Развитие творческих способностей детей в сельских школах, не имеющих широкой базы дополнительного образования
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования
Развитие творческих способностей детей в сельских школах, не имеющих широкой базы дополнительного образования
(реферат)
Исполнитель:
Ващилова Татьяна Сергеевна,
педагог дополнительного образования МАОУ ДОД
«Дом детского творчества» Кемеровского муниципального района
Консультант:
Кононенко Ольга Семеновна,
кандидат педагогических наук,
доцент, почетный работник общего
образования
Кемерово 2015
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………….......3
1. Развитие творческих способностей………………………………….5
1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности»……………..5
1.2 Условия развития творческих способностей……………………….6
2. Основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей…………………………………………………7
2.1 Анализ социально-педагогических условий успешной социализации школьников через развитие творческих способностей………………………..7
2.2 Реализация социально-педагогических условий развития творческих способностей детей…………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………………13
Введение
Проблема развития творческих способностей школьников многогранна. И в современных условиях растет потребность общества в самостоятельной творческой личности.
Развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах[ 2].
Большими возможностями для развития творческих способностей обладают учреждения дополнительного образования, в которых дети и подростки приобщаются к творчеству с учетом их способностей и интересов. Дом творчества предоставляет возможность детям заниматься художественно-прикладным, техническим творчеством, туристско-краеведческой, эколого-биологической, исследовательской, интеллектуальной и спортивной деятельностью в соответствии со своими желаниями, интересами, потенциальными возможностями. Разнообразие творческих объединений позволяет выбрать учащимся занятие по душе. [ 9].
Не всегда в сельской школе имеется широкая база дополнительного образования. И, как правило, развитие творческих способностей ребят проходит лишь на уроках технологии, ИЗО, музыки и внеклассных мероприятиях. А ездить в учреждение дополнительного образования для занятия в творческих объединениях у многих ребят нет возможности. Все свободное от уроков время большинство учащихся проводят на территории школы.
Поэтому возникает необходимость создания на базе сельской школы такого творческого объединения, которое будет охватывать детей разных возрастов и творчески развивать их во внеурочное время, давая им реализовать свои потребности в развитии творческих способностей с учетом их интересов.
Цель моей итоговой работы: Изучить возможность развития творческих способностей детей в сельских школах, где нет широкой базы дополнительного образования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по развитию творческих способностей детей;
2. Выявить условия, необходимые для развития творческих способностей;
3. Определить наиболее эффективное направление работы творческого объединения для развития творческих способностей детей с учетом их интересов.
1. Развитие творческих способностей
1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности»
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.
Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком.
Творчество – это способность, вбирающая в себя, целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С.Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б.Эльконин, А.И.Леонтьев). [ 1].
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности. [ 6].
Проанализировав литературу, можно сделать вывод, что творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
1.2 Условия развития творческих способностей
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный творческий процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
В творческом процессе формируется мышление, эмоциональная сфера, воображение, умение выражать свои мысли, общаться, сотрудничать, предлагать и реализовывать новое, нестандартное, решать проблемы, т.е. формируются актуальные сегодня компетенции, определяющие успешность человека в социуме. [10].
Важным условием развития творческих способностей ребенка является предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Также известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому для успешного развития творческих способностей необходима тёплая дружелюбная атмосфера[ 3].
Развитие творческих способностей является как важным условием социализации детей, так и необходимым процессом в развитии качеств личности, ее интересов. [ 8].
Проанализировав литературу по данной теме, можно сделать вывод, что творческие способности детей можно развивать в творческих объединениях любой направленности. Необходимо лишь создать условия – самостоятельный выбор деятельности ребенком, с учетом его потребностей и желаний; смена видов деятельности; сотрудничество педагога и ребенка и т.д.
2. Основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей
2.1 Анализ социально-педагогических условий успешной социализации школьников через развитие творческих способностей
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих социализации в процессе формирования их творческих способностей.
