Статья: Ловкость

Шиповский Павел Сергеевич

Ловкость как проявление двигательных способностей                                                                                        Шиповский П.С.

В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координации движений «организация управляемости двигательного аппарата». [2] Организация, программирование и управление любым двигательным действием происходят на разных этапах ЦНС по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда реализуют смысловые и программирующие стороны движений, а низшие (фоновые) уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживают исполнительские или моторные стороны движений (двигательный состав). Сенсорные коррекции как ведущих, так и фоновых уровней (последние могут протекать бессознательно) обеспечивают двигательным действием устойчивость опорных частей тела, синергетическую плавность всех звеньев участвующей в кинематической цепи, экономичность мышечных затрат, пространственную точность, стабильность и т.д. При осуществлении гимнастических, метательных движений, спортивно-игровых двигательных действий спортсмены  отличаются разными координационными возможностями, как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под координационными способностями понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению двигательными действиями Критериями оценки координационных способностей считаются 4 основных признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики [3]

Рассмотрим эти признаки. Правильность выполнения движений имеет две стороны: качественную адекватность, которая заключается в приведении движений к намеченной цели, и количественную точность движений. Во всех случаях речь идет о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Эта точность может носить «финальный характер», относясь к конечному моменту совершаемого движения. Здесь она является синонимом меткости.       В другой группе случаев целевая точность принимает «процессуальный характер», обнаруживаясь по направлению, протяжению, дозированию выполняемого движения.          Следуют различать точность воспроизведения дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений - точность реакции на движущийся объект, целевую точность или меткость.          Быстрота как критерии оценки координационных возможностей выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношениидвижение в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными навыками, быстроты достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях и т.д. Рациональность и находчивость с одной стороны связаны с сформированностью двигательных навыков и стереотипов, с другой спортивным мастерством и опытом спортсмена .

Физические качества подразделяются на силу, быстроту, выносливость и координацию. Последнее качество подразумевает сбалансированное сочетание трех предыдущих. В таком случае это называется ловкостью. «Ручная ловкость – это способность точно и своевременно совершать двигательные действия при взаимодействии с каким-либо объектом. … Телесная ловкость, связанная с управлением в пространстве и времени движениями своего тела. … Меткость – это способность попадать в цель при баллистических движениях рук и ног.» [4]

          Ловкость заключается не в самих движениях того или иного типа, а создается обстановкой. Нет такого движения, которое при известных условиях не могло бы предъявить требования к двигательной ловкости. Эти требования заключаются всегда в том, что в ситуациях спортивной борьбы стоящая перед спортсменом  двигательная задача или возникновение совсем новой необычной задачи,  возникает  двигательной находчивости. И от того как сбалансированно будут выполнены двигательные элементы зависит результат.    Каждое движение или действие, которое мы признаем выполненным, построено не менее чем на двух уровнях [5]или двух видах ловкости [4] Реальные проявления ловкости начинаются с дифференциального ощущения пространства. Первый уровень или вид ловкости относится к движениям, ведущимся на уровне пространства. Второй вид ловкости проявляется в действиях связанных с оперированием предметами, т.н ручная или предметная ловкость. С одной стороны  пространственная ловкость обеспечивается предметной, с другой ручная ловкость невозможна без четкой ориентации в пространстве.

Ловкость выполненного движения характеризуется  качествами переключаемости, находчивости, маневренности. Это относится к первому и второму уровням ловкости [5]

В зависимости от особенностей вида спорта соотношение ручной-предметной и телесно-пространственной ловкости  будут различаться. В сложно-координированных видах таких как гимнастика и акробатика ведущим будет пространственная ловкость, а сопутствующей (обеспечивающей качество выполнения упражнения) ручная ловкость. В игровых видах, особенно командных, ведущим оказывается предметная ловкость, а сопутствующей пространственная [6]

Таким образом, группа проявления ручной или телесной ловкости оказывается очень сложными по своему составу. С одной стороны эти проявления будут различаться между собой по тому, какой из уровней является фоновым, а какой обеспечивает качество фонового уровня. С другой стороны, в спорте масса  действий, связанных с простанственным перемещением, да еще с учетом пространственного положения партнеров и соперников, успешность выполнения которых обеспечивается  ручной-предметной ловкостью.

