Мой Пушкин
Уважаемые коллеги, друзья, поздравляю всех с Новым годом! 2015 год – год Литературы. Наш городок связан со многими известными поэтами и писателями. Прикоснулся к нему и Александр Сергеевич Пушкин в 1833 году, совершая путешествие по пугачевским местам.
Мой Пушкин
Для меня, как преподавателя истории, Пушкин, прежде всего художник, запечатлевший гениально эпоху XVIII века в повести «Капитанская дочка», в которой, по словам Ключевского больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта». А Белинский о «Капитанской дочке» отозвался: «Онегин» в прозе».
«История народа принадлежит поэту», - писал Пушкин. Только поэту доступно наиболее полное осмысление истории. Наше знакомство с окружающим миром начинается в раннем детстве с произведений Пушкина, наполненных историей - «Стены с частыми зубцами…», или: «Как ныне сбирается вещий Олег…»
Так в нашу жизнь, вместе с Поэзией Пушкина входит История. Часто мы и не предполагаем, что история проходит через каждого из нас, что исторические события, судьбы великих людей связаны с нашим краем.
Родственники тетюшского купца Крупина, построившего здание нашей школы, выделили средства для обустройства могилы Пушкина в Святых Горках в Псковской губернии. В Тетюшах был разбит Пушкинский сад. Пушкин, путешествуя по пугачевским места, посетил и Казань в 1833 году. В Казань он приехал 5 сентября, а 8 сентября утром, поэт выехал из Казани в Симбирск по так называемому Лаишевскому тракту. Приблизительно во втором часу дня, он приехал в Лаишев. Тотчас после смены лошадей Пушкин уехал, записав в своей тетради: «Лаишев, город в шлафорке». По мнению ряда исследователей, далее дорога шла через город Спасск, село Болгары, деревню Комаровка и от нее была переправа через Волгу на правый берег в Тетюши. А после Тетюш путь лежал в Симбирск.
В Тетюшах Пушкин вполне мог и переночевать. Рядом с городом находилось село Долгая Поляна, в котором жили Молоствовы. Поэт был знаком с этой известной дворянской семьёй, возможно, встречался с кем-то из Молоствовых в Казани (известно, что с Пушкиным в Казани встречался Е.Баратынский, хорошо знавший Молоствовых). К счастью, уникальный особняк Молоствовых сохранился в нашем районе.
Хочется верить, что Пушкин, пусть мимолетно, но побывал в Тетюшах, любовался нашими замечательными местами золотой осенью, в свою любимую вдохновлявшую его на творчество, сентябрьскую пору. Может, проезжая по нашему краю, пришла к нему мысль написать «Капитанскую дочку»? Ведь владения Гриневых находились в Симбирской губернии, совсем близко от Тетюш.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Чтобы дать ученикуискоркузнания, учителю надо впитать целое море света". В.А. Сухомлинский
"Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и любовь к ученикам - он совершенный учитель". Л.Н.Толстой.
Предварительный просмотр:
«…А Петр Великий, который один есть всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел нас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал.»
Из письма А.С.Пушкина к П.Я. Чаадаеву в октябре 1836 г.
Религиозный мыслитель ХХ века С.Л.Франк назвал письмо «изумительным по исторической и духовной мудрости»
Источник: http://www.pravmir.ru/pushkin-chaadaevu-ni-za-chto-na-svete-ya-ne-xotel-by-peremenit-otechestvo-ili-imet-druguyu-istoriyu/#ixzz3RRd6c11S
Предварительный просмотр:
Интеллигенция. Есть ли она?
Дмитрий Сергеевич Лихачев относил к интеллигенции «людей, свободных в своем убеждении, не зависящих от экономических, партийных и государственных принуждений и не подчиняющихся идеологическим обязательствам». Исчезло из нашей речи слово «подвижничество», которое всегда было свойственно интеллигенции. Понятия «честность», «бескорыстие» стали архаичными, вызывают у многих лишь горькую усмешку. Где она российская интеллигенция? Сохранилась ли?
Как плодородный слой почвы – накапливается тысячелетиями, а разрушен может быть моментально.
