Басалаев Ф.Ф.- помощник капитана корабля на Байкале.
Посвящается русскому пароходству, памяти помощника капитана парохода Басалаеву Ф.Ф., служившему на Байкале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posvyashchaetsya_basalaevu_f.f.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Посвящается Басалаеву Ф.Ф. - помощнику капитана парохода на Байкале. (Воспоминания правнучки Пинаевой О.А.) (http: //apinaev.ru/).
Перед тобой просторы моря:
Грохочет, воет вал, гремит.
В нём ярость правды, пыл задора
И жажда жизни в нём бурлит.
Пинаева Н.П.
С любовью и гордостью моя мама, Пинаева Нелли Павловна, рассказывала о дедушке, Басалаеве Фёдоре Фёдоровиче, 1879 г.р. С 15 лет он работал помором на яхте, а в 1902 году уже закончил мореходное училище, в котором будущие капитаны и помощники капитанов получали всестороннее образование: на звание штурмана II и I разряда обучали 1) навигации и мореходной астрономии, 2) морской практике, 3) метеорологии и океанографии, 4) устройству и теории корабля, 5) пароходной механике, 6) узаконению о торговом мореплавании, 7) грузовой отчетности и коммерческой корреспонденции, 8) судовой гигиене и «поданию» первой помощи при несчастных случаях и заболеваниях 9) английскому языку, 10) Закону Божьему, 11) математике, 12) русскому языку, (ЭСБЕ Викитека)
В 23 года молодой помощник капитана вместе с женой (до замужества Ершовой Ольгой Степановной, 1882 г.р.) отправился из Петербурга к месту службы на Байкал, в с. Лиственничное. С этого времени его жизнь стала неразрывно связана с Байкалом, который стал Родиной для его пятерых детей и их потомков.
Пинаева Н.П.
Сердце Байкала. Штормит. Автор: С. Григорьева
Источник: Мир Байкала
Плещут волны морские,
Льют рассвет голубой.
Это сердце Байкала,
Это море со мной.
Гулкий рокот прибоя -
В беге быстром волна,
Это сердце морское
Бьётся жизнью сполна.
Бьётся пылким порывом,
Страстью дышит живой,
То в разбеге игривом,
То застонет со мной.
Вечно сердце живое
Будет биться со мной-
Это сердце морское,
Моря бурный прибой!
В то время мореплавание на Байкале было делом сложным и опасным. Гольдфарб С.И. в книге «Мир Байкала» пишет: «В ноябре 1789 был выброшен на берег в районе Лиственничного бот «Петр и Павел». В 1819 году был спущен на воду бот «Николай». В первом же плаванье он попал в сильнейший шторм. Около села Голоустное бот перевернулся. Вообще, это место пользовалось дурной славой у капитанов.В 1835 году здесь же выбросило на берег пароход «Ермак», а в 1883 году – транспорт «Иркутск».
В конце октября 1901 года у Ольхонских ворот потерпел крушение пароход «Иаков». Тогда три дня дула Сарма со скоростью 40 метров в секунду, пароход же шел с тремя судами на буксире. Когда начался страшный ночной шторм, были обрублены канаты, и корабли разметало по Байкалу. Судно «Потапов» разбилось, погибло около трехсот пассажиров. Это случилось у Семисосенского улуса на Ольхоне. Очевидец событий так описывал страшную картину последствий кораблекрушения: «На расстоянии трех верст берег усеян обломками бревен, досок, окованных принадлежностей судна, щепьем, разобранною одеждою и вообще остатками скарба утонувших рабочих. Многие обломки обрызганы кровью». Множество погибших людей делали картину ужасающей: «В нескольких саженях от описываемого места Байкал в расстоянии 1,5 верст окаймлен высоким каменистым утесом, местами впадающим в море острою скалою, местами же нависшими над водой.
Скала эта на высоте пяти саженей, вследствие разбивавшихся о нее волн во время бури, покрыта льдом в виде целого ряда колоннад с красивыми сводами, сооружению которых, очевидно, помогали стихии и людские жертвы, оставившие кровавые следы. У подножия этого утеса в двух местах, а отчасти и в ущельях, набросаны груды обломков, настолько измельченных, что в одном месте по присутствию части борта, а в другом веревок, цепи и кусочков невода можно узнать, что эти щепочки несколько дней тому назад составляли двадцатисаженное мачтовое морское судно.
