«КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»
«КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»
Учитель технологии, Анучин А. А..
МОУ СОШ № 8, г. о. Люберцы, Московская область
Аннотация. В статье раскрывается деятельность учителя и детей на уроках технологии. При коллективном творчестве учитель должен думать не только об индивидуальном подходе, но и о вовлечении группы учащихся в творческую деятельность.
Ключевые слова: коллективное творчество, макет, коллектив, модель.
Творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше…
П. Торренс
По мере взросления, учащихся, коллективная работа приобретает все большее значение. Для того, чтобы урок был интересным, вызывал эмоции, воодушевление, учитель должен знать и учитывать индивидуальные способности и интересы детей. Теперь учитель должен думать не только об индивидуальном подходе, но и о вовлечении группы учащихся в творческую деятельность.
Любое задание из разделов окружающей жизни, работу по воображению, изготовление моделей, скульптурная композиция можно выполнить с учетом интересов учеников и их умения и дополнения друг друга во время работы. Надо не только направить мысли детей, но и оказать помощь в реализации замысла, уточнить настроение, цветовой образ и работу каждого в коллективе. Все это будет иметь успех, если будет наглядность: фотографии, рисунки, репродукции, слайды, открытки, макеты, образцы. Это поможет учащимся быстрее включиться в работу, найти нужное решение.
Задача учителя развивать творческие возможности учащихся, стимулировать воображение и коллективным решением задач. Дети должны понимать разницу между самостоятельным решением и коллективным. В этой достаточно трудной деятельности нужно отличить удачи, старательность, вкус каждого индивидуально и вместе.
И на таких уроках технологии надо обязательно нацелить на принятие общего решения без конфликтов и неуступчивости. У детей воспитывается взаимопомощь, усердие, чувство взаимовыручки, удовлетворение сделанным. В коллективном творчестве у учащихся следует обратить внимание на выбор техники исполнения и владение этих навыков детьми. Иногда многим нужно подсказать технику, алгоритм, чтобы ученики справились с заданием, получили удовлетворение от сделанного, поверили в свои силы и активно включились в дальнейшую работу. Что хорошо для коллективного творчества, это усложнение задания и предъявление дополнительных требований. В этом случае идет взаимное обучение детей и обмен идеями.
Задание всегда выполняется на большом формате и индивидуальными материалами за отдельным столиком или удобным рабочем месте. Важно чтобы сами дети понимали и принимали обоснованность этих условий.
Большую радость для учащихся приносит процесс оформления (помощи). При этом нельзя забывать о мерах поощрения, благодарности, внимания. А саму работу организовывать так, чтобы исполнители отдавали отчет, чему они научились, выполняя данное задание.
Оценка коллективных работ учащихся – сложный творческий, педагогический процесс, требующий знаний предмета и психолога – педагогической подготовки и большого педагогического такта. Все работы учащихся имеют свои специфические особенности, где появились способности и возможности каждого ребенка.
Не все дети одинаково способны работать в разных видах деятельности. И именно коллективное творчество дает возможность в создании необыкновенных работ. Но также важно решить, надо ли добиваться от учащихся в процессе их творческой деятельности осознанного решения всех задач или можно довольствоваться интуитивным решением. Ведь так часто учащиеся выполняют хорошие работы в порыве творчества наоборот, ясное и четкое решение задачи приводит к унылым результатам. Какой выбор нужно сделать? Ответить на этот вопрос не столь просто. Но мне кажется, именно коллективное творчество детей, приводит к равновесию и компромиссу. Надо не забывать, что речь идет о сложной творческой деятельности.
Помогая детям ставить цели, сознательно стремиться к их достижению, надо учитывать возраст, уровень развития, индивидуальные особенности каждого в коллективе. Это раскрывает возможности каждого в коллективе и помогает созданию определенного результата, раскрывающего мысль и чувства мастера и его отношения к изделию. Только тогда можно говорить о знакомстве и о приобщении к творчеству.
По мере обогащения знаниями, умениями, навыками дети начинают работать ярче, интереснее. Причем их творческая интуиция не страдает, а развивается. Обязательно ребенку надо предоставить возможность презентовать свою работу одноклассникам, учителям, младшим школьникам и т. д.
Список литературы
1. Макаренко А.С. Полн. собр. соч./А.С. Макаренко. - М., 1954 Т.II. С. 403.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань: Изд. – во Казан. Ун-та, 2006. – 342 с.