программа доп образования

Караулов Михаил Петрович

В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Использование современных информационных технологий является необходимым условием успешного развития как отдельных отраслей, так и государства в целом. Создание, внедрение, эксплуатация, а также совершенствование информационных технологий немыслимо без участия квалифицированных и увлечённых специалистов, в связи с этим внедрение курса «Программирования летательного аппарата на языке Python» в учебный процесс актуально.

Программа учебного курса «Программирования летательного аппарата на языке Python» направлена на подготовку творческой, технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением, способной анализировать и решать задачи в команде в области информационных и аэротехнологий, решать ситуационные кейсовые задания, основанные на групповых проектах, направлен на изучение основ программирования на языке Python и программирование автономных квадрокоптеров. В рамках курса обучающиеся смогут познакомиться с физическими, техническими и математическими понятиями. Приобретённые знания будут применимы в творческих проектах. Учебный курс представляет собой самостоятельный модуль и содержит необходимые темы из курса технологии, физики и информатики. Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2 часа

 

Цель программы: освоение Hard- и Soft-компетенций обучающимися в области программирования и аэротехнологий через использование кейс-технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_obr.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА: «Программирования летательного аппарата на языке Python»

Пояснительная записка

Актуальность: в настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Использование современных информационных технологий является необходимым условием успешного развития как отдельных отраслей, так и государства в целом. Создание, внедрение, эксплуатация, а также совершенствование информационных технологий немыслимо без участия квалифицированных и увлечённых специалистов, в связи с этим внедрение курса «Программирования летательного аппарата на языке Python» в учебный процесс актуально.

Программа учебного курса «Программирования летательного аппарата на языке Python» направлена на подготовку творческой, технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением, способной анализировать и решать задачи в команде в области информационных и аэротехнологий, решать ситуационные кейсовые задания, основанные на групповых проектах, направлен на изучение основ программирования на языке Python и программирование автономных квадрокоптеров. В рамках курса обучающиеся смогут познакомиться с физическими, техническими и математическими понятиями. Приобретённые знания будут применимы в творческих проектах. Учебный курс представляет собой самостоятельный модуль и содержит необходимые темы из курса технологии, физики и информатики. Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2 часа

Цель программы: освоение Hard- и Soft-компетенций обучающимися в области программирования и аэротехнологий через использование кейс-технологий.

Задачи:

Обучающие:

  • изучить базовые понятия программирования и технологическую, конструкторскую документацию на беспилотные летательные аппараты.
  • сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Python;
  • изучить основные конструкции языка программирования Python, позволяющие работать с простыми и составными типами данных (строками, списками, кортежами, словарями, множествами);
  • научить применять навыки программирования на конкретной учебной ситуации (программирование беспилотных летательных аппаратов на учебную задачу);
  • развить навык пилотирования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на практике;
  • привить навыки проектной деятельности.

Развивающие:

  • способствовать расширению словарного запаса;
  • способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности;
  • способствовать развитию алгоритмического мышления;
  • способствовать формированию интереса к техническим знаниям;
  • способствовать формированию умения практического применения полученных знаний;
  • сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями и т. п.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
  • способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности;
  • способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий;
  • воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
  • формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
  • воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.

Уровень освоения программы - базовый уровень, где предполагается использование и реализация таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний. Гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

Направленность (профиль) программы – дополнительная общеразвивающая программа «Программирования летательного аппарата на языке Python» имеет техническую направленность.

Содержание программы перекликается с другими образовательными областями, преемственность обеспечивается посредством учета содержания познавательно-исследовательской деятельности детей.

Новизна программы состоит:

- в научно - технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.

- в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Инновационность программы определяется гибкостью по отношению к платформам реализуемых робототехнических устройств. Практически все программы дополнительного и профессионального образования ориентированы на одну платформу. Инновационность программы состоит в проектном подходе к обучению. Таким образом, не забывая традиционный подход к созданию беспилотных летательных аппаратов, и реализуется инновационная деятельность по их программированию.

Данная программа предназначена для детей возраста 15 лет.

Объём программы - программа рассчитана на 70 часов.