Замерзший пробой. м. Бурхан
Автор: С. Григорьева. Источник: Мир Байкала пролив Ольхонские ворота
Взор каждого с ужасом останавливает здесь человеческий труп, примерзший к скале вверх ногами и заброшенный туда волнами…» Такие печальные истории происходили на прекрасном, но суровом озере, не прощающем ошибок.
«Вскоре стали строить пароходы-ледоколы: «Байкал» и «Ангара». Основным ледоколом являлся «Байкал». На его главную палубу в виде закрытого коридора подавались железнодорожные вагоны. Для пассажиров были устроены специальные каюты.
Англичане постарались: было сделано все, чтобы обеспечить судну и людям безопасность. Спроектировали двойное дно, огромное число водонепроницаемых переборок, использовались лучшие марки стали. В корме и на носу у ледоколов находились специальные камеры, куда напускалась и выкачивалась вода в зависимости от ледовой обстановки – на ледоколе «Байкал» было установлено пять сильных насосов. Ледокол-музей «Ангара»
В июле 1900 года "Ангара" была спущена на воду.
Главным предназначением нового ледокола была прокладка путей для парома во льдах озера Байкал. До 1906 "Ангара" вместе еще с одним ледоколом участвовала в перевозке грузов и пассажиров, а с 1907 до конца 1916 корабль стоял на приколе.
«Басалаев Ф.Ф. перевозил грузы из порта в порт, море не всегда было приветливым, приходилось плыть в шторм, когда ветер переворачивал и топил суда, такие условия требовали сплочённости действий команды, собранности, мужества и силы воли. Казалось бы, в таких условиях русское «крепкое» слово уместно, но Фёдор Фёдорович никогда его не употреблял, и
матросы это знали. Знали, что он уволит того, с языка которого сорвётся хоть одно бранное слово. Так подбиралась и крепла команда, дух русского пароходства! И стихия природы отступала перед ними, перед людьми с Большой буквы. На корабле всегда была высокая дисциплина и ответственность за свой труд, взаимовыручка и крепкая дружба,- вспоминала моя мама. Дедушка всегда, в любой ситуации оставался истинным православным христианином, и вся его жизнь стала примером для нас, потомков, мерилом нравственности, дорогой к Богу, которой он шёл, как духовный воин и идёт до сих пор, направляя нас в жизненном море, как маяк.
В годы гражданской войны прадедушка принимал участие в военных действиях, о чём свидетельствуют списки героев в «Музее боевой славы», «ледоколы были оснащены пушками и пулеметами и использовались Красной Армией.
Ледокол «Байкал» исправно служил вплоть до начала Гражданской войны в России и был уничтожен колчаковцами во время боевых действий у станции Мысовая. Когда в 1918 году в Сибири поднялось контрреволюционное восстание белочехов, на Байкале усилиями советской власти была создана военная флотилия. За недостатком дальнобойных орудий, и вообще орудий, все вооружение флотилии свелось к тому, что на ледокол «Байкал» поставили довольно потрепанную мортиру, привезенную когда-то с германского фронта, а на ледокол «Ангара» - 2 трехдюймовых орудия. На оба ледокола дали еще 4 станковых пулемета. «Байкал» трагически погиб в боях у Посольской»,- заключает С.И.Гольдфарб.
Сквозь годы пронесла любовь к своей «малой» Родине, посёлку Листвянка, к Байкалу, к родным моя мама. Грустью и нежностью овеяны её воспоминания.
Н.П.Пинаева.
Здравствуй, домик мой печальный,
На краю Байкальских гор,
Шлю привет тебе прощальный
Через весь земной простор.
Иркутск: Репроцентр А1, 2010
Ну, давай повспоминаем,
Как мы жили с давних пор,
Погрустим и помечтаем,
Вспомнив предков разговор.
Наша бабушка прекрасна
Добротой и красотой,
Дед – морской Орёл и Ястреб-
Полюбил Байкал родной.
В непогоду, зной и холод
Плыл он к дальним берегам,
Был всегда душою молод,
Даже к старческим годам.
Не любил морских словечек,
Крепких пакостью своей,
Был кристально чист и честен,
Как родник воды лесной.
Сколько русских исполинов
Уничтожил сталинизм,
Подрубив в Руси Орлиной
Всю земную правды жизнь.
До свиданья, домик дальний,
Поклонись моей стране-
Обелиску из страданий
В мирной жизни и войне.