Развитие связной речи у слабослышащих дошкольников.

Маркелова Екатерина Оганесовна

 

Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении.

   Всестороннее развитие ребенка с нарушениями слуха и подготовка его к жизни – одна из основных задач специализированной школы. Решение этой задачи не может быть осуществлено полноценно, если воспитанники не владеют в должной степени словесной речью, в частности устной ее формой. Контакт сослышащими предполагает умение  ребенка понимать обращенную к нему речь собеседника путем слухо-зрительного восприятия и умение говорить разборчиво, понятно для окружающих.

Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь – наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми.

Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у детей с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с большим трудом корригируется в дальнейшем.

Для определения уровня развития  устной речи слабослышащих дошкольников нами было проводится исследование, в котором приняли участие  дети  старшего дошкольного возраста.

Данное  исследование разделилось на 3 этапа

1 этап. Констатирующий эксперимент слабослышащих детей дошкольного возраста

2 этап. Коррекционная работа по развитию устной речи у слабослышащих детей дошкольного возраста

3 этап. Количественный и качественный анализ полученных данных.

Для обследования развития устной речи  слабослышащих дошкольников представляются тестовые задания на выявление уровня сформированности устной речи. Тестирование проводится исходя из требований  «Программы воспитания и обучения слабослышащих  детей дошкольного возраста» (Носкова Л.ПГоловчиц Л.А.)

  Детям представляются 20 вопросов опирающиеся на 5 лексических тем :

Домашние животные

Дикие животные

Овощи

Фрукты

Времена года (осень),( зима)

Данное тестирование подразумевает выявление уровней сформированности развития устной речи.

1.Высокий уровень - имеет словарный запас сверх программных требований. Хорошо понимает обращенную речь,  выполняет и понимает  задания устно .

2.Средний уровень – словарный запас соответствует программным требованиям, не всегда понимает обращенную речь, ребенок выполняет и понимает задания  слухо-зрительно (устно-дактильно).

3. Низкий уровень – предметный словарь с преобладанием слов бытовой тематики. С трудом понимает обращенную речь,  ребенок выполняет и понимает  задания с опорой на  таблички.

В соответствии с результатами тестирования  разработана программа по развитию связной речи слабослышащих детей дошкольного возраста. Работа полагается на 5 лексических тем.

Лексические темы

Направления

Задачи

«Домашние животные»

- расширение и пополнения пассивного и активного словаря;

- активизация слов;

- расширение и обогащение представлений о среде обитания  и пище животных.

- учить называть домашних животных путем подкладывания    таблички, устного проговаривания, приближенного проговаривания и устно–дактильного проговаривания.

-дать  понятия об обобщающих словах «Домашние животные». -учить складывать разрезные картинки по образцу, выполнять действие по инструкции: делай так.

«Дикие животные»

- расширение и пополнения пассивного и активного словаря

- активизация слов;

- расширение и обогащение представлений о среде обитания  и пище животных

- учить называть диких животных путем подкладывания таблички, устного проговаривания, приближенного проговаривания и устно–дактильного проговаривания.

-дать  понятия об обобщающих словах «Дикие животные»

-знакомить с «Дикими животными»

-учить складывать разрезные картинки по образцу, называть полученные результаты, выполнять действие по инструкции: делай так.

«Времена года»

- расширение и пополнения пассивного и активного словаря

- активизация слов;

- расширение и обогащение сформированных представлений о погоде и деятельности людей  в теплый-холодный период года (какая погода? что делают дети (люди)  осенью (зимой)?

-дать  понятия об обобщающих словах «Времена года».

-учить подбирать к картинке с изображением времени года.

-учить составлять рассказ по картинке(по серии картинок с изображением сезонных явлений, деятельность людей в разное время года

«Овощи»

- расширение и пополнения пассивного и активного словаря

- активизация слов;

- расширение и обогащение представлений о месте произрастания и форме предметов (где растет? какая форма?)

-дать  понятия об обобщающих словах «Овощи»;

-обогащать словарь детей за счет включения в него слов – описаний;

-упражнять в сопоставлении натуральных предметов с их изображением на картинке;

-упражнять в понимании и выполнений поручений: дай, возьми;

-учить складывать разрезные картинки по образцу, называть полученный овощ;

«Фрукты»

- расширение и пополнения пассивного и активного словаря

- активизация слов;

- расширение и обогащение представлений о месте произрастания и форме предметов (где растет? какая форма?)

-учить называть фрукты путем подкладывания таблички, приближенного устного и устно–дактильного проговаривания.

-дать  понятия об обобщающих словах «Фрукты».

-знакомить с фруктами;

-упражнять в сопоставлении натуральных предметов с их изображением на картинке;

-учить складывать разрезные картинки по образцу, называть полученный фрукт;

Рассмотрев основные аспекты развития устной речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что содержание занятий по развитию речи включает следующие основные направления работы:

1. расширение и пополнения пассивного и активного словаря

2.  активизация слов;

3. расширение и обогащение представлений о среде обитания  и пище животных, о месте произрастания и форме предметов.

Основной задачей развития устной речи детей дошкольного возраста является создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы.

Для правильной организации работы по развитию речи должны быть предусмотрены определенные условия, к важнейшим из которых относится создание слухо-речевой среды, предполагающей устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание желания детей общаться, используя устную речь и другие словесные средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у слабослышащих дошкольников.

Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении.

   Всестороннее развитие ребенка с нарушениями слуха и подготовка его к жизни – одна из основных задач специализированной школы. Решение этой задачи не может быть осуществлено полноценно, если воспитанники не владеют в должной степени словесной речью, в частности устной ее формой. Контакт сослышащими предполагает умение  ребенка понимать обращенную к нему речь собеседника путем слухо-зрительного восприятия и умение говорить разборчиво, понятно для окружающих.

Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь – наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми.

Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у детей с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с большим трудом корригируется в дальнейшем.

Для определения уровня развития  устной речи слабослышащих дошкольников нами было проводится исследование, в котором приняли участие  дети  старшего дошкольного возраста.

Данное  исследование разделилось на 3 этапа

1 этап. Констатирующий эксперимент слабослышащих детей дошкольного возраста

2 этап. Коррекционная работа по развитию устной речи у слабослышащих детей дошкольного возраста

3 этап. Количественный и качественный анализ полученных данных.

Для обследования развития устной речи  слабослышащих дошкольников представляются тестовые задания на выявление уровня сформированности устной речи. Тестирование проводится исходя из требований  «Программы воспитания и обучения слабослышащих  детей дошкольного возраста» (Носкова Л.ПГоловчиц Л.А.)

  Детям представляются 20 вопросов опирающиеся на 5 лексических тем :

Домашние животные

Дикие животные

Овощи

Фрукты

Времена года (осень),( зима)

Данное тестирование подразумевает выявление уровней сформированности развития устной речи.

1.Высокий уровень - имеет словарный запас сверх программных требований. Хорошо понимает обращенную речь,  выполняет и понимает  задания устно .

2.Средний уровень – словарный запас соответствует программным требованиям, не всегда понимает обращенную речь, ребенок выполняет и понимает задания  слухо-зрительно (устно-дактильно).

3. Низкий уровень – предметный словарь с преобладанием слов бытовой тематики. С трудом понимает обращенную речь,  ребенок выполняет и понимает  задания с опорой на  таблички.

В соответствии с результатами тестирования  разработана программа по развитию связной речи слабослышащих детей дошкольного возраста. Работа полагается на 5 лексических тем.

Лексические темы

Направления

Задачи

«Домашние животные»

- расширение и пополнения пассивного и активного словаря;

- активизация слов;

- расширение и обогащение представлений о среде обитания  и пище животных.

- учить называть домашних животных путем подкладывания    таблички, устного проговаривания, приближенного проговаривания и устно–дактильного проговаривания.

-дать  понятия об обобщающих словах «Домашние животные». -учить складывать разрезные картинки по образцу, выполнять действие по инструкции: делай так.

«Дикие животные»

- расширение и пополнения пассивного и активного словаря

- активизация слов;

- расширение и обогащение представлений о среде обитания  и пище животных

- учить называть диких животных путем подкладывания таблички, устного проговаривания, приближенного проговаривания и устно–дактильного проговаривания.

-дать  понятия об обобщающих словах «Дикие животные»

-знакомить с «Дикими животными»

-учить складывать разрезные картинки по образцу, называть полученные результаты, выполнять действие по инструкции: делай так.

«Времена года»

- расширение и пополнения пассивного и активного словаря

- активизация слов;

- расширение и обогащение сформированных представлений о погоде и деятельности людей  в теплый-холодный период года (какая погода? что делают дети (люди)  осенью (зимой)?

-дать  понятия об обобщающих словах «Времена года».

-учить подбирать к картинке с изображением времени года.

-учить составлять рассказ по картинке(по серии картинок с изображением сезонных явлений, деятельность людей в разное время года

«Овощи»

- расширение и пополнения пассивного и активного словаря

- активизация слов;

- расширение и обогащение представлений о месте произрастания и форме предметов (где растет? какая форма?)

-дать  понятия об обобщающих словах «Овощи»;

-обогащать словарь детей за счет включения в него слов – описаний;

-упражнять в сопоставлении натуральных предметов с их изображением на картинке;

-упражнять в понимании и выполнений поручений: дай, возьми;

-учить складывать разрезные картинки по образцу, называть полученный овощ;

«Фрукты»

- расширение и пополнения пассивного и активного словаря

- активизация слов;

- расширение и обогащение представлений о месте произрастания и форме предметов (где растет? какая форма?)

-учить называть фрукты путем подкладывания таблички, приближенного устного и устно–дактильного проговаривания.

-дать  понятия об обобщающих словах «Фрукты».

-знакомить с фруктами;

-упражнять в сопоставлении натуральных предметов с их изображением на картинке;

-учить складывать разрезные картинки по образцу, называть полученный фрукт;

Рассмотрев основные аспекты развития устной речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что содержание занятий по развитию речи включает следующие основные направления работы:

1. расширение и пополнения пассивного и активного словаря

2.  активизация слов;

3. расширение и обогащение представлений о среде обитания  и пище животных, о месте произрастания и форме предметов.

Основной задачей развития устной речи детей дошкольного возраста является создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы.

Для правильной организации работы по развитию речи должны быть предусмотрены определенные условия, к важнейшим из которых относится создание слухо-речевой среды, предполагающей устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание желания детей общаться, используя устную речь и другие словесные средства.