти.
(Слайд 12)
Развитие творческих способностей обучающихся предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.
(Слайд 13)
Идея развития творческих способностей обучающихся – обучение и воспитание через деятельность, выбранную ими самими для достижения поставленной цели.
В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой - новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности для воплощения композиционного замысла, эмоционального самовыражения личности.
С первых же занятий обучающиеся начинают понимать, что понятие «мусор» для человека творческого не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Ввести обучающегося в мир творчества, дать ему возможность поверить в себя, в свои силы и возможности, в свои способности, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребёнка в обществе, является ведущей педагогической идей опыта.
(Слайд 14)
3.Теоретическая база опыта.
Декоративно-прикладное искусство, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий (различная утварь, мебель, ткани, одежда и украшения).
Выявлению значения роли и места декоративно-прикладного искусства в процессе развития творческих и художественных способностей личности, посвящены исследования и публикации М.А. Ершовой, И.О. Кагана, Б.Т. Лихачева, Т.Я. Шпикаловой.
(Слайд 15)
Специфику художественного творчества рассматривал Иммануил Кант в 18 веке, как учение о целесообразности природы и человеческой деятельности вообще, а также в контексте его понимания искусства в широком смысле этого слова. Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. И если способность к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека.
(Слайд 16)
Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, А.К. Марковой и других учёных.
(Слайд 17)
4.Технология опыта.
Занятия в творческом объединении «Домовенок» веду по модифицированной программе, рассчитанной на два года обучения. Цель созданной мною программы - создание условий для самореализации обучающихся в творчестве, развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания изделий, используя различные материалы и техники.
Содержание программы представлено различными видами художественного ручного труда (работа с бумагой, пластичными материалами, природным материалом, бросовым материалом) и направлено на овладение обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами работы с разными материалами, изготовлению поделок, игрушек, цветочных композиций, гравюр, панно, различных полезных предметов. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа включает в себя не только обучение, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается «по спирали», т.е. основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания.
(Слайд 18)
Так, если, например, обучающиеся первого года обучения изучая технику пластилинография, выполняют работу на плоскости растирая пластилин по контуру изображения, то обучающиеся второго года обучения выполняют в этой же технике объемные работы или композиции. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта обучающихся и степени усвоения ими учебного материала. Таким образом, по этой программе могут заниматься обучающиеся разного возраста и из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
На теоретическую часть занятия отводится втрое меньше времени, чем на практические действия. Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу обучающихся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. При изготовлении какого-либо изделия обучающиеся учатся устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.
(Слайд 19)
Для активизации обучающихся к самостоятельному «творчеству», реализации своих скрытых возможностей, на занятиях, в зависимости от цели и содержания учебного материала, используются нетрадиционные (нестандартные) формы организации занятий. Нестандартные занятия, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся детям, чем будничные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.
(Слайд 20)
В своей работе я применяю: Интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; Занятие – соревнование, конкурсы, турниры, викторины и т.д.;
Использование наглядных пособий, технических средств (Интернет-источников, обучающие DVD и CD диски, звуковые записи) способствуют лучшему усвоению материала.
Объединение «Домовенок» предоставляет большие возможности для удовлетворения запросов обучающихся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития.
(Слайд 21)
5. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Для занятия декоративно – прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приёмами, но и знания основ ручного художественного труда и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приёмами в совокупности с собственными эстетическими представлениями, аккуратностью, запасом терпения позволит выработать индивидуальный авторский стиль.
Главная особенность педагогического процесса в дополнительном образовании – не передача готовых знаний, форм и способов деятельности, а совместный поиск новых решений. Учреждения дополнительного образования детей призваны удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные потребности ребенка, поэтому педагогу необходимо не просто заинтересовать обучающегося, но и увлечь его, быть ему всегда интересным.
Определенные трудности испытываю из-за того, что объединение посещают разновозрастные обучающиеся с разными способностями и подготовленностью. Только постоянная и кропотливая работа не только с обучающимися, но и над собой приносит свои плоды, кружковцы являются постоянными участниками и победителями муниципальных, межрегиональных выставок и конкурсов.
(Слайд 22)
6. Результаты участия обучающихся объединения «Домовенок» в межаттестационный период в конкурсах, выставках, акциях.
Муниципальный уровень:
Районный конкурс детского творчества «Новогодняя зима» (1 место);
Районная выставка дома культуры «Зимняя мастерская»;
Районный муниципальный конкурс творческих «Многонациональный Кашарский район» ;
Всеросийский конкурс декоративно-прикладного творчества «Талантоха» (1 место);
Всеросийский конкурс декоративно-прикладного творчества «Интербриг» (2 место);
Всеросийский конкурс декоративно-прикладного творчества «Умнотворец» (1 и 2 место).
(Слайд 23)
Вывод
Чем больше информации, методов и технологий в своей работе я использую, тем больше эффект от моей работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования, улучшая качество образования обучающихся.
(Слайд 24)
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Свой материал по развития творческих способностей воспитанников на занятиях декоративно – прикладным искусством я разместила на сайте:
http://nsportal.ru/viktoriya-ivanovna-polyakova
(Слайд 25)
Спасибо за внимание!