Формы обучения и виды занятий Занятия включают теоретическую и практическую часть. Важной составляющей каждого занятия является самостоятельная работа обучающихся над проектом (мини-проектом). Форма организации учебных занятий:

беседа;

практическая работа;

техническое соревнование;

игра-квест;

экскурсия;

индивидуальная и групповая защита проектов;

лабораторно-практическая работа.

Срок освоения программы – программа рассчитана на 1 год обучения. Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Планируемые результаты усвоения программы:

Личностные результаты:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
  • умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся;
  • умение различать способ и результат действия;
  • умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
  • способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах обучающегося, информационной среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
  • умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
  • умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • умение выслушивать собеседника и вести диалог;
  • способность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

В результате освоения программы обучающиеся должны

знать:

  • основные алгоритмические конструкции;
  • принципы построения блок-схем;
  • принципы структурного программирования на языке Python;
  • что такое БПЛА и их предназначение.

уметь:

  • составлять алгоритмы для решения прикладных задач;
  • реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ, написанных на языке Python;
  • применять библиотеку Tkinter;
  • отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Python;
  • настраивать БПЛА;
  • представлять свой проект.

владеть:

  • основной терминологией в области алгоритмизации и программирования;
  • основными навыками программирования на языке Python;
  • знаниями по устройству и применению беспилотников.

Содержание программы

Кейс 1. «Угадай число»

При решении данного кейса обучающиеся осваивают основы программирования на языке Python посредством создания игры, в которой пользователь угадывает число, заданное компьютером.

Программа затрагивает много ключевых моментов программирования: конвертирование типов данных, запись и чтение файлов, использование алгоритма деления отрезка пополам, обработка полученных данных и представление их в виде графиков.

Кейс 2. «Спаси остров»

Кейс позволяет обучающимся поработать на языке Python со словарями и списками; изучить, как делать множественное присваивание, добавление элементов в список и их удаление, создать уникальный дизайн будущей игры.

Кейс 3. «Калькулятор»

При решении данного кейса обучащиеся создают первое простое приложение калькулятор: выполняют программную часть на языке программирования Python и создают интерфейс для пользователя при помощи библиотеки Tkinter.

Кейс 4. Программирование автономных квадрокоптеров

Роевое взаимодействие роботов является актуальной задачей в современной робототехнике. Квадрокоптеры можно считать летающей робототехникой. Шоу квадрокоптеров, выполнение задания боевыми беспилотными летательными аппаратами - такие задачи решаются с помощью применения алгоритмов роевого взаимодействия.

Данный кейс посвящен созданию шоу квадрокоптеров из 3х выполняющих полет в автономном режиме. Обучающиеся получат первые навыки программирования технической системы на языке Python. Познакомятся с алгоритмами позиционирования устройств на улице и в помещении, а также узнают о принципах работы оптического распознавания объектов.

Содержание учебно-тематического плана

Темы занятий

Содержание занятий

1.

Вводное занятие. Введение в предмет, техника безопасности (1 ч)

Теория: введение в образовательную программу. Ознакомление обучающихся с программой, приёмами и формами работы. Вводный инструктаж по ТБ.

2.

Основы языка Python. Примеры на языке Python с разбором конструкций: циклы, условия, ветвления, массивы, типы данных (4 ч)

Теория: история языка Python, сфера применения языка, различие в версиях, особенности синтаксиса. Объявление и использование переменных в Python. Использование строк, массивов, кортежей и словарей в Python. Использование условий, циклов и ветвлений в Python.

Практика: запуск интерпретатора. Различия интерпретатора и компилятора. Написание простейших демонстрационных программ. Мини-программы внутри программы. Выражения в вызовах функций. Имена переменных. Упражнения по написанию программ с использованием переменных, условий и циклов. Генерация случайных чисел. Группировка циклов в блоки. Операции сравнения.

3

Кейс «Угадай число»

3.1

Введение в искусственный интеллект. Примеры на языке Python с искусственным интеллектом по угадыванию чисел, метод дихотомии. Управление искусственным интеллектом (6 ч)

Теория: алгоритмы поиска числа в массиве. Варианты сортировок. Поиск дихотомией. Работа с переменными, работа с функциями.

