Мы - одно целое
Размышления о том, как сделать так, чтобы ученики видели в тебе не только учителя, но и своего друга, наставника, помощника и даже маму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Часто слышу такие слова: «У нее еще опыта маловато, поэтому и класс не слушается. Пройдет лет пять, и все будет замечательно».
Но проходит 5 лет, 10, 15… А ситуация не меняется. Так же она идет с трудом на урок, так же ее не слушаются дети, так же ей приходится повышать голос.
Просто учитель вошел в класс не с тем настроем, не стой установкой для себя, не до конца осознал – кто он для детей и что он может для них сделать.
Учитель…Разве основная миссия его в том, чтобы дать прочные знания по предмету? Главное, по моему мнению, подготовить ребенка к жизни так, чтобы он мог самостоятельно принимать грамотные решения, уверенно стоял на ногах, умел пользоваться полученными знаниями, видел рядом с собой людей.
Входишь в школу и, пока идешь до своего кабинета, стараешься поймать взгляд каждого, сказать хотя бы одно слово: здравствуй…как дела…ты сегодня хорошо выглядишь…изменила прическу…глазки сияют…а что дома…а сегодня у нас…
И так изо дня в день, с улыбкой, с добрым словом, поглаживая по голове, по плечу.
Всё. Они твои. Они ждут тебя, твоего внимания. Они бегут тебе навстречу. Бегут все: и мальчишки, и девчонки, троечники и отличники, из твоего класса и из параллельного. Бегут, потому что знают, что они тебе нужны.
Урок начинается не с сухого «Здравствуйте, садитесь, запишите дату, начинаем изучать новую тему…», а с добрых слов, небольшого нравоучения об отношениях в коллективе, семье, философской сказки или сообщения из новостей, сказанного утром по телевидению. Это может быть сказка про кота, который гонялся за своим хвостом в поисках счастья, советы диетолога – почему горький шоколад полезен, наставления врача о том, что не надо вспоминать горькие обиды, так как это сильно вредит здоровью…А в ответ уже со всех сторон звучат свои примеры. И всем хочется поделиться, рассказать о чем-нибудь. Но..это же урок. Поднимаю руку, умолкаю, и все понимают: вот теперь начинается объяснение новой темы. А все недосказанное будет сказано на перемене, после уроков. И не надо для этого ждать официального классного часа. Всегда можно найти время и обсудить все до мелочей. Главное, не прерывать их и давать им возможность высказываться.
И какого бы возраста они ни были, пятый это или девятый класс, они такие же, как и ты, они наравне с тобой, они вместе с тобой. Нужно уметь подпустить их очень близко, «приручить», чтобы они чувствовали, что ты не только учитель. Ты – мама, друг, помощник…Мы вместе смеемся и вместе печалимся, когда что-то не получается, вместе учимся и работаем, вместе отдыхаем и веселимся. Они разговаривают и общаются с тобой, как со сверстником, но при этом не забывают, что ты учитель и ты старше их.
Одно из главных правил: никогда ничего плохого не говорить при всех о ком-либо, будь то учитель, родитель или даже сам ученик. Какой-то негативный момент разбираем всем классом, не называя фамилии ученика. Приводит все доводы «за» и «против», подтверждаем примерами, разбираем ситуацию. Осознание неправоты доходит до провинившегося ученика, а многие другие берут себе это на вооружение. Каждый имеет право высказаться, но при этом никто никого не оскорбляет, «не тычет пальцем» в виновника ситуации.
Мы – одно целое. Мы отвечаем за себя и друг за друга. Мы поощряем и наказываем всех. Мы учимся жить в коллективе.
Верь ребенку. Пусть он ошибается, пусть он сегодня тебя обманул. Дай ему шанс исправится. Помоги ему понять, что он лучше, чем он сам думает, что он может совершать и хорошие поступки. Никакой агрессии, никаких криков, никаких угроз. Только слова, только примеры и…твои руки. Погладь ребенка, обними, потрепи его по плечу…Многим этого сейчас так не хватает в связи с загруженностью родителей на работе (а кому из родителей это и вовсе не надо).
Только тепло твоих слов, прикосновение рук, доверительный тон, личный пример помогают мне достучаться до сердец детей.
Стань учеником, вспомни себя в их годы и закрой глаза на какие-то незначительные шалости. Очень часто я сама вспоминаю истории из своей школьной жизни, озорные и каверзные случаи. Говорю, что и я, как и они, могла попроказничать. Но тут же оговариваюсь, что все должно быть в меру. Каждый должен уметь себя контролировать, чувствовать ту грань, которую переступать нельзя. Конечно, не все сразу получается, но надо уметь доверять ребенку, всегда давать шанс на исправление.
Прошел всего лишь год, как я взяла класс. А я уже вижу изменения, которые произошли с ними. Им по 12-13 лет, а они чувствуют себя взрослыми, когда надо принять решение, и могут быть детьми, когда есть возможность поиграть. На них можно положиться и дать им возможность проявить себя. Они очень любят быть ответственными и с удовольствием берутся за поручения. Они не хотят и не могут подвести школу, класс, учителя, свою семью.
Они - мои, и они это понимают. Понимаю, что мне они не безразличны. Нам вместе комфортно. Мы - не класс, мы – семья, большая, дружная семья, в которой каждому есть место. И вот с таким настроем мы идем получать знания.