Развитие творческих способностей студентов активными формами и методами обучения
Развитие творческих способностей студентов активными методами и формами обучения
Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача каждого педагога. Сейчас изменился контингент студентов, и далеко не в лучшую сторону. Студенты стали более пассивными, их мало интересуют не только общеобразовательные предметы, но даже дисциплины специализации по которой они учатся. В то же время студенты живут в широком информационном пространстве. Однако то, что они получают из СМИ, не всегда полезно (хотя и очень интересно). В данной ситуации те методы обучения, которыми овладели преподаватели несколько лет назад уже не эффективны. Для формирования специалиста-профессионала «нового поколения» сегодня невозможно без внедрения новых форм и методов преподавания.
Активные методы обучения – это способы усиления учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к интенсивной мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом, когда активен не только преподаватель, но и студенты.
Активизация мыслительно-творческой деятельности студента при изучении дисциплин «Обществознание» и «Основы права» происходит через применение таких форм и методов обучения как: интеллектуальные и ролевые игры, решение задач, работа с источниками, написание эссе.
Написание эссе
Специфика гуманитарных дисциплин – множество точек зрения на одну проблему. На занятиях преобладает коллективная форма обучения, которая в основном развивает коллективную мыслительную деятельность. В основе коллективной мыслительной деятельности лежит диалогическое общение: один студент высказывает мысль, другой продолжает или отвергает её. Данная форма учит студентов слушать выступление других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию. Часто студентам трудно выразить свое мнение устно и достаточно трудно выслушать всех. Выход - написание эссе по спорному вопросу, что позволяет оценить степень понимания проблемы, темы каждым студентом. Темы эссе: «Гражданский брак: за и против», «Величие народа не определяется его численностью, так же как величие человека не определяется его ростом», «Страх – это грех», «Что научить людей ценить справедливость необходимо показать им результат несправедливости».
Форма обучения – игра
Во время такого занятия у студентов складывается специфическое эмоциональное отношение к изучаемым темам, предмету, событиям, процессам. В результате игры студенты лучше запоминают информацию, которая при простом прочтении учебника или рассказе преподавателя может показаться не нужной. Интеллектуальная игра - «Своя игра», ролевая игра по теме «Политические партии».
Использование задач
Занятия по «Основы права» проходят с использованием задач, содержащих реальную жизненную ситуацию. Это позволяет не только дать знания студентам, но и обеспечить формирование и развития у них творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Педагог становится организатором поиска процесса решения. Роль студента – принять на себя ответственность за процесс собственного обучения, готовится к обсуждению, выражать идеи, мысли, выдвигать предложения.
Обеспечивает более высокую мотивацию в процессе обучения, особенно при изучении нормативных документов;
Делает обучение деятельным, так как студенты должны сами принимать решения;
Помогает устанавливать связь теории с практикой.
Работа с документами
В учебнике, как правило, информация просто сообщается, что исключает студента из исследовательской деятельности. Применение технологии Ю. Троицкого предполагает использовать на занятиях документально-методический комплекс, который представляет собой набор взаимосвязанных источников. Эти источники должны создавать проблемную ситуацию, показать противоречие, которое становится исходным моментам познания. К документам ставятся два вида вопроса: репродуктивные и творческие. Работа с документом предполагает добывание фактов, которые обычно не лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. При этом документы весьма разнообразные, и их анализ не сводится к механическому применению готовых схем, а обязательно включает в себя элементы творческой деятельности. Кроме того, студенту часто приходится иметь дело и с невербальными источниками (фотографии, репродукции произведений искусств и т. п.).
Данное задание решает сразу несколько проблем:
Активизировать мыслительно-творческую деятельность студентов;
Закрепить теоретические знания;
Позволит студентам выразить свое отношение к определенному процессу;
В какой-то степени позволит приобщить студентов к культуре определенного периода истории или страны;
Способствовать развитию навыков исследовательской работы, необходимых при написании курсовых и дипломных работ.
Именно такими занятиями возможно с I курса формировать у студента творческую фантазию. Постепенно студенты приобретают навыки и умения исследовательской деятельности на уроках.
Информационные – умение пользоваться библиографическими данными, умение воссоздать структуру текста, определить главную мысль, умение цитировать и др.;
Теоретические – умения теоретического анализа и синтеза, умения сравнивать и сопоставлять, умения классификации и систематизации, аналогии и обобщения, моделирования;
Методологические – умения выявить противоречия, определить проблему, сформулировать тему исследования, умения определить объект и предмет, цель и задачи, новизну и практическую значимость исследования;
Эмпирические – умение провести опрос, анкетирование, интервью, умение наблюдение и т. д.;
Речевые – умение оформить сообщение, умение использовать научно-педагогический стиль речи, умение участвовать в научном диалоге, споре, дискуссии.
Учебно-исследовательскую деятельность трансформируется в научно-исследовательскую (которая протекает во внеаудиторное время).