У Достоевского есть слова «…дети людей должны родиться на земле, а не на мостовой. Можно жить потом на мостовой, но родиться и всходить нация…должна на земле, на почве, на которой хлеб и деревья растут» («Дневник писателя»)
Сельская интеллигенция начала формироваться в XIX веке. Главными ценностями она считала просвещение народа, облегчения его жизненного положения, совершенствование общества путем совместных усилий с властями в проведении реформ. Она разделяла представления русского народа о построении справедливого общества по образу и подобию сельской общины (на основе всеобщего согласия, равенства, взаимной поддержки и коллективной собственности). Она разделяла понятия «правда-истина» и «правда-справедливость», что делало её подвижнической.
Продолжались нравственные и профессиональные традиции, заложенные земскими врачами. Они были известны как люди высокообразованные, хорошо знающие своё дело. Аркадий Боголюбов пришёл в Тетюшскую земскую больницу в 1900 году. Врач – универсал, как и многие врачи в то время. Помимо лечебной практики занимался санитарно-профилактической работой среди населения, беседовал с больными, посещал крестьянские сходы, выступал в гимназиях, рассказывал о болезнях и способах их предупреждения. Написал ряд научных статей, много внимания уделял подготовке молодых специалистов. Многие годы работали в крае врачи-супруги Соколовы. Николай Яковлевич долгие годы работал главным врачом. Под его руководством местная больница стала одной из лучших в республике. Он часто выступал в печати, по радио, читал лекции, делал доклады на конференциях, организовывал курсы повышения квалификации. Заслуженный врач республики и России. Нина Станиславовна помимо врачебной деятельности написала ряд научных статей, была прекрасным пианистом, пела, аккомпанировала заезжим знаменитостям, проводила благотворительные вечера, средства от которых шли на строительство родильного дома, покупки мебели для больницы, детского дома. Оба супруга были награждены орденами Ленина, медалями. Многие старожили края и сейчас с любовью вспоминают врачей Соколовых.
Известна в крае династия врачей Кондаковых. Их потомок заслуженный врач республики и России Валериан Николаевич и в свои 75 продолжал работать консультантом в районной больнице, делал сложные операции. Легенда сельской хирургии, внедрил в практику многие операции, создал мощную хирургическую службу. Мне приходилось не раз беседовать с ним об истории края. Он был глубоким её знатоком, замечательным рассказчиком.
Поражаешься, к какому результату может привести внимание к образованию. Есть в крае село Кошки-Новотимбаево. Было обыкновенным селом. В нем родился в 1848 году будущий выдающийся чувашский просветитель Иван Яковлев, воспитатель чувашской интеллигенции. Он организовал в селе первую чувашскую школу, создал чувашский алфавит, перевел на родной язык Священное Писание, заложил основы чувашского литературного языка, открыл в Симбирске учительскую школу. Своё завещание написал на пяти языках. И власть его ценила: был удостоен орденов Святой Анны, Святого Станислава и Святого Владимира, которые позволили ему иметь дворянский титул. Построенное на его средства здание школы в родном селе стоит до сих пор. В нем в 1998 году открыт музей Яковлева. Революцию принял прохладно, но большевики не решились его трогать, зная о его дружбе с отцом Ленина. Меккой чувашского народа стало село благодаря такому вниманию Яковлева. Немало чувашских поэтов, писателей, артистов, режиссёров вышли из этого села…
Сохранилась ли интеллигенция в истинном понимании этого слова в наше время?
Предварительный просмотр:
Формирование гражданской идентичности в Росси».
По гражданской идентичностью понимается осознание индивидом своей принадлежности к сообществу граждан России, что имеет значимый смысл для него. Гражданская идентичность определяется не только гражданской принадлежностью, но и эмоциональным переживаниям, связанным с этой принадлежностью.
Формирование у учащихся идентичности гражданина России играет важную роль в развитии российского общества, преодолеть мировоззренческий и нравственный кризис, возродить доверие к государству, уважение к историческому и культурному наследию своей страны, к семейным ценностям.