Говоря о создании этих условий, мы не можем упустить из виду такие понятия, как социально-педагогическая деятельность, педагогические условия и социально-педагогические условия.
Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе
Педагогические условия — это внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированные педагогом, предполагающие, но не гарантирующие определенный результат процесса.
Социально-педагогические условия – это педагогическая поддержка, включающая в себя соблюдение определенных условий, таких как создание комфортной среды, формирование положительного отношения к деятельности, организация самореализации детей и т. д.
Создание благоприятных социально-педагогических условий развития творческих способностей детей, напрямую зависит от выполнения трех принципов - природосообразности, культуросообразности и гуманизма.
Природосообразность - принцип педагогики, согласно которому педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка.
Культуросообразность – принцип, который позволяет ребенку усваивать социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому.
Гуманизм - это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.
К социально-педагогическим условиям успешного развития творческих способностей детей можно отнести:
- создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
- предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. [4].
Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому следующее условие успешного развития творческих способностей - теплая дружелюбная атмосфера в детском коллективе.
Как же реализовать социально-педагогические условия успешного развития творческих способностей детей школьного возраста? А реализовать их можно с помощью социально-одобряемой деятельности, которая развивает творческое пространство ребенка в различных направлениях: культурная, социальная и общественная деятельность.
2.2 Реализация социально-педагогических условий развития творческих способностей детей
Основными социально-педагогическими условиями, способствующими оптимальному развитию творческих способностей ребенка в школьном возрасте, являются:
- гуманизация социально-педагогического процесса, которая включает создание открытого образовательного пространства, предоставление возможности выбора своей деятельности, включение детей и педагогов в совместную творческую деятельность.
- приобщение к культуре народа, присвоение ребенком общечеловеческого опыта, культурных ценностей, нормативных качеств личности, образцов поведения.
Реализация этих условий возможна в социально-педагогическом направлении работы творческого объединения.
Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению. Детские объединения социально-педагогической направленности можно условно разделить на те, в которых реализуются программы по социальной адаптации и творческому развитию детей, и те, которые рассчитаны на социальную адаптацию и профессиональную ориентацию подростков.
Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на изучение психологических особенностей личности, формирование личности, изучение межличностных отношений, адаптацию в коллективе, творческое развитие, социализацию детей, их адаптацию к жизни в обществе, позволяют детям проявлять себя в различных видах социально значимой практической деятельности.
Социально-педагогическая направленность позволяет реализовывать одну из основных функций образования: доступность для всех категорий детей. Педагог дополнительного образования «ведет» ребенка по его индивидуальному маршруту с учетом его возможностей и особенностей. Достижения детей обеспечиваются деятельностью педагогов, постоянно обновляющих цели, методы, фактическое и теоретическое содержание программ и планов занятий.
Таким образом, занятия в творческих объединениях социально-педагогической направленности позволяют достигать максимального эффекта в социализации детей, развитии творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей и интересов, а также обеспечивают разновозрастное общение детей с целью развития толерантности и гражданственности. [ 5]
Заключение
В связи с частыми введениями изменений в современную систему образования, возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Для успешности процесса социализации, человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. [ 7].
На мой взгляд, дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенка видов деятельности.
Деятельность учреждений дополнительного образования детей нацелена на создание условий для творческого развития личности на основе приоритета интересов.
Задача педагога дополнительного образования – создать для каждого ребенка такие условия, чтобы он развил свои творческие способности максимально, насколько это возможно.
Поставленные задачи выполнены, и цель итоговой работы достигнута. Работая с различными литературными источниками, я познакомилась с мнениями авторов, давших определения терминов: творчество, способности, творческие способности, социально-педагогическая деятельность, социально-педагогические условия.
Одно из наиболее важных социально-педагогических условий успешного развития творческих способностей детей - это разнообразие видов деятельности и свобода выбора деятельности.
