"Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам по технологии"

Джапаридзе Иза Отарьевна

Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Поэтому возникает острая необходимость научно-обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера:

проблемный,

поисковый,

исследовательский.

Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Гнилуша

Задонского муниципального района

Липецкой области

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Подготовила: учитель технологии

И. О. Джапаридзе

2012 год

 

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

В последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес.

Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Поэтому возникает острая необходимость научно-обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный аспект поведения одаренности может быть описан следующими признаками:

Быстрое освоение деятельности и высокая успеваемость ее выполнения;

Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации, появление неожиданных идей и решений.

Сформированность качественного своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной  системой саморегуляции.

Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности.

Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности: (знакам, звукам, цвету, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

 Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность, каким-либо предметом, погруженность в то или  иное дело.

Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера:

проблемный,

поисковый,

Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

исследовательский,

Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».

проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы) 

Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности. 

Формы работы:

классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

консультирование по возникшей проблеме;

    -родительские собрания;

 кружки, общества;

дискуссия.

Основной формой организации учебного процесса в школах района  остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.

Наряду с урочной деятельностью, способствующей подготовке  учащихся  к олимпиадам, мною проводятся следующие виды деятельности:

    1. Предметные недели, являющиеся важным фактором, влияющим на развитие     одаренных школьников и на выявление скрытых способностей. На протяжении  многих лет мною ежегодно проводятся предметные недели по технологии. При подготовке к предметным неделям становится видна заинтересованность учащихся, их стремление узнать что-то новое по предмету, они предлагают свою помощь при подготовке мероприятий. В рамках предметных недель мною проводятся следующие конкурсы, викторины, мероприятия: «Умелые руки не знают скуки» игровой урок 6 класс, «Каждое дело делай умело» 5 класс, «Праздник труда»  6-7 классы, «По морям профессий» 10-11 класс и т.д.

2. Традиционной остаётся подготовка к олимпиадам через систему индивидуально-групповых занятий по предметам.

3. Создаётся банк данных мотивированных учащихся с учётом познавательных интересов учащихся по классам с 5 по 11.

4. Составляется план занятий по подготовке учащихся в 5-7 классах, 8 классов и 10-11 классов. В план подготовки включены основные разделы, наиболее часто встречающиеся в заданиях муниципального этапа олимпиады по технологии.  Это – «Обработка пищевых продуктов», «Материаловедение», «Культура  дома»,  «Конструирование и моделирование одежды», «Обработка ткани», «Семейная экономика», «Основы предпринимательской деятельности», и т. д.

       5. Большое значение при подготовке  уделяется проектной деятельности, т.к. защита             творческого проекта осуществляется в третьем туре олимпиады по технологии. К сожалению из-за отсутствия в школе швейного оборудования не удается в полной мере уделять внимание практическим занятиям по обработке ткани.

 6. Проведение индивидуальных занятий  с учащимися.

 7. Проведение школьных туров олимпиад. Выявление победителей.

 8.Участие в районных  турах предметных олимпиадах.