По степени сложности взаимодействия двух уровней ловкости можно выделить пять группа. Первая группа, сюда относятся действия «разведочного порядка» - действия рассматривания предметов, их ощупывания, сравнивание, выбирания и т. д. К этой же группе можно отнести простейшие предметные действия, доступные уже 3-4 летнему ребенку: поставить предмет, налить или насыпать что-нибудь в сосуд, и т. д. Вторая группа включает действия ведущие движения - звенья построены в корковым подуровнем дальнодействующих рецепторов точности и меткости. Третья группа объединяет действия, в ведущих звеньях которых в наибольшей степени зависят от нижнего подуровня пространства. Главное качество, присущее движением в этой группе плавное, чуткая точность, (спортивно-игровая область): действие в залезании по веревке, столбу, веревочной лестнице и т.п. Затем локомоции на сложных приспособлениях, как езда на велосипеде или гребле, балансирование предметов и др.. Четвертая группа содержит действия, в которых из уровня мышечно-составных связок явственно преобладают над пространственными фонами. Из спортивных действий очень характерны примеры: дзюу-до, французская борьба. В пятой группе объединяются те виды действий, которые требуют участия, как уровня пространства, так и уровня мышечно-суставных увязок. В области физкультурно-спортивной следует назвать бокс, фехтование, стрельба из лука, игра на биллеарде, метание сложных металлических приспособлений и т.д.

Список литературы :

1.       Даль В.И. Толковый словарь русского языка/ В.И. Даль. – М.: Эксмо-пресс, 2011. - 735с.

2.         Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.

3.         Ильин Е.П. Ловкость – миф или реальность?// Теория и практика физической культуры. – 1982.- № 3. - С. 112-113

4.       Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения: учебное пособие для студентов институтов физической культуры по дисциплине Теория физической культуры/ Ю.Ф. Курамшин – СПб.: СПб ГАФК, 1998. – 346с.

5.     Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. — Санкт-Петербург: «Лань», 2005. — 384 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lovkost_kak_proyavlenie_dvigatelnyh_sposobnostey.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Ловкость как проявление двигательных способностей

В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координации движений «организация управляемости двигательного аппарата». [2] Организация, программирование и управление любым двигательным действием происходят на разных этапах ЦНС по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда реализуют смысловые и программирующие стороны движений, а низшие (фоновые) уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживают исполнительские или моторные стороны движений (двигательный состав). Сенсорные коррекции как ведущих, так и фоновых уровней (последние могут протекать бессознательно) обеспечивают двигательным действием устойчивость опорных частей тела, синергетическую плавность всех звеньев участвующей в кинематической цепи, экономичность мышечных затрат, пространственную точность, стабильность и т.д. При осуществлении гимнастических, метательных движений, спортивно-игровых двигательных действий спортсмены  отличаются разными координационными возможностями, как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под координационными способностями понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению двигательными действиями Критериями оценки координационных способностей считаются 4 основных признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики [3] 

Рассмотрим эти признаки. Правильность выполнения движений имеет две стороны: качественную адекватность, которая заключается в приведении движений к намеченной цели, и количественную точность движений. Во всех случаях речь идет о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Эта точность может носить «финальный характер», относясь к конечному моменту совершаемого движения. Здесь она является синонимом меткости.         В другой группе случаев целевая точность принимает «процессуальный характер», обнаруживаясь по направлению, протяжению, дозированию выполняемого движения.         Следуют различать точность воспроизведения дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений - точность реакции на движущийся объект, целевую точность или меткость.         Быстрота как критерии оценки координационных возможностей выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношениидвижение в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными навыками, быстроты достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях и т.д. Рациональность и находчивость с одной стороны связаны с сформированностью двигательных навыков и стереотипов, с другой спортивным мастерством и опытом спортсмена .