Ребенок – это человек с огромным творческим потенциалом, он должен рассматриваться как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной социализации. Развитие его возможностей обеспечивается с помощью социально-педагогической поддержки, помогающей преодолеть специфические трудности ребенка, на пути к активной самореализации творчеству, благополучному эмоциональному состоянию в детском сообществе. Творческие объединения социально-педагогической направленности позволяют детям проявлять себя в различных видах социально значимой практической деятельности, тем самым развивая их творческие способности во всех направлениях.
Таким образом, самым эффективным направлением работы творческого объединения для сельской школы будет социально-педагогическое направление.
Собранный материал можно использовать как дополнительную информацию для общего развития. В целом работа плодотворна и дала свои результаты для дальнейших исследований в этой области.
Список литературы
1. Выготский,Л.С. Педагогическая психология/Л. Выготский [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, 2005. - 671с.
2. Городецкая, Ю. А. Развитие творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования [Текст]: учеб, пособие /Ю.А. Городецкая. - Владикавказ : Изд-во Северо-Осетинского государственного педагогического университета, 2010. - 126 с.
3. Горский, В.А. Живое образование [Текст] / В.А. Горский. - М, 2011. - 120 с.
4. Зименкова, Ф. Н. Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях [Текст]/ Ф.Н. Зименкова. - М.: Прометей, 2013. - 94 с.
5. Сиротюк, А. С. Диагностика одаренности: учебное пособие [Текст] / А.С. Сиротюк. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 1229 с.
6. Опфер, С. В. Развитие способностей в деятельности человека [Текст] / С.В. Опфер. - М.: Лаборатория книги, 2011. - 123 с.
7. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей [Текст]: метод, пособие/ Сост. С. В. Кочнева. - М.: УЦ «Перспектива», 2012. - 104 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика [Текст]: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c.
9. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам [Текст] / Ред. Д.В. Ушаков. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 736 с.
10. Эльконин, Б.Д. Психология развития [Текст]:учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Б.Д. Эльконин. - М. : "Академия", 2007. - 144с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования
Развитие творческих способностей детей в сельских школах, не имеющих широкой базы дополнительного образования
(реферат)
Исполнитель:
Ващилова Татьяна Сергеевна,
педагог дополнительного образования МАОУ ДОД
«Дом детского творчества» Кемеровского муниципального района
Консультант:
Кононенко Ольга Семеновна,
кандидат педагогических наук,
доцент, почетный работник общего
образования
Кемерово 2015
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………….......3
1. Развитие творческих способностей………………………………….5
1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности»……………..5
1.2 Условия развития творческих способностей……………………….6
2. Основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей…………………………………………………7
2.1 Анализ социально-педагогических условий успешной социализации школьников через развитие творческих способностей………………………..7
2.2 Реализация социально-педагогических условий развития творческих способностей детей…………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………………13
Введение
Проблема развития творческих способностей школьников многогранна. И в современных условиях растет потребность общества в самостоятельной творческой личности.
Развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах[ 2].
Большими возможностями для развития творческих способностей обладают учреждения дополнительного образования, в которых дети и подростки приобщаются к творчеству с учетом их способностей и интересов. Дом творчества предоставляет возможность детям заниматься художественно-прикладным, техническим творчеством, туристско-краеведческой, эколого-биологической, исследовательской, интеллектуальной и спортивной деятельностью в соответствии со своими желаниями, интересами, потенциальными возможностями. Разнообразие творческих объединений позволяет выбрать учащимся занятие по душе. [ 9].
Не всегда в сельской школе имеется широкая база дополнительного образования. И, как правило, развитие творческих способностей ребят проходит лишь на уроках технологии, ИЗО, музыки и внеклассных мероприятиях. А ездить в учреждение дополнительного образования для занятия в творческих объединениях у многих ребят нет возможности. Все свободное от уроков время большинство учащихся проводят на территории школы.