Практика: упражнения по поиску чисел в массиве. Упражнения на сортировку чисел. Алгоритмы поиска числа. Исследование скорости работы алгоритмов.

3.2

Подготовка к публичному выступлению для защиты результатов. Демонстрация отчёта в группе и защита результатов работы (2 ч)

Теория: создание удобной и понятной презентации.

Практика: подготовка презентации для защиты. Подготовка речи для защиты.

4

Кейс «Спаси остров»

4.1

Работа на языке Python со словарями и списками, множественное присваивание, добавление элементов в список и их удаление (4 ч)

Теория: знакомство с кейсом, представление поставленной проблемы.

Доступ к элементам по индексам. Получение слова из словаря. Отображение игрового поля игрока. Получение предположений игрока. Проверка допустимости предположений игрока.

Практика: мозговой штурм. Анализ проблемы, генерация и обсуждение методов её решения. Создание прототипа программы. Отработка методик.

4.2

Планирование дизайна и механики игры. Создание главного меню игры, подсчёта очков (2 ч)

Теория: понятие «механика игры», ограничения, правила.

Практика: упражнения. Проверка наличия буквы в секретном слове. Проверка — не победил ли игрок. Обработка ошибочных предположений. Проверка — не проиграл ли игрок. Завершение или перезагрузка игры. Создание главного меню игры, реализация подсчёта очков.

4.3

Визуализация программы в виде блок-схемы (2 ч)

Теория: проектирование проекта с помощью блок-схем.

Практика: создание блок-схем. Ветвление в блок-схемах. Заканчиваем или начинаем игру с начала. Следующая попытка. Обратная связь с игроком.

4.4

Тестирование написанной программы и доработка

(1 ч)

Практика: тестирование созданной игры-программы, доработка и расширение возможностей.

4.5

Подготовка к публичному выступлению для защиты результатов. Демонстрация результатов работы (1 ч)

Практика: подготовка презентации и речи для защиты. Презентация созданной программы.

5

Кейс «Калькулятор»

5.1

Оформление проектной идеи. Формирование программы работ (1 ч)

Теория: знакомство с кейсом, представление поставленной проблемы.

Практика: мозговой штурм. Анализ проблемы, генерация и обсуждение методов её решения.

5.2

Программа для работы калькулятора (2 ч)

Практика: написание программы для будущего калькулятора.

5.3

Создание внешнего вида калькулятора (2 ч)

Практика: создание внешнего вида калькулятора.

5.4

Тестирование написанной программы и доработка

(2 ч)

Практика: тестирование созданной программы, доработка и расширение возможностей.

5.5

Подготовка к публичному выступлению для защиты результатов (2 ч)

Практика: подготовка презентации и речи для защиты.

5.6

Демонстрация результатов работы (1 ч)

Практика: презентация созданной программы.

6

Кейс «Программирование автономных квадрокоптеров»

6.1

Техника безопасности при полётах. Проведение полётов в ручном режиме (2 ч)

Теория: знакомство с кейсом, представление поставленной проблемы, правила техники безопасности. Изучение конструкции квадрокоптеров.

Практика: полёты на квадрокоптерах в ручном режиме.

6.2

Программирование взлёта и посадки беспилотного летательного аппарата (4 ч)

Теория: основы программирования квадрокоптеров на языке Python.

Практика: тестирование написанного кода в режимах взлёта и посадки.

6.3

Выполнение команд «разворот», «изменение высоты», «изменение позиции» (6 ч)

Теория: теоретические основы выполнения разворота, изменения высоты и позиции на квадрокоптерах.

Практика: тестирование программного кода в режимах разворота, изменения высоты и позиции.

6.4

Выполнение группового полёта вручную (2 ч)

Практика: выполнение группового полёта на квадрокоптере в ручном режиме.

6.5

Выполнение позиционирования по меткам (8 ч)

Теория: основы позиционирования indoor и outdoor квадрокоптеров.

Практика: тестирование режима позиционирования по ArUco - маркерам.

6.6

Программирование группового полёта (7 ч)

Теория: основы группового полёта квадрокоптеров. Изучение типов группового поведения роботов.