Важное значение сегодня имеет задача воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. В воспитании патриотизма важнейшим аспектом является знание учащимися истории родной страны, истории малой родины, память о наиболее важных событиях отечественной истории, в частности, истории Великой Отечественной войны.
Необходимо воспитывать у учащихся уважение к государственным символам России, гербу, флагу, гимну.
Поликультурность российского общества требует повышенного внимания к коммуникативному взаимодействию и толерантности его членов, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. В условиях Татарстана республики большое значение имеет воспитание толерантности, уважения к истории, религии и культуре народов, проживающих в дружбе и согласии на протяжении нескольких веков на территории республики.
К факторам формирования гражданской идентичности относятся: общая историческая судьба, общий язык; общая культура; эмоциональные переживания, связанные с важными событиями в стране и республике. Гражданская идентичность является необходимым элементом гражданской общности. Формирование гражданской идентичности происходит в семье, школе, общественных институтах, учреждениях дополнительного образования, через средства массовой организации. Безусловно, её основы закладываются в семье. Именно в семье ребенок приобретает основы нравственности, приобщается к общественным ценностям, получает представления о Родине, истории своей страны и малой родины, приобретает основы знаний о культуре, правилах поведения в обществе. Семья закладывает основы гражданской идентификации индивида.
Таким образом, основными направлениями воспитания гражданской идентичности в России являются:
1)Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание учащихся.
2) Историческое воспитание
3)Политико-правовое воспитание.
4) Патриотическое воспитание.
5)Трудовое воспитание
В нашей практике мы используем следующие виды и формы воспитательной работы:
- Изучение истории своей семьи, составление генеалогического древа, изучение истории малой родины, изучение важнейших событий в истории страны.
- Изучение истории Отечественной войны 1812 г, Великой Отечественной войны. Проведение исследовательской, поисковой работы.
- Изучение Конституции РФ, Конституции РТ, государственных символов России и Татарстана, изучение основных отраслей права, юридической ответственности несовершеннолетних, встречи с работниками правоохранительных органов.
- Приобщение к культурным ценностям, традициям, религиозным ценностям, проведение внеклассных мероприятий с целью формирования толерантности, уважительного отношения к истории и культуре народов, проживающих на территории края.
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Мышев Ю.В, учитель истории МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им.Ханжина П.С.»
«Наша школа в годы Великой Отечественной войны»
Учителя школы-участники Великой Отечественной войны
Учитель:
В архиве средней школы №1 мы нашли старую тетрадь. «Книга приказов по Тетюшской средней школе №1. Начато 10 января 1940 года.»
Ученик 1:
С февраля 1940 года директором работал «прибывший из рядов РККА» Григории Сергеевич Фарафончев. 9 мая он, согласно приказу Татнаркомпроса, «выбыл временно в Казань», и в тот же день учительница русского языка и литературы А.И.Малкина «убыла в дом отдыха на южный берег Крыма». Последняя предвоенная запись сделана 2 июня 1941 года об уходе учителей в очередной отпуск. А после 22-го июня часто попадаются строки: «Прервать отпуск…», «В связи с уходом в армию…» Последний раз фамилия Фарафончева упоминается 25 мая 1941 года. Он ушёл на фронт из учителей первым, как офицер запаса. Вернуться домой Григорию Сергеевичу не довелось. Он воевал в звании старшего лейтенанта в составе 125 стрелкового полка, 6 стрелковой дивизии. Погиб 28 июня 1942 г. Захоронен в братской могиле села Грайворонка Белгородской области.
Ученик 2:
С августа 1940 года директором школы работал Н.С.Вяткин. 9 июля 1942 года он «выбыл в ряды Красной Армии». Родился Н.С.Вяткин в 1914 году в Чистополе. в 1934 г. и поступил в Казанский государственный университет. В 1940 г. окончив химический факультет КГУ был назначен директором Тетюшской средней школы. Кандидат в ВКП (б) Вяткин Н.С. 9 июня 1942 г. был призван в РККА.
Пропал без вести.
Ученик 3.
