Паломническая поездка в Пюхтицкий женский монастырь.

Козлова Светлана Анатольевна

Это статья - эссе  о поездке в один из женских монастырей, находящихся в Эстонии. Здесь присутствует не только описание Пюхтицкого монастыря,  но  и те впечатления, которые появляются у  любого человека, посетившего  это благоговейное место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pyukhtitsa.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паломническая  поездка  в Пюхтицкий Успенский  женский  монастырь.                          4-9 августа 2013  года.

            Пюхтицкий Успенский  женский монастырь был  основан в 1891 году… Выросший  на Святой  Горе, прославленной явлением Божией  Матери  и обретением чудотворного образа её Успения, монастырь  более века  светит ярким  и горячим светом негасимой свечи Православия. Хотя есть монастыри  много  древней, чем Пюхтица, с куда более богатой и славной историей, но  недаром привлекает тысячи  паломников обитель  на Святой  Горе. Молитвенная чистота монастырской  жизни, канонически строгие и  проникновенные богослужения, а  главное – благоговейно-радостное ощущение постоянной  милости Божией матери – всё  это  зовёт православный  народ сюда. Вот и мы,  группа  паломников из 8 человек из Свято-Троицкого  храма села Арбузово, вместе с  отцом Владимиром  посетили Пюхтицкий  Успенский  монастырь в  начале  августа.

            Посещение  действующего монастыря – далеко  не  рядовое событие в  жизни современного человека. В кольце монастырских стен  как бы  пропадает  звук вечно подгоняющего  нас времени, постепенно  завладевает  нами покой  и умиротворение, и мы  обретаем  редчайшую в  наши  дни возможность побывать наедине с собой.

            История  обители  начинается с явленной иконы Успения Божией  Матери, которую нашёл на Святой горе в 16 веке возле старого  дуба эстонский  пастух. Дерево стоит  до сих пор. От него  ощутимо веет древностью. Торжественное  и радостное чувство овладевает нами при мысли, что и древний его ствол, и корявые  толстые ветви  вот уже четыре  века  молчаливо хранят благоговейную память о совершившемся рядом чуде. Если  спуститься к  подножию  горы, то увидим, как выбивается  из-под  земли источник чистейшей воды, о которой с  незапамятных времён идёт слава целительной  и живоносной. Он также  были свидетелем Явления Божией Матери и последующего  обретения иконы Её Успения. Во все времена стекались к  нему страждущие, чтобы получить  избавление  от своих недугов.  Мы медленно пьём эту святую водицу, ощущая её  настоенную  в  земных глубинах прохладу,  и думаем  о  том, что  эта ключевая  вода как бы  приобщает нас ко всем  замечательным событиям, когда-либо совершавшимся на Святой  Горе.

           Главное сооружение монастыря – это Успенский собор, вознесший к  небесам все пять своих глав, увенчанных крестами. Поднимемся по гранитным ступеням  на  высокую паперть и войдём внутрь. Первое чувство, которое  охватывает человека, переступившего порог, -  восхищённое удивление. Огромное, строго  размеренное пространство, гармония устремлённых ввысь линий,  благородная простота  деталей  и целого. И снаружи, и внутри Успенский собор производит впечатление необыкновенной цельности,  завершённости   и мощи, но вовсе  не подавляющей,  не стремящейся согнуть  наши плечи, а  напротив, возвышающей  до себя. Собор устроен  трёхпрестольным:  средний – главный  придел  посвящён Успению Божией матери, правый – южный – преподобному Серафиму Саровскому и преподобному Иоанну Лествичнику – наставникам  монашества,  левый – северный – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу и святому великомученику Дмитрию Солунскому Мироточивому. Икона Успения Божией матери, украшенная серебряной с  позолотой и драгоценными  камнями  ризой, находится в  правом  приделе  храма. Находясь в  соборе, вбираем  в себя и  золотой блеск  иконостаса,  и янтарно-жёлтое ровное пламя свечей, и стройное, чистое,  трогательное пение  хора… Это  редкие и, может  быть, чрезвычайно  значительные  для  нас минуты…

            И вот мы снова  на площади, приблизимся к Святым воротам. Узкая лестница ведёт  наверх к  звоннице,  где висят 10 колоколов – 10  голосов монастыря,  то сливающихся в  хрустальном  перезвоне, то выделяющих из своего содружества  один,  особенно низкий  и сильный, то  попеременно оповещающих о себе  окрестные поля, леса, селения.

