Роль и место проектной деятельности в образовательной области предмета «Технология»
Роль и место проектной деятельности в образовательной области предмета «Технология»
1.1. Проектная деятельность как современная педагогическая технология.
Современная педагогическая технология — это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий к достижению прогнозируемого образовательного результата.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся следующие педагогические технологии:
- Информационно – коммуникационная технология.
- Технология развития критического мышления.
- Технология развивающего обучения.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технология проблемного обучения.
- Игровые технологии.
- Модульная технология.
- Технология интегрированного обучения.
- Педагогика сотрудничества.
- Традиционные технологии (классно-урочная система).
- Технология проектной деятельности.
Современные педагогические технологии плотно вошли во все образовательные области, но наиболее интересной и любимой стала технология проектной деятельности.
Проектная деятельность - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Но всё же наиболее целостно и эффективно проектная деятельность вписалась в образовательную область предмета «Технология».
Под проектной деятельностью понимается любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами.
Проектная деятельность обеспечивает единство и преемственность различных сторон обучения и является средством развития личности. В роли учебной деятельности проектная деятельность, во-первых, обеспечивает более полноценное усвоение учебных ситуаций и действий, контроля и оценки; во-вторых – принятие внешне заданных учебных целей.
Ведущим методом проектного обучения является метод проектов, позволяющий включить школьников в проектную деятельность.
Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Типология проектов производится по доминирующему в проекте принципу:
1. С точки зрения доминирующей в проекте деятельности:
- исследовательские,
- поисковые,
- творческие,
- ролевые,
- прикладные (практико-ориентированные),
- ознакомительно-ориентировочные,
- социальные.
2. С точки зрения предметно-содержательной области:
- монопроекты (в рамках одной области знаний);
- межпредметные проекты;
- надпредметные.
3. По характеру координации проекта:
- непосредственный (жесткий, гибкий);
- скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
4. По характеру контактов:
- внутренние (региональные) (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны);
- международные (участники проекта являются представителями разных стран).
5. По количеству участников проекта:
- личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
- парные (между парами участников);
- групповые (между группами участников).
6. По продолжительности выполнения:
- краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы);
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
1.2. Место проектной деятельности в учебном предмете "Технология"
Учебный предмет «Технология» занимает ключевое место в системе общего образования. Его роль обусловлена потребностью в подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению профессиями. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. В современном образовании акцент переносится с «усвоения знаний» учащимися на формирование у них компетентности. Среди множества современных инновационных педагогических подходов, отличающихся от "классического формирования знаний, умений и навыков", особое место занимает организация проектной деятельности, которая дает больше возможностей для реализации развивающего и личностно-ориентированного подходов.
Организация проектной деятельности на уроках технологии направлена на формирование активной субъектной позиции учащихся, на интеграцию различных предметных сфер, на реализацию знаний, умений и навыков в конкретной общественно-полезной деятельности. Проектная деятельность дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.
В рамках образовательной области «Технология» учащиеся приобретают разнообразные знания, умения и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучают технику и культуру дома, учатся строить планы на дальнейшую трудовую жизнь. Общим результатом, полученным в ходе внедрения этого метода, стали заметный рост мотивации учащихся к обучению по предмету, и как следствие этого – повышение качества их творческих работ.
Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры, творческими способностями и многими другими качествами. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала.
Данная педагогическая технология требует от учителя не столько объяснения нового материала, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей Таким образом, учебный проект для него – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
В основе метода проектов как личностно-ориентированной педагогической технологии лежит признание уникальной сущности каждого ученика и его индивидуальности.
Роль учителя в этом случае заключается в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой ученик опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Метод проектов определяется как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе выполнения проекта.
У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей и материальных возможностей, выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна, способ изготовления объекта проектной деятельности. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности. Система обучения учащихся остаётся «открытой», в неё могут добавляться те или иные дидактические приёмы, методы обучения, учитывающие различные факторы и условия целостного решения технологической проблемы, так как наибольшей эффективностью обладают различные их сочетания.
- Мне нравится (4)