Современные образовательные технологии
Современные образовательные технологии на уроках технологии Коробковой И.В. (из опыта работы).
Информационно-коммуникационные технологии.
Выбор. При организации учебного процесса информационные технологии становятся средством активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими более высоких образовательных результатов. Применение. Информационные технологии позволяют делать учебный материал иллюстративным, ярким, убедительным, что способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Использование локальной сети в кабинете для проверки практических работ, интерактивной доски для удобной и быстрой работы ученика или учителя, электронной почты для проверки домашнего здания, программы Skype для консультаций учащихся значительно экономит время урока. Результат. Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией видеоуроков, презентаций позволяет использовать время на уроке, а также концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах темы. При подготовке к урокам рационально используется время учителя и ученика в домашних условиях.
Посещая различные семинары, конференции, курсы повышения квалификации, обмениваясь опытом и проблемами с другими педагогами, читая работы педагогов-новаторов, нарабатывала свой багаж знаний. Не все технологии подходили к моему стилю преподавания, так же как и не все технологии были приняты учениками (например, модульно-рейтинговая). Пришла к выводу, что педагогически грамотный специалист (в том числе и учитель технологии) должен владеть всем обширным арсеналом образовательных технологий, для актуализации выбора. Вместе с тем, к настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. При этом, в основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе.
Решение проблемы мотивации обучения мне, как учителю, не безразлична. Как учить, чтобы было интересно не только мне, но и ученикам.
В настоящее время мой педагогический поиск и экспериментирование становятся средством целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Для достижения выше сказанного мною применяются на уроках различные методы и формы обучения, современные технологии: это и обучение в сотрудничестве, и проблемное обучение, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, технология модульного обучения, технология проектного обучения, технология развития логического и системного мышления учащихся. Но на первом месте по значимости для меня, как учителя, стоит здоровьесберегающая технология.
Выбор. Здоровьесберегающие технологии. Применение. Физминутки на уроках, уменьшение стрессовой педагогической тактики, соблюдение физиологических и гигиенических требований, консультация для родителей в вопросах сохранения здоровья детей, формирую у учащихся представление о здоровом образе жизни. Результат. Психологически здоровая ситуация, теплая атмосфера проведения урока способствует лучшему усвоению материала. Созданные ситуации успеха для неуспевающих учащихся, активизируют мотивацию к изучению предмета.
Обучение в сотрудничестве.
Одним из основных способов организации учащихся на моих уроках является обучение в сотрудничестве.
Выбор. Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп учеников в классе. Применение. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом. Результат. Я оказываюсь свободной и способной к маневру на занятии. Могу больше внимания уделять отдельным ученикам или группе учащихся. Вместе с тем в нужный момент могу объединить всех учащихся класса, дать необходимые пояснения, если это необходимо.
Проблемное обучение.
Выбор. Часто использую проблемное обучение, которое направлено на развитие самостоятельности ученика, учебная деятельность строится через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа. Применение. Перед учеником ставится проблемный вопрос, который не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний. Например, вопрос «Почему?» носит проблемный характер. Как следствие, перед учениками ставится проблемная задача. Формируется материал с заданными условиями и неизвестными данными. Результат. При этом поиск данных включает мыслительную деятельность, ученик анализирует факты, выясняет причины происхождения названных объектов. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических расчетов. Например, доказать, что приобретение нетбука гораздо экономичнее приобретения ноутбука. Это уже проблемное задание, которое выполняется в форме поиска, сочинительства, моделирования ситуаций. Иногда учащиеся не знают способа и не могут ответить на поставленный проблемный вопрос. Возникают проблемные ситуации (затруднения учащихся, вызванные недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы). Некоторые ученики обладают большими знаниями, готовы делиться ими с другими. Поэтому некоторые задания легче выполняются при помощи групповых технологий.
При проведении урока по технологии проблемного обучения актуализирую опорные знания, показываю способы действия, затем даю новый материал, далее, ученики применяют данные знания на практике. Игровые технологии.
Применение. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Результат. Усиливаются у учащихся развивающие значение (при использовании технологии развивающего обучения), но делает менее очевидным образовательный эффект.
Дифференцированное обучение.
Выбор. Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Моя задача как учителя - создать на уроке оптимальные условия для обучения каждого ученика. Применение. К каждому ученику нужен свой подход. Поэтому задания, особенно практические, разрабатываю в нескольких вариациях. Результат. Повышение мотивации к обучению. Если слабый ученик не усвоил тему и не справился с простейшим заданием, прикрепляю к нему тьютера для объяснения материала или создаю ему ситуацию успеха.
Тестовые технологии.
Выбор. Тест – стандартизованное, краткое, ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных различий Применение. Для проверки домашнего задания очень часто использую тестовые технологии. Обычно они состоят из 5 несложных вопросов (из учебника) на 5-7 минут. Или компьютерный вариант теста. Результат. Экономия времени на уроке, объективное видение выполнения домашней подготовки.
Уровень развития школьника прямо пропорционально зависит от поставленной учителем при передаче знаний и умений цели: научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой проблемы, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять.
Для этого требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в информационной области знаний. Например, текстовые процессоры MicrosoftWord и OpenOfficeorg.writer немногим отличаются. Но у многих пользователей это небольшое отличие вызывает недоумение именно из-за отсутствия системного мышления. Учащиеся, работая в обоих названных текстовых редакторах, имеют возможность развивать его.
Проектное обучение
Выбор. Очень интересна технология проектного обучения, она удачно сочетается с технологией модульного обучения. Применение. Данную технологию я применяю при изучении больших тем, например, «Коммуникационные технологии» в 8 классе (Н.Д. Угринович) в ряде уроков, посвященных разработкеWeb-сайтов. Результат. В проектах больше возможностей (по сравнению с обычными занятиями), для раскрытия учеников.
На данный момент передо мной стоит задача - уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность. К сожалению, в рамках урока это сделать вряд ли возможно. Необходимо искать дополнительные формы организации самостоятельной деятельности учащихся. Привлекаю к использованию домашнего компьютера учащихся, использую систему докладов, рефератов и, конечно, проектов. Учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, имеют возможность выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Подобные работы проверяются либо по электронной почте, либо на носителях информации.
Результат.
В результате применения различных современных технологий обучения, уроки стали интереснее, повысилась мотивация обучения, расширяется кругозор не только учащихся, но и их родителей.