Физические качества подразделяются на силу, быстроту, выносливость и координацию. Последнее качество подразумевает сбалансированное сочетание трех предыдущих. В таком случае это называется ловкостью. «Ручная ловкость – это способность точно и своевременно совершать двигательные действия при взаимодействии с каким-либо объектом. … Телесная ловкость, связанная с управлением в пространстве и времени движениями своего тела. … Меткость – это способность попадать в цель при баллистических движениях рук и ног.» [4]

         Ловкость заключается не в самих движениях того или иного типа, а создается обстановкой. Нет такого движения, которое при известных условиях не могло бы предъявить требования к двигательной ловкости. Эти требования заключаются всегда в том, что в ситуациях спортивной борьбы стоящая перед спортсменом  двигательная задача или возникновение совсем новой необычной задачи,  возникает  двигательной находчивости. И от того как сбалансированно будут выполнены двигательные элементы зависит результат.         Каждое движение или действие, которое мы признаем выполненным, построено не менее чем на двух уровнях [5]или двух видах ловкости [4] Реальные проявления ловкости начинаются с дифференциального ощущения пространства. Первый уровень или вид ловкости относится к движениям, ведущимся на уровне пространства. Второй вид ловкости проявляется в действиях связанных с оперированием предметами, т.н ручная или предметная ловкость. С одной стороны  пространственная ловкость обеспечивается предметной, с другой ручная ловкость невозможна без четкой ориентации в пространстве.

Ловкость выполненного движения характеризуется  качествами переключаемости, находчивости, маневренности. Это относится к первому и второму уровням ловкости [5]

В зависимости от особенностей вида спорта соотношение ручной-предметной и телесно-пространственной ловкости  будут различаться. В сложно-координированных видах таких как гимнастика и акробатика ведущим будет пространственная ловкость, а сопутствующей (обеспечивающей качество выполнения упражнения) ручная ловкость. В игровых видах, особенно командных, ведущим оказывается предметная ловкость, а сопутствующей пространственная [6]

Таким образом, группа проявления ручной или телесной ловкости оказывается очень сложными по своему составу. С одной стороны эти проявления будут различаться между собой по тому, какой из уровней является фоновым, а какой обеспечивает качество фонового уровня. С другой стороны, в спорте масса  действий, связанных с простанственным перемещением, да еще с учетом пространственного положения партнеров и соперников, успешность выполнения которых обеспечивается  ручной-предметной ловкостью.

По степени сложности взаимодействия двух уровней ловкости можно выделить пять группа. Первая группа, сюда относятся действия «разведочного порядка» - действия рассматривания предметов, их ощупывания, сравнивание, выбирания и т. д. К этой же группе можно отнести простейшие предметные действия, доступные уже 3-4 летнему ребенку: поставить предмет, налить или насыпать что-нибудь в сосуд, и т. д. Вторая группа включает действия ведущие движения - звенья построены в корковым подуровнем дальнодействующих рецепторов точности и меткости. Третья группа объединяет действия, в ведущих звеньях которых в наибольшей степени зависят от нижнего подуровня пространства. Главное качество, присущее движением в этой группе плавное, чуткая точность, (спортивно-игровая область): действие в залезании по веревке, столбу, веревочной лестнице и т.п. Затем локомоции на сложных приспособлениях, как езда на велосипеде или гребле, балансирование предметов и др.. Четвертая группа содержит действия, в которых из уровня мышечно-составных связок явственно преобладают над пространственными фонами. Из спортивных действий очень характерны примеры: дзюу-до, французская борьба. В пятой группе объединяются те виды действий, которые требуют участия, как уровня пространства, так и уровня мышечно-суставных увязок. В области физкультурно-спортивной следует назвать бокс, фехтование, стрельба из лука, игра на биллеарде, метание сложных металлических приспособлений и т.д.

Список литературы :

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка/ В.И. Даль. – М.: Эксмо-пресс, 2011. - 735с.
  2. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.
  3. Ильин Е.П. Ловкость – миф или реальность?// Теория и практика физической культуры. – 1982.- № 3. - С. 112-113
  4. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения: учебное пособие для студентов институтов физической культуры по дисциплине Теория физической культуры/ Ю.Ф. Курамшин – СПб.: СПб ГАФК, 1998. – 346с.
  5. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. — Санкт-Петербург: «Лань», 2005. — 384 с.