Системно - деятельностный подход на уроках экологии и биологии (ФГОС ООО)

Чугунова Наталья Владимировна

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.

Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно – деятельностный, то есть у учащихся формируется система знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя.

Собственная  учебная деятельность школьников – важная составляющая СДП. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности.

Поэтому учитель стоит перед выбором, а именно:

  • как организовать учебную деятельность учащихся;
  • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
  • какие методы и средства обучения выбрать;
  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована. Компоненты овладения знаниями при СДП:

  • Восприятие информации.
  • Анализ полученной информации.
  • Запоминание (создание образа).
  • Самооценка.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях.

  • Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
  • Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
  • Учебное действие –  действие по созданию образа.
  • Образ – слово, рисунок, схема, план.
  • Оценочное действие – у меня получится! Я умею!

Материал с презентации.

Методы обучения при использовании системно - деятельностного подхода.

Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока. Я приведу пример тех методов, которыми стараясь пользоваться.

АМО начала урока (проверка домашнего задания) «Шаг навстречу».

Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.

Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартного задания и т.д. (на усмотрение учителя). Главное - «захватить» внимание учащихся. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 - 7 минут.

АМО выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов», «Букет радости», «Корзина успеха» и т.д.

         На этапе вхождения в тему (итог урока) учитель организует обсуждение, в ходе которого должны быть сформулированы цели и задачи урока, а также выражены ожидания и опасения, как учителя, так и учащихся.

Цель: выявить ожидания и опасения, обучающихся на уроке. Участники: все обучающиеся. Необходимый материал: схематично нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены стикеры.

Проведение: Учитель предлагает учащимся на стикерах  желтого цвета написать, чего они ждут на уроке, а на красного - чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают «дерево» цветными листочками: желтыми - сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения, красными - несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения.

Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево - выросло не то, что ожидали.

Примеры из собственной практики

В полном объёме системно - деятельностный подход реализуется на практических и лабораторных  работах и во внеурочное время при проведении исследований.

Выполнение лабораторных работ:

- работа в малых группах (если один нарушает правила работы с лабораторным оборудованием, то работа для двоих завершается) – самоконтроль и сотрудничество;

- работа с инструкцией (план выполнения лабораторной работы);

- активный метод обучения «Белые пятна».  

 

Выводы по докладу

Согласно системно - деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.

          Базовыми понятиями данного подхода являются воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, такими как гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность. Достижение оптимального результата возможно через включение в деятельность.

          В результате этой деятельности обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!

          Позвольте закончить мне своё выступление  известным анекдотическим  диалогом,  слегка перефразированный. «Умеете  ли  Вы  играть на флейте?»  -  спрашивает  один приятель  другого.  «Не  знаю,  не пробовал», - слышит он в ответ. Действительно, ещё Сократ говорил,  что  научиться  играть  на флейте  можно,  только  играя  на ней. Точно также научиться основным  видам  деятельности  можно, лишь  систематически  выполняя  их в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemno.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская гимназия №5

Выступление на педагогическом совете 7 ноября 2012 года

Тема:

«Системно – деятельностный подход в обучении экологии и биологии как ресурс качественного образования в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

Выступала: Чугунова Н.В.

учитель экологии и биологии

г. Домодедово – 2012

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. 

Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно – деятельностный, то есть у учащихся формируется система знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя.

Собственная  учебная деятельность школьников – важная составляющая СДП. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности.

Поэтому учитель стоит перед выбором, а именно:

как организовать учебную деятельность учащихся;

как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

какие методы и средства обучения выбрать;

как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована. Компоненты овладения знаниями при СДП:

Восприятие информации.

Анализ полученной информации.

Запоминание (создание образа).

Самооценка.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. 

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях.

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие –  действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – у меня получится! Я умею!

Материал с презентации.

Методы обучения при использовании системно - деятельностного подхода.

Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока. Я приведу пример тех методов, которыми стараясь пользоваться.

АМО начала урока (проверка домашнего задания) «Шаг навстречу».

Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.

Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартного задания и т.д. (на усмотрение учителя). Главное - «захватить» внимание учащихся. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 - 7 минут.

АМО выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов», «Букет радости», «Корзина успеха» и т.д.

         На этапе вхождения в тему (итог урока) учитель организует обсуждение, в ходе которого должны быть сформулированы цели и задачи урока, а также выражены ожидания и опасения, как учителя, так и учащихся.

Цель: выявить ожидания и опасения, обучающихся на уроке. Участники: все обучающиеся. Необходимый материал: схематично нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены стикеры.

Проведение: Учитель предлагает учащимся на стикерах  желтого цвета написать, чего они ждут на уроке, а на красного - чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают «дерево» цветными листочками: желтыми - сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения, красными - несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения.

Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево - выросло не то, что ожидали.

Примеры из собственной практики

В полном объёме системно - деятельностный подход реализуется на практических и лабораторных  работах и во внеурочное время при проведении исследований.

Выполнение лабораторных работ:

- работа в малых группах (если один нарушает правила работы с лабораторным оборудованием, то работа для двоих завершается) – самоконтроль и сотрудничество;

- работа