             Самой проникновенной  и трогательной из всех архитектурных достопримечательностей монастыря является церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, где находится склеп  с прахом  князя С.В.Шаховского и намного пережившей его супруги Е.Д.Шаховской, благодаря которым Пюхтицкий монастырь утвердился в своём значении негасимой свечи православия. Церковь находится на самой вершине Святой Горы,  откуда    открываются захватывающей красоты просторы  здешних окрестностей, а к ней не спеша подводит дивная кленовая  ярко-зелёная аллея. Церковь  небольшая,  деревянная. Снаружи   и внутри оставляет впечатление  некоторой  изысканности. Шатёр-восьмигранник,  изящные  наличники – всё  несёт очарование русской  старины.  Когда мы  зашли внутрь, нас  охватило  ощущение исходящей  отовсюду  мягкой  теплоты  и нежности. Деревянные,  как  бы  благоухающие стены, иконостас из светлого  дуба, круглые  иконы на Царских Вратах… Висящие по стенам  металлические венки с могилы князя С.В.Шаховского воспринимаются как чистое,  открытое слово памяти  о человеке,  так много сделавшем для становления Пюхтицы.

          Совершенно особое место  в  истории становления обители занимает прославленный  ныне Русской Православной Церковью отец Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Благоговейную  память хранят сёстры о его  отеческом внимании  и материальной поддержке. Отец Иоанн не раз  бывал в  монастыре, совершал в его храмах богослужение, причащал Святых Христовых Тайн насельниц, с любовью духовно окормляя их. Дорогой  батюшка, как его  называли в  монастыре, участвовал  в торжествах освящения  храма во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, а  также Пюхтицких подворий. Память  об Иоанне Кронштадтском свято  хранится в  монастыре. В музее Пюхтицкой  обители, где  мы  побывали, хранится  много вещей, которые  являются воистину  святыми,  и имеют необыкновенную ценность.  

                В обители  никогда не утихает  созидательная работа, благодаря которой монастырь  окружён стенами, выложенными  из привезённых с  окрестных полей гранитными валунами;  построена   богодельня с  домовой  церковью во имя  святителя Алексия, митрополита Московского и великомученицы Варвары; крестильня;  отделанный  гранитом водоём  на  хозяйственном дворе  и часовня во имя Георгия Победоносца; гостиница за  монастырской  оградой;  оранжерея; мельница; трёхэтажный корпус;  двухэтажный красного кирпича  дом для представительских целей; парники;  гараж;  мастерские… Особое внимание  паломников  обращено на  огромные и своеобразно красивые поленницы, сложенные «стогами». Они нужны для русских печей, в  которых  выпекают душистые караваи  хлеба. Монастырское  хозяйство  держится, в  основном,  трудами  насельниц. А труд  их нелёгок. Монастырь  арендует у  государства 75  гектаров  земли. Но особенно  бросается в  глаза, когда начинаешь  знакомиться с насельницами,  побывав  и на скотном дворе,  и  на кухне,  и в пекарне,  и на пчельне,  и на огороде, и в саду, это радость труда – как следствие  его возвышения  до  молитвы. Везде, где совершалась  та  или  иная  работа, она совершалась радостно. И мы  тоже  исполняли послушание,  живя в монастыре. Но  оно  было  такое  радостное, весёлое,  совсем  не  обременительное. Столько удовлетворения  и счастья получили  мы, что  невольно соглашаешься со словами: «Труд есть молитва». Это  и призыв к  добросовестному  исполнению  любого  дела, это  и признание  труда как  обращения к Господу,  это  и  отвержение искажающих и обесценивающих наши усилия произвола, фальши, нечистоты, это  и  одушевление  труда столь искренним  и сильным религиозным чувством, что  он  приобретает качества святости  и, таким  образом, преодолевает тяготы необходимости и нужды. Все  насельницы, с которыми  мы  общались, счастливы тем постоянным, ровным,  надёжным счастьем, которое выпадает  человеку, осознавшему и  осуществившему своё призвание.

                  Три  дня в Пюхтицкой  обители пролетели  незаметно: службы, послушания, экскурсии,  поездки, прогулки  по вечернему монастырю, купание в  источнике, молитвы, общение с паломниками со всех уголков  земли…

                  Пришла пора проститься со Святой  Горой. Уезжать просто  не  хотелось. Мы выходим  из монастырских стен, медленно спускаемся вниз и, конечно же,  оглядываемся, чтобы ещё  раз посмотреть на стены, купола и  золотые  кресты Пюхтицкой  обители и унести  их  в  своей памяти…

Козлова Светлана.

Использован материал из книги                                                                                                                                           «Пюхтицкий Успенский  женский  монастырь».                                                                                                                 Составитель   и автор  текста Нежный А.И.                                                                                                                               Москва: СТАРТ, 1991.