В марте 1942 года был призван в ряды РККА преподаватель биологии А.М.Волгин. Попал на Волховский фронт. Родился Александр Максимович 7 августа 1903 г. в семье крестьянина села Кошки-Ново-Тимбаево. С детства мечтал стать учителем, поэтому после окончания в родном селе школы в 1917 году поступил учиться в Тетюшскую учительскую семинарию. С 1936 г преподавал биологию в Тетюшской средней школе. 12 марта 1942 г. был призван в армию. После войны и до выхода на пенсию работал в школе учителем химии.
Ученик 4.
В одной воинской части довелось воевать учителям С.В Акселю и Н.Е.Ерхову. Сергей Васильевич Аксель на фронт ушёл в июне 1942 года. Шёл учителю 31-й год. Талантливый педагог, прекрасно знавший и любивший математику. Родился Сергей Васильевич 19 января 1911 г. в селе Лаптевка Тетюшского района. С.В.Аксель погиб 7 сентября 1942 года под деревней Дубна Калужской области. Похоронен в братской могиле в селе Глинная Сухиничского района Калужской области. А учителю физики Николаю Ефимовичу Ерхову посчастливилось из пекла выбраться живым, хотя и был тяжело ранен. За участие в Великой Отечественной войне был награжден: орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны II степени.», медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга».
Ученик 5.
ХАНЖИН П.С.
Школа носит имя Героя Советского Союза Ханжина Павла Семеновича. Мы продолжаем собирать материалы о нём. Он родился в 1924 году. Окончил 9 классов. 1 января 1941 года был призван в армию. Окончил курсы младших командиров. На фронте с 1942 года. Звание Героя получил за форсирование Днепра в сентябре 1943 года.
Мы выяснили, что он участвовал в Висло-Одерской и Берлинской операциях в должности офицера разведки полка. Воевал с беззаветной отвагой: за годы войны был ранен пять раз.
Особенно Павел Семенович отличился в Берлинской операции, обеспечив доскональное знание переднего края обороны противника. В ходе наступления советских войск во главе разведгрупп действовал в порядках отступавшего врага. 19 апреля его разведгруппа захватила сразу 14 пленных, которые дали подробную информацию о рубежах обороны врага
После войны Павел Семенович продолжал службу в армии. Он был участником знаменитого Парада Победы на Красной площади. В 1956 году окончил Военно-политическую академию. С 1971 года полковник Ханжин ушел в запас. Он регулярно навещал родные Тетюши, приходил в родную школу на встречу с молодым поколением.
В мае 2010 года имя Героя Советского Союза П.С.Ханжина было присвоено школе.
В архивах старой школы были обнаружены документы, связанные с Ханжиным. Он вёл переписку с учениками нашей школы, выступал перед ними. Материалы, которые находят ученики, хранятся в школьном музее.
Выпускники военных лет
Учитель:
Во время посещения школы ветеранами, во время встреч выпускников прошлых лет ведутся записи воспоминаний, собираются сведения о выпускниках школы. Особенно ценный материал о выпускниках военных лет в связи с подготовкой юбилея Победы.
Ученик 1.
21 июня 1941 года в нашей школе состоялся традиционный выпускной вечер «Прощай, класс! Прощай, школа!». 59 ее выпускников получили путевку в большую жизнь. Позже выпускник 1941 года Константин Тенилин в своем стихотворении напишет:
Окончен бал. Бежим под гору,
Рассвет Венеру погасил.
Плывем в луга, плывем за Волгу –
Луч солнца горы осветил…
Ту ночь короткую июня
Нарушил смертоносный шквал;
Над нашей матушкой Россией
Опять навис девятый вал…
Уже 24 июня на фронт была отправлена первая партия тетюшан.Из огненного выпуска 41 года на различных фронтах отважно сражались 31 человек, по-разному сложилась их военная служба. Например: с орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» пришел с фронта гвардии старший сержант Орлов Александр Кириллович. Обороняла воздушные подступы к Москве Тенилина Вера Петровна. Но 12 выпускников положили на алтарь Победы свои жизни…
Ученик 2.
Из 178 выпускников школы на фронт ушли 62. Из стен нашей школы в 1941 году ушёл на фронт 31 выпускник, из них 11 погибли. В 1942 году ушли воевать выпускников, двое не вернулись. В 1943 году из 8 ребят,. ушедших на фронт, ни один не выжил. В 1944 году были призваны на войну 19 выпускников, двое не вернулись.
