Развитие познавательного интереса на уроках технологии

 

Развитие познавательного интереса на уроках технологии

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно без интереса. Как сформировать этот интерес у детей, каковы пути формирования познавательного интереса на уроках?

     Главная задача учителя – содействовать ученику в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, своей деятельности в обществе. Главное на что работает учитель – это организация общности с учеником, помощь ему в освоении позиции собственной жизнедеятельности. Важно , чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя, как носителя активности, творчества, трудолюбия. Поддерживать интерес ребенка к учебе поможет многое, у каждого учителя свое. Я использую многообразие форм учебной деятельности на уроках (технологии  разноуровневого  обучения, модульно-блочного обучения, коллективного взаимообучения), яркие наглядные пособия, игры, экскурсии, наблюдения и т.д.

     Наибольшими возможностями для развития познавательного интереса обладает сочетание общеклассной работы школьников с групповой. Нужно, чтобы ребенок почувствовал: учение радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Результаты учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие.

     Какими же мотивами побуждается такая деятельность?

Это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, то есть мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удается сформировать такие мотивы у детей, то наполняется новым содержанием и обретают новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. Это позиция человека, совершенствующего самого себя. Это учебно-познавательные мотивы, направленные не просто на приобретение информации, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета.

     Я считаю, что для развития и воспитания такой личности большую роль играет использование метода проектов на уроках.  Суть  их заключается в выработке индивидуальных смыслов и обмене ими в рамках учебного взаимодействия на уроках. Метод проектов помогает выразить отношение к изучаемому, актуализации эстетических  переживаний, осознать собственное отношение к изучаемому материалу. При этом учитель должен постоянно вводить ученика в состояние диалога,   с тем чтобы провести совместную ориентировку в личностно значимой предметной области,  выявить проблемы, интересующие ученика, рассмотреть эти проблемы в контексте значимых для ученика жизненных ценностей, способствовать тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в жизни, в качестве средства общения и научились обоснованно выражать свои суждения, приводить аргументированные доказательства своего мнения.

     Главные идеи проектной деятельности состоят в следующем:

 

·         С большим увлечением выполняется только та деятельность, которая свободно выбрана самим школьником;

·         Опора на увлечения школьников;

·         Продуктивное обучение обеспечивается целенаправленной самостоятельной деятельностью учащихся;

·          Участники проекта договариваются друг с другом о форме выполнения проекта, о характере совместной деятельности;

·         Развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех членов учебной группы;

·         Организуют себя на выполнение конкретного дела;

·         Информируют друг друга о ходе работы;

·         Вступают в дискуссии, выступают с докладами, проводят презентацию.

В результате проектной деятельности учащиеся:

1.      Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, могут пробовать себя в различных сферах на основе самостоятельно  выделенной цели разработки проекта;

2.      Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, соотносят  поставленную цель и условия ее достижения;

3.      Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

4.      Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, обобщения);

5.      Развивают системное мышление, разрабатывают программу действий по реализации проекта в соответствии с собственными возможностями, осуществляют рефлексию. 

Исходные теоретические позиции организации проектной деятельности учащихся:

·         В центре внимания – ученик, учитель обеспечивает содействие развитию его творческих способностей;

·         Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

·         Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

·         Системный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

·         Глубокое осознанное усвоение базовых  знаний обеспечивается за счет универсального  их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектной деятельности состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Проектная деятельность предполагает «проживание» школьником конкретных ситуаций, приобщает его к проникновению в глубь явлений, процессов и изготовлению новых объектов, предметов, изделий. Именно, исходя из выше сказанного, я широко применяю метод проектов в своей работе.

В заключении хочу привести замечательную китайскую пословицу, которая так точно передает проблемы нашего образования :

Скажи мне  -  и я забуду.

Покажи мне  -  и я запомню.

Вовлеки меня  -  и я научусь.