Развитие связной речи у слабослышащих дошкольников.
Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении.
Всестороннее развитие ребенка с нарушениями слуха и подготовка его к жизни – одна из основных задач специализированной школы. Решение этой задачи не может быть осуществлено полноценно, если воспитанники не владеют в должной степени словесной речью, в частности устной ее формой. Контакт сослышащими предполагает умение ребенка понимать обращенную к нему речь собеседника путем слухо-зрительного восприятия и умение говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь – наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми.
Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у детей с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с большим трудом корригируется в дальнейшем.
Для определения уровня развития устной речи слабослышащих дошкольников нами было проводится исследование, в котором приняли участие дети старшего дошкольного возраста.
Данное исследование разделилось на 3 этапа
1 этап. Констатирующий эксперимент слабослышащих детей дошкольного возраста
2 этап. Коррекционная работа по развитию устной речи у слабослышащих детей дошкольного возраста
3 этап. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Для обследования развития устной речи слабослышащих дошкольников представляются тестовые задания на выявление уровня сформированности устной речи. Тестирование проводится исходя из требований «Программы воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста» (Носкова Л.ПГоловчиц Л.А.)
Детям представляются 20 вопросов опирающиеся на 5 лексических тем :
Домашние животные
Дикие животные
Овощи
Фрукты
Времена года (осень),( зима)
Данное тестирование подразумевает выявление уровней сформированности развития устной речи.
1.Высокий уровень - имеет словарный запас сверх программных требований. Хорошо понимает обращенную речь, выполняет и понимает задания устно .
2.Средний уровень – словарный запас соответствует программным требованиям, не всегда понимает обращенную речь, ребенок выполняет и понимает задания слухо-зрительно (устно-дактильно).
3. Низкий уровень – предметный словарь с преобладанием слов бытовой тематики. С трудом понимает обращенную речь, ребенок выполняет и понимает задания с опорой на таблички.
В соответствии с результатами тестирования разработана программа по развитию связной речи слабослышащих детей дошкольного возраста. Работа полагается на 5 лексических тем.
Лексические темы | Направления | Задачи |
«Домашние животные» | - расширение и пополнения пассивного и активного словаря; - активизация слов; - расширение и обогащение представлений о среде обитания и пище животных. | - учить называть домашних животных путем подкладывания таблички, устного проговаривания, приближенного проговаривания и устно–дактильного проговаривания. -дать понятия об обобщающих словах «Домашние животные». -учить складывать разрезные картинки по образцу, выполнять действие по инструкции: делай так. |
«Дикие животные» | - расширение и пополнения пассивного и активного словаря - активизация слов; - расширение и обогащение представлений о среде обитания и пище животных | - учить называть диких животных путем подкладывания таблички, устного проговаривания, приближенного проговаривания и устно–дактильного проговаривания. -дать понятия об обобщающих словах «Дикие животные» -знакомить с «Дикими животными» -учить складывать разрезные картинки по образцу, называть полученные результаты, выполнять действие по инструкции: делай так. |
«Времена года» | - расширение и пополнения пассивного и активного словаря - активизация слов; - расширение и обогащение сформированных представлений о погоде и деятельности людей в теплый-холодный период года (какая погода? что делают дети (люди) осенью (зимой)? | -дать понятия об обобщающих словах «Времена года». -учить подбирать к картинке с изображением времени года. -учить составлять рассказ по картинке(по серии картинок с изображением сезонных явлений, деятельность людей в разное время года |
«Овощи» | - расширение и пополнения пассивного и активного словаря - активизация слов; - расширение и обогащение представлений о месте произрастания и форме предметов (где растет? какая форма?) | -дать понятия об обобщающих словах «Овощи»; -обогащать словарь детей за счет включения в него слов – описаний; -упражнять в сопоставлении натуральных предметов с их изображением на картинке; -упражнять в понимании и выполнений поручений: дай, возьми; -учить складывать разрезные картинки по образцу, называть полученный овощ; |
«Фрукты» | - расширение и пополнения пассивного и активного словаря - активизация слов; - расширение и обогащение представлений о месте произрастания и форме предметов (где растет? какая форма?) | -учить называть фрукты путем подкладывания таблички, приближенного устного и устно–дактильного проговаривания. -дать понятия об обобщающих словах «Фрукты». -знакомить с фруктами; -упражнять в сопоставлении натуральных предметов с их изображением на картинке; -учить складывать разрезные картинки по образцу, называть полученный фрукт; |
Рассмотрев основные аспекты развития устной речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что содержание занятий по развитию речи включает следующие основные направления работы:
1. расширение и пополнения пассивного и активного словаря
2. активизация слов;
3. расширение и обогащение представлений о среде обитания и пище животных, о месте произрастания и форме предметов.
Основной задачей развития устной речи детей дошкольного возраста является создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы.
Для правильной организации работы по развитию речи должны быть предусмотрены определенные условия, к важнейшим из которых относится создание слухо-речевой среды, предполагающей устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание желания детей общаться, используя устную речь и другие словесные средства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у слабослышащих дошкольников.
Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении.
Всестороннее развитие ребенка с нарушениями слуха и подготовка его к жизни – одна из основных задач специализированной школы. Решение этой задачи не может быть осуществлено полноценно, если воспитанники не владеют в должной степени словесной речью, в частности устной ее формой. Контакт сослышащими предполагает умение ребенка понимать обращенную к нему речь собеседника путем слухо-зрительного восприятия и умение говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь – наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми.
Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у детей с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с большим трудом корригируется в дальнейшем.
Для определения уровня развития устной речи слабослышащих дошкольников нами было проводится исследование, в котором приняли участие дети старшего дошкольного возраста.
Данное исследование разделилось на 3 этапа
1 этап. Констатирующий эксперимент слабослышащих детей дошкольного возраста
2 этап. Коррекционная работа по развитию устной речи у слабослышащих детей дошкольного возраста
3 этап. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Для обследования развития устной речи слабослышащих дошкольников представляются тестовые задания на выявление уровня сформированности устной речи. Тестирование проводится исходя из требований «Программы воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста» (Носкова Л.ПГоловчиц Л.А.)
Детям представляются 20 вопросов опирающиеся на 5 лексических тем :
Домашние животные
Дикие животные
Овощи
Фрукты
Времена года (осень),( зима)
Данное тестирование подразумевает выявление уровней сформированности развития устной речи.
1.Высокий уровень - имеет словарный запас сверх программных требований. Хорошо понимает обращенную речь, выполняет и понимает задания устно .
2.Средний уровень – словарный запас соответствует программным требованиям, не всегда понимает обращенную речь, ребенок выполняет и понимает задания слухо-зрительно (устно-дактильно).
3. Низкий уровень – предметный словарь с преобладанием слов бытовой тематики. С трудом понимает обращенную речь, ребенок выполняет и понимает задания с опорой на таблички.
В соответствии с результатами тестирования разработана программа по развитию связной речи слабослышащих детей дошкольного возраста. Работа полагается на 5 лексических тем.
Рассмотрев основные аспекты развития устной речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что содержание занятий по развитию речи включает следующие основные направления работы:
1. расширение и пополнения пассивного и активного словаря
2. активизация слов;
3. расширение и обогащение представлений о среде обитания и пище животных, о месте произрастания и форме предметов.
Основной задачей развития устной речи детей дошкольного возраста является создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы.
Для правильной организации работы по развитию речи должны быть предусмотрены определенные условия, к важнейшим из которых относится создание слухо-речевой среды, предполагающей устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание желания детей общаться, используя устную речь и другие словесные средства.