Притча — новый (или хорошо забытый старый?!) способ общаться?
С появлением Интернета общение переместилось из привычной реальности в реальность виртуальную. И оказалось, что людей гораздо больше, чем мы могли себе представить. Почти перед каждым встал вопрос - как же выделиться? Отличным инструментом стало помещение на своих страничках афоризмов и коротких историй — так называемых притч. Притчи не только положительно отличали одного пользователя сети от другого, но и помогали ему расставить точки над «i» в системе ценностей. Именно поэтому притчи сейчас так популярны. Речь идёт не только о литературных произведениях-притчах, но и о притчевом формате как в литературе, так и в общении.
Притчи издавна существовали в устной форме. К притчам можно отнести сказки и мифы, в основе которых лежит поучительная история, содержащая распространенные и одинаково воспринимаемые представителями одной культуры понятия — архетипы и общие для всего человечества концепты.
Первые записанные притчи (библейские) - истории, рассказанные Иисусом. ОН первым изобрёл общение в формате притчи. Притчи отлично иллюстрировали законы Библии, так как были рассказаны простым и понятным языком, а герои были близки и знакомы. Притчи помогали людям «разложить по полочкам» моральные и религиозные законы, понять их и применить в своей жизни.
Сейчас популярны книги, написанных в формате притчи (Коэльо, Ричард Бах, Кафка). Простой сюжет, минимум литературных изысков, близкие герои делают притчи настолько популярными. В тоже время они содержат глубокий смысл, абстрагированные и метафоричные модели и сценарии.
Сейчас притчи снова перекочевывают в нашу устную речь в виде кратких выжимок, иногда без литературной обработки. Притчевый формат общения становится нормой общения в чатах и соцсетях. «Статусы», комментарии, заметки, непосредственно сообщения все чаще содержат притчевые высказывания, утверждения, целые притчи, архетипы и архетипические образы. Общаясь притчами, мы точно определяем свои позиции и установки, ценности, мораль. Мы чувствуем опору под ногами.