Предмет "Технология" в системе школьного образования
Труд есть созидательная, целесообразная, интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных ценностей, развивающая его физические и духовные силы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmet_tehnologiya_v_sisteme_shkolnogo_obrazovaniya.docx | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТ «ТЕХНОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных ценностей, развивающая его физические и духовные силы. Человек испытывает потребность в труде.
Сегодня наши дети, и особенно подростки, погружены в виртуальный мир до такой степени, что у многих развивается компьютерная зависимость, от которой приходится лечить. Поэтому очень важно переключить детей на что-то интересное и реальное.
В последние годы снизилось внимание и проявилась тенденция к разрушению учебно-материальной базы трудовой подготовки школьников, ссылаясь на нынешние социально-экономические условия, конечно же легче исключить трудовую подготовку из учебных планов, уменьшить количество часов, ссылаясь на уменьшение интереса детей к техническому труду, и т.д ,чем организовать материальную базу, создать мастерские, соответствующие современным тенденциям ,найти квалифицированных специалистов, увидеть актуальность предмета «Технология» в нынешнем высокотехнологичном , конкурентном мире.
«Свободный труд нужен человеку не сам по себе, а для развития и и поддержания в нем человеческого достоинства.»
К. Д. Ушинский
Зачем нужен урок технологии в школе?
-Чтобы воспитать разносторонне развитую личность.
-Чтобы ребенку профессионально определиться.
-Чтобы научить ребенка самостоятельности.
-Чтобы сформировать творческое отношение к труду.
В послании 2009г. к Федеральному Собранию Российской Федерации президентом Д.А. Медведевым сформулирована следующая «главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире...». При этом «школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».
Удовлетворить потребность современного общества в человеке, который ценит труд и способен собственным трудом занять достойное место в жизни, завести «свое дело», можно только дав ему соответствующее образование.
Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях современного постиндустриального общества. Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществление технологической подготовки учащихся в процессе всей общеобразовательной подготовки.
Целью современного технологического образования является развитие каждого учащегося как человека, умеющего принимать обоснованные решения, открытого к изменениям, умеющего разрабатывать и изготавливать объекты и системы.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, является главной составляющей окружающей человека действительности и опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.
Предмет «Технология» обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний, умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Важнейшими принципами развития и обучения школьников в образовательной области «Технология» являются:
1. Политехнический подход к формированию содержания технологической подготовки учащихся.
2. Овладение жизненно необходимыми технологическими знаниями и умениями, в том числе культурой труда, поведения и бесконфликтного общения.
3. Творческое и эстетическое развитие учащихся.
4. Профессиональное самоопределение, социально-трудовая адаптация молодежи.
Концепция технологического образования школьников, принятая ныне за основу, утверждает триединую задачу трудового обучения:
- повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса;
- обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;
- воспитать учащегося как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).
Особенностями учебного предмета «Технология» являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников;
- формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества - что создает предпосылки для более успешной социализации личности;
- возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Зачастую на технологическое образование смотрят лишь как на подготовку рабочих кадров. Считается, что умение трудиться руками нужно только рабочим. Это глубокое заблуждение наносит огромный вред подготовке технических специалистов. Ведь человек, который в детстве не проявлял интереса к технике, никогда не выберет техническое направление как профиль своей будущей деятельности. Кроме того, любая работа требует от специалиста практических навыков и умений — нужно уметь работать с оборудованием. Но технология - это еще и формирование исследовательских умений, формирование технологической культуры, развитие творческого потенциала ребенка, воспитание важнейших для человека качеств — трудолюбия, упорства, дисциплинированности, ответственности. Уникальность предмета в том, что это некий межпредметный мостик, который объединяет другие области знаний в школе. Предмет «Технология» способствует соединению теории и практики, он дает детям знания и умения, как вести хозяйство.