Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Олимп по технологии» 1 час в неделю ( общекультурное направление)
Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности
.Основанием для разработки конкурсных заданий является, обязательному объему знаний и умений, определенному в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего и среднего (полного) общего образования по технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуально-групповой курс по подготовке к олимпиаде школьников по технологии | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Олимп по технологии» 1 час в неделю
( общекультурное направление)
Класс: 7-9 класс
Срок реализации:
2023/2024 учебный год
Автор составитель:
Дымбовская Светлана Николаевна
Учитель технологии
Санкт-Петербург
2023
Пояснительная записка
Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденном приказом Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. №1252 (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2014 г., регистрационный № 31060).
Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестирование обучающихся, выполнение ими практических работ и защиту творческих проектов. В олимпиаде участвуют обучающиеся общеобразовательных учреждений.
Цели и категории учащихся
Основная цель данной программы - сформировать необходимые умения и навыки для решения олимпиадных заданий различного уровня сложности.
Решение рассматривается не как самоцель, а как один из методов изучения предмета. Программа предназначена для подготовки учащихся 6,7,8 классов, она ориентирована на формирование общей культуры, связана с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Она призвана способствовать интеллектуальному развитию учащихся;
- сформировать у учащихся знания и умения, которые необходимы в повседневной жизни;
- повысить мотивацию учащихся в обучении предмету;
- развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания.
Место индивидуально-групповых занятий в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 час в неделю по очно-заочной форме организации занятий, 34 часа. Заочная форма (не линейный курс) предполагает под собой самостоятельную подготовку обучающихся с использованием различных информационных ресурсов.
Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестирование учащихся, выполнение ими практических работ и защиту творческих проектов. Олимпиада проводится по двум номинациям «Техника и техническое творчество», «Культура дома и декоративно-прикладное искусство». В олимпиаде участвуют учащиеся общеобразовательных учреждений.
Актуальность выбора курса “ Индивидуально-групповое занятие по подготовке к олимпиадам ” определена следующими факторами:
в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Систематичность содержания
Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.
Классические предметные олимпиады проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный (районный, городской), региональный (краевой, областной), федеральный окружной, заключительный (всероссийский, международный). Конечным результатом олимпиады является комплекс выполненных заданий обучающимися с заранее известными ответами для жюри.
В программе по подготовке учащихся к олимпиадам работа определиться стратегией обучения решению нестандартных заданий и задач повышенной сложности и соответствует следующим характеристикам:
1. Ускорение. Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или иной мере углублённому учебному содержанию по предмету.
2. Углубление. Соответствующая стратегия подготовки эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний.
3. Обогащение. Данный тип стратегии ориентирован на качественно иное содержание обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами.
4. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета.
Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 34 часа в течение года.
Содержания программы «Технология» (культура дома и декоративно-прикладное творчество). Ребята рассматривают три задания теоретический (тест), практическое задание, защита творческого проекта.
Первым заданием школьного этапа: теоретический(тесты). Для этого конкурса составляются: для учащихся 6 классов - 15 тестов, для учащихся 7 классов - 20 тестов, для учащихся 8 классов – 20 тестов, в соответствии с программой обучения в каждом классе. Задание должно соответствовать возрастной группе учащихся.
Основанием для разработки конкурсных заданий является, обязательному объему знаний и умений, определенному в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего и среднего (полного) общего образования по технологии.
В связи с этим в тестах представлены основные разделы программы:
1) «Кулинария». 2)«Материаловедение».
3) «Машиноведение». 4) «Рукоделие». 5) «Технология обработки текстильных материалов». 6). «Проектирование и изготовление изделий». 7) «История костюма»
8) «Электротехника». 9)«Домашняя экономика и основы предпринимательства». 10) «Экологические проблемы производства». 11) «Технология основных сфер профессиональной деятельности».
12) «Профессиональное самоопределение». 13) «Интерьер жилого дома».
Второе задание-это практическая работа по разделу «Моделирование», «Обработка швейного изделия», подготовлена для 6,7,8 классов по одному из основных разделов курса «Технология».
Практические задания построено, чтобы при их выполнении школьник максимально использовал весь набор знаний и умений, полученный им в процессе обучения. Практические задания по конструированию и моделированию должны включать в себя эскиз модели, описание модели и чертеж основы швейного изделия. Результаты этого конкурса должны наглядно демонстрировать сформированность технологических умений по владению ручным инструментом и навыками работы на швейной машине, умения читать и применять в работе технологическую документацию, применять на практике знания по материаловедению, правильные безопасные приемы работы.
Третье задание -это выполнение творческого проекта, он обязателен на всех этапах олимпиады на школьном, муниципальном этапе.
На защиту учебных творческих проектов – каждый участник олимпиады представляет выполненное изделие и пояснительную записку, готовит презентацию проекта. Работа проводится по следующим критериям: - социальная значимость, актуальность выдвинутых проблем, их адекватность представленной проблемной ситуации;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- самостоятельность выполнения проекта;
- оригинальность конструкции, качество исполнения, практическая значимость;
- эстетика оформления результатов выполненного проекта, реализация принципа наглядности;
- экологическая и экономическая оценка изделия.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема или раздел программы | Форма занятий | Объем внеурочной деятельности в нед. | Дата | Форма подведения итогов в конце раздела, программы |
1 Творческий проект 34 | |||||
1. | Общие принципы технологии. Современное производство. Безопасные условия труда и санитарные требования для работы в мастерской. | 1 | сентябрь | ||
2 | Создание изделий из текстильных материалов | 2 | сентябрь | ||
3 | Элементы материаловедения. | 1 | сентябрь | ||
4 | Элементы машиноведения: Виды передач, виды швейных машин. | 1 | сентябрь | ||
5 | Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах | 1 | сентябрь | ||
6-7 | Проведение Всероссийской школьной олимпиады по технологии. Школьный этап. Теория | 1 | октябрь | ||
8 | Цель и задачи проектной деятельности | ||||
9 | Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований, к проектируемому изделию | ||||
10 | Проведение Всероссийской школьной олимпиады по технологии. Школьный этап. Практика | 2 | октябрь | ||
11 | Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия | 1 | октябрь | ||
12 | Исследовательская и созидательная деятельность | 1 | октябрь | ||
13 | Цель и задачи проектной деятельности. | 1 | ноябрь | ||
14-15 | Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта | 1 | ноябрь | ||
16-17 | Выбор темы проекта | 2 | ноябрь | ||
18-19 | Обоснование необходимости изготовления изделия | 2 | ноябрь | ||
20 | Технологический этап | 1 | ноябрь | ||
21-22 | Разработка конструкции и технологии изготовления изделия, | 2 | декабрь | ||
23-24 | Разработка конструкции и технологии изготовления изделия | 2 | декабрь | ||
25 | Организация рабочего места, подбор материалов и инструментов | 1 | январь | ||
26-27 | Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта. | 2 | январь | ||
28-29 | Окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия | 2 | февраль | ||
30-31 | Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ выполненной работы. Защита проекта. | 1 | март | ||
32-33 | Оформление выполненной работы | 1 | апрель | ||
34 | Анализ выполненной работы. | 1 | май | ||
Итого : 34 часа |
- Мне нравится (1)