«КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

Анучин Андрей Александрович

«КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

 

Учитель технологии,  Анучин А. А..
МОУ СОШ № 8, г. о. Люберцы, Московская область

 

Аннотация. В статье раскрывается деятельность учителя и детей на уроках технологии. При коллективном творчестве  учитель должен думать не только об индивидуальном подходе, но и о вовлечении группы учащихся в творческую деятельность.

Ключевые слова: коллективное творчество, макет, коллектив,  модель.

 

Творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше…

П. Торренс

По мере взросления, учащихся, коллективная работа приобретает все большее значение. Для того, чтобы урок был интересным, вызывал эмоции, воодушевление, учитель должен знать и учитывать индивидуальные способности и интересы детей. Теперь учитель должен думать не только об индивидуальном подходе, но и о вовлечении группы учащихся в творческую деятельность.

Любое задание из разделов окружающей жизни,  работу по воображению, изготовление моделей, скульптурная композиция можно выполнить с учетом интересов учеников и их умения и дополнения друг друга во время работы.  Надо не только направить мысли детей, но и оказать помощь в реализации замысла, уточнить настроение, цветовой образ и работу каждого в коллективе. Все это будет иметь успех, если будет наглядность: фотографии, рисунки, репродукции, слайды, открытки, макеты, образцы. Это поможет учащимся быстрее включиться в работу, найти нужное решение.

Задача учителя развивать творческие возможности учащихся, стимулировать воображение и коллективным решением задач. Дети должны понимать разницу между самостоятельным решением и коллективным.  В этой достаточно трудной деятельности нужно отличить удачи, старательность, вкус каждого индивидуально и вместе.

И на таких уроках технологии надо обязательно нацелить на принятие общего решения без конфликтов и неуступчивости.  У детей воспитывается взаимопомощь, усердие, чувство взаимовыручки, удовлетворение сделанным. В коллективном творчестве у учащихся следует обратить внимание на выбор техники исполнения и владение этих навыков детьми. Иногда многим нужно подсказать технику, алгоритм, чтобы ученики справились с заданием, получили удовлетворение от сделанного, поверили в свои силы и активно включились в дальнейшую работу. Что хорошо для коллективного творчества, это усложнение задания и предъявление дополнительных требований. В этом случае идет взаимное обучение детей и обмен идеями.

Задание всегда выполняется на большом формате и индивидуальными материалами за отдельным столиком или удобным рабочем месте. Важно чтобы сами дети понимали и принимали обоснованность этих условий.

Большую радость для учащихся приносит процесс оформления (помощи). При этом нельзя забывать о мерах поощрения, благодарности, внимания. А саму работу организовывать так, чтобы исполнители отдавали отчет, чему они научились, выполняя данное задание.

Оценка коллективных работ учащихся – сложный творческий, педагогический процесс, требующий знаний предмета и психолога – педагогической подготовки и большого педагогического такта. Все работы учащихся имеют свои специфические особенности, где появились способности и возможности каждого ребенка.

Не все дети одинаково способны работать в разных видах деятельности. И именно коллективное творчество дает возможность в создании необыкновенных работ. Но также важно решить, надо ли добиваться от учащихся в процессе их творческой деятельности осознанного решения всех задач или можно довольствоваться интуитивным решением. Ведь так часто учащиеся выполняют хорошие работы в порыве творчества наоборот, ясное и четкое решение задачи приводит к унылым результатам. Какой выбор нужно сделать? Ответить на этот вопрос не столь просто. Но мне кажется, именно коллективное творчество детей, приводит к равновесию и компромиссу. Надо не забывать, что речь идет о сложной творческой деятельности.

Помогая детям ставить цели, сознательно стремиться к их достижению, надо учитывать возраст, уровень развития, индивидуальные особенности каждого в коллективе. Это раскрывает возможности каждого в коллективе и помогает созданию определенного результата, раскрывающего мысль и чувства мастера и его отношения к изделию. Только тогда можно говорить о знакомстве и о приобщении к творчеству.

По мере обогащения знаниями, умениями, навыками дети начинают работать ярче, интереснее. Причем их творческая интуиция не страдает, а развивается.  Обязательно ребенку надо предоставить возможность презентовать свою работу одноклассникам, учителям, младшим школьникам и т. д.   

Список литературы

1.                Макаренко А.С. Полн. собр. соч./А.С. Макаренко. - М., 1954 Т.II. С. 403.

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань: Изд. – во Казан. Ун-та, 2006. – 342 с.