Поэтому возникает необходимость создания на базе сельской школы такого творческого объединения, которое будет охватывать детей разных возрастов и творчески развивать их во внеурочное время, давая им реализовать свои потребности в развитии творческих способностей с учетом их интересов.
Цель моей итоговой работы: Изучить возможность развития творческих способностей детей в сельских школах, где нет широкой базы дополнительного образования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить и проанализировать литературу по развитию творческих способностей детей;
- Выявить условия, необходимые для развития творческих способностей;
- Определить наиболее эффективное направление работы творческого объединения для развития творческих способностей детей с учетом их интересов.
1. Развитие творческих способностей
1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности»
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.
Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком.
Творчество – это способность, вбирающая в себя, целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С.Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б.Эльконин, А.И.Леонтьев). [ 1].
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности. [ 6].
Проанализировав литературу, можно сделать вывод, что творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
1.2 Условия развития творческих способностей
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный творческий процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
В творческом процессе формируется мышление, эмоциональная сфера, воображение, умение выражать свои мысли, общаться, сотрудничать, предлагать и реализовывать новое, нестандартное, решать проблемы, т.е. формируются актуальные сегодня компетенции, определяющие успешность человека в социуме. [10].
Важным условием развития творческих способностей ребенка является предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Также известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому для успешного развития творческих способностей необходима тёплая дружелюбная атмосфера[ 3].
Развитие творческих способностей является как важным условием социализации детей, так и необходимым процессом в развитии качеств личности, ее интересов. [ 8].
Проанализировав литературу по данной теме, можно сделать вывод, что творческие способности детей можно развивать в творческих объединениях любой направленности. Необходимо лишь создать условия – самостоятельный выбор деятельности ребенком, с учетом его потребностей и желаний; смена видов деятельности; сотрудничество педагога и ребенка и т.д.
2. Основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей
2.1 Анализ социально-педагогических условий успешной социализации школьников через развитие творческих способностей
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих социализации в процессе формирования их творческих способностей.
Говоря о создании этих условий, мы не можем упустить из виду такие понятия, как социально-педагогическая деятельность, педагогические условия и социально-педагогические условия.
Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе
Педагогические условия — это внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированные педагогом, предполагающие, но не гарантирующие определенный результат процесса.
Социально-педагогические условия – это педагогическая поддержка, включающая в себя соблюдение определенных условий, таких как создание комфортной среды, формирование положительного отношения к деятельности, организация самореализации детей и т. д.
Создание благоприятных социально-педагогических условий развития творческих способностей детей, напрямую зависит от выполнения трех принципов - природосообразности, культуросообразности и гуманизма.
Природосообразность - принцип педагогики, согласно которому педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка.
Культуросообразность – принцип, который позволяет ребенку усваивать социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому.
Гуманизм - это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.
К социально-педагогическим условиям успешного развития творческих способностей детей можно отнести:
- создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
- предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. [4].
Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому следующее условие успешного развития творческих способностей - теплая дружелюбная атмосфера в детском коллективе.
Как же реализовать социально-педагогические условия успешного развития творческих способностей детей школьного возраста? А реализовать их можно с помощью социально-одобряемой деятельности, которая развивает творческое пространство ребенка в различных направлениях: культурная, социальная и общественная деятельность.
2.2 Реализация социально-педагогических условий развития творческих способностей детей
Основными социально-педагогическими условиями, способствующими оптимальному развитию творческих способностей ребенка в школьном возрасте, являются:
- гуманизация социально-педагогического процесса, которая включает создание открытого образовательного пространства, предоставление возможности выбора своей деятельности, включение детей и педагогов в совместную творческую деятельность.
- приобщение к культуре народа, присвоение ребенком общечеловеческого опыта, культурных ценностей, нормативных качеств личности, образцов поведения.
Реализация этих условий возможна в социально-педагогическом направлении работы творческого объединения.
Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению. Детские объединения социально-педагогической направленности можно условно разделить на те, в которых реализуются программы по социальной адаптации и творческому развитию детей, и те, которые рассчитаны на социальную адаптацию и профессиональную ориентацию подростков.
Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на изучение психологических особенностей личности, формирование личности, изучение межличностных отношений, адаптацию в коллективе, творческое развитие, социализацию детей, их адаптацию к жизни в обществе, позволяют детям проявлять себя в различных видах социально значимой практической деятельности.
Социально-педагогическая направленность позволяет реализовывать одну из основных функций образования: доступность для всех категорий детей. Педагог дополнительного образования «ведет» ребенка по его индивидуальному маршруту с учетом его возможностей и особенностей. Достижения детей обеспечиваются деятельностью педагогов, постоянно обновляющих цели, методы, фактическое и теоретическое содержание программ и планов занятий.
Таким образом, занятия в творческих объединениях социально-педагогической направленности позволяют достигать максимального эффекта в социализации детей, развитии творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей и интересов, а также обеспечивают разновозрастное общение детей с целью развития толерантности и гражданственности. [ 5]
Заключение
В связи с частыми введениями изменений в современную систему образования, возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Для успешности процесса социализации, человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. [ 7].
На мой взгляд, дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенка видов деятельности.
Деятельность учреждений дополнительного образования детей нацелена на создание условий для творческого развития личности на основе приоритета интересов.
Задача педагога дополнительного образования – создать для каждого ребенка такие условия, чтобы он развил свои творческие способности максимально, насколько это возможно.
Поставленные задачи выполнены, и цель итоговой работы достигнута. Работая с различными литературными источниками, я познакомилась с мнениями авторов, давших определения терминов: творчество, способности, творческие способности, социально-педагогическая деятельность, социально-педагогические условия.
Одно из наиболее важных социально-педагогических условий успешного развития творческих способностей детей - это разнообразие видов деятельности и свобода выбора деятельности.
Ребенок – это человек с огромным творческим потенциалом, он должен рассматриваться как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной социализации. Развитие его возможностей обеспечивается с помощью социально-педагогической поддержки, помогающей преодолеть специфические трудности ребенка, на пути к активной самореализации творчеству, благополучному эмоциональному состоянию в детском сообществе. Творческие объединения социально-педагогической направленности позволяют детям проявлять себя в различных видах социально значимой практической деятельности, тем самым развивая их творческие способности во всех направлениях.
Таким образом, самым эффективным направлением работы творческого объединения для сельской школы будет социально-педагогическое направление.
Собранный материал можно использовать как дополнительную информацию для общего развития. В целом работа плодотворна и дала свои результаты для дальнейших исследований в этой области.
Список литературы
1. Выготский,Л.С. Педагогическая психология/Л. Выготский [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, 2005. - 671с.
2. Городецкая, Ю. А. Развитие творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования [Текст]: учеб, пособие /Ю.А. Городецкая. - Владикавказ : Изд-во Северо-Осетинского государственного педагогического университета, 2010. - 126 с.
3. Горский, В.А. Живое образование [Текст] / В.А. Горский. - М, 2011. - 120 с.
4. Зименкова, Ф. Н. Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях [Текст]/ Ф.Н. Зименкова. - М.: Прометей, 2013. - 94 с.
5. Сиротюк, А. С. Диагностика одаренности: учебное пособие [Текст] / А.С. Сиротюк. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 1229 с.
6. Опфер, С. В. Развитие способностей в деятельности человека [Текст] / С.В. Опфер. - М.: Лаборатория книги, 2011. - 123 с.
7. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей [Текст]: метод, пособие/ Сост. С. В. Кочнева. - М.: УЦ «Перспектива», 2012. - 104 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика [Текст]: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c.
9. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам [Текст] / Ред. Д.В. Ушаков. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 736 с.
10. Эльконин, Б.Д. Психология развития [Текст]:учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Б.Д. Эльконин. - М. : "Академия", 2007. - 144с.