Ученик 3.
ПЕРЕПИСКА С ВЕТЕРНАМИ, ИЗУЧЕНИЕ СТАРЫХ ГАЗЕТ
Бывшая жительница Тетюш Э.Е.Григорьева (она живёт в городе Раменское) , с которой наши ученики переписываются, вспоминает: « В 1941 году, летом пыльными жаркими днями, по нашей улице проезжали телеги с мужчинами призванными на фронт, на краешках сидели ребятишки, а рядом шли женщины, то притихшие, то не скрывающие рыданий… Этих будущих бойцов доставляли к пристани. Думалось тогда, что война закончится быстро, солдаты вернутся к семьям. Но уже вскоре родные получали извещения о гибели близких, и это нами, детворой, воспринималось как нечто нереальное. В первые дни войны погиб мой дядя, Геннадий Петрович Бызов, которому едва исполнилось 19 лет. Он был скромным парнем, даже застенчивым. В жаркий день он выбрался из окопа, пополз к реке, чтобы напиться, и был убит немецким летчиком. От него осталась только фотография в военной форме…»
Ученик 4.
Важные материалы можно найти в старых газетах. Районная газета «Ленинская правда» писала в 1941 году под заголовком «Подарки школьников»: «В Тетюшской средней школе учащиеся собрали 100 рублей, на которые купили для бойцов Красной Армии ватный пиджак, ватные брюки и две шапки. Больше всех собрали денег 52 рубля учащиеся второго класса (учительница Быстрова Л.И.), 21 рубль внесли первоклассники».
Из письма (1986 г.) ветерана труда, проживающей в Санкт-Петербурге Косиновой-Казачишиной Веры Петровны: «В годы войны я училась в первой школе три года, с пятого по седьмой класс, а потом перешла в педагогическое училище и окончила его летом 1945 года. Но иногда мне кажется, что всё лучшее, что было в моей школьной жизни, связано именно со средней школой. Запомнились мне наши школьные вечера, которые заканчивались танцами в актовом зале. В этом зале был удивительный паркетный пол. И с каким удовольствием мы кружились в вальсе, который был тогда одним из любимых нами танцев!
А время начиналось трудное. Последний год моей учёбы в этой школе шёл уже во время Великой Отечественной войны. Несмотря ни на что, ни на какие трудности, мы продолжали учиться, получали, как и вы, четвёрки и пятёрки, а иногда хватали и двойки с тройками».
Итоговая беседа.
Предварительный просмотр:
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов
Учитывая всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов и в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений по подготовке и проведению празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов, постановляю:
1. Возложить на Российский организационный комитет «Победа» координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов (далее — праздничные мероприятия).
2. Правительству Российской Федерации:
а) в 3-месячный срок разработать с участием Российского организационного комитета «Победа» и утвердить план подготовки и проведения основных праздничных мероприятий, в том числе мероприятий с участием глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств;
б) принять меры по улучшению социально-экономического положения ветеранов Великой Отечественной войны.
3. Министерству иностранных дел Российской Федерации обеспечить необходимое политико-дипломатическое содействие в проведении праздничных мероприятий.
4. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
а) принять участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий, в том числе посвященных 75-летию решающих сражений, другим важнейшим событиям Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов;
б) оказывать всемерную помощь ветеранам Великой Отечественной войны в решении вопросов их социальной защиты;
в) оказывать содействие органам местного самоуправления в приведении в порядок воинских захоронений и мемориальных комплексов, а также в поиске и захоронении останков воинов, погибших при защите Отечества.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
В.Путин
Москва, Кремль 9 мая 2018 года №211
Предварительный просмотр:
Книга Юрия Мышева «Старая роща».
В издательстве «ЛитСовет» (Москва) вышла книга Юрия Мышева «Старая роща». Сюжет книги строится на фоне драматических событий, происходящих в нашей стране в 1970-1990-е годы.
Познакомиться с содержанием книги можно на Интернет-площадке ЛитСовет, а также на других сайтах.