Практика: программирование роя квадрокоптеров для группового полёта.

6.7

Программирование роевого взаимодействия (6 ч)

Теория: основы программирования роя квадрокоптеров.

Практика: Выполнение группового полета в автоматическом режиме.

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Введение в образовательную программу, техника безопасности

1

1

-

Тестирование

2.

Основы языка Python. Примеры на языке Python с разбором конструкций: циклы, условия, ветвления, массивы, типы данных

4

2

2

Тестирование

3.

Кейс 1. «Угадай число»

8

3

5

Демонстрация решений кейса

3.1

Введение в искусственный интеллект. Примеры на языке Python с искусственным интеллектом по угадыванию чисел, метод дихотомии. Управление искусственным интеллектом

6

2

4

3.2

Подготовка к публичному выступлению для защиты результатов. Демонстрация отчёта в группе и защита результатов работы

2

1

1

4.

Кейс 2. «Спаси остров»

10

3

7

Демонстрация решений кейса

4.1

Работа на языке Python со словарями и списками, множественное присваивание, добавление элементов в список и их удаление

4

2

2

4.2

Планирование дизайна и механики игры. Создание главного меню игры, подсчёта очков

2

1

1

4.3

Визуализация программы в виде блок-схемы

2

-

2

4.4

Тестирование написанной программы и доработка. Подготовка к публичному выступлению для защиты результатов. Демонстрация результатов работы

2

1

1

5.

Кейс 3. «Калькулятор»

10

2

8

Демонстрация решений кейса

5.1

Постановка проблемы, генерация путей решения

2

1

1

5.2

Создание простейшего калькулятора с помощью библиотеки Tkinter

4

-

4

5.3

Тестирование написанной программы и доработка

2

-

2

5.4

Подготовка к публичному выступлению для защиты результатов. Демонстрация результатов работы

2

1

1

6.

Кейс 4. Программирование автономных квадрокоптеров

37

11

24

Демонстрация решений кейса

6.1

Техника безопасности при полётах. Проведение полётов в ручном режиме

2

1

1

6.2

Программирование взлёта и посадки беспилотного летательного аппарата

4

1

3

6.3

Выполнение команд «разворот», «изменение высоты», «изменение позиции»

6

2

4

6.4

Выполнение группового полёта вручную

2

0

2

6.5

Выполнение позиционирования по меткам

8

2

6

6.6

Программирование группового полёта

8

3

5

6.7

Программирование ролевого взаимодействия

7

1

6

Итого:

70

22

48

Итоговая оценка развития личностных качеств воспитанника производится по трём уровням:

  • «высокий»: положительные изменения личностного качества воспитанника в течение учебного года признаются как максимально возможные для него;
  • «средний»: изменения произошли, но воспитанник потенциально был способен к большему;
  • «низкий»: изменения не замечены.

Результатом усвоения обучающимися Программы по каждому уровню Программы являются: устойчивый интерес к занятиям робототехникой, результаты достижений в массовых мероприятиях различного уровня.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы

Подведение итогов реализуется в рамках следующих мероприятий: тестирование по программированию на языке Python, защита результатов выполнения кейса, групповые соревнования.

Формы демонстрации результатов обучения

Представление результатов образовательной деятельности пройдет в форме публичной презентации решений кейсов командами и последующих ответов выступающих на вопросы наставника и других команд.

Список литературы

  1. Бреннан, К. Креативное программирование / К. Бреннан, К. Болкх, М. Чунг. — Гарвардская Высшая школа образования, 2017.
  2. Лутц, М. Программирование на Python. Т. 1 / М. Лутц. — М.: Символ, 2016. — 992 c.
  3. Лутц, М. Программирование на Python. Т. 2 / М. Лутц. — М.: Символ, 2016. — 992 c.
  4. Понфиленок, О.В. Клевер. Конструирование и программирование квадрокоптеров / О.В. Понфиленок, А.И. Шлыков, А.А. Коригодский. — Москва, 2016.
  5. Бриггс, Джейсон. Python для детей. Самоучитель по программированию / Джейсон Бриггс. — МИФ. Детство, 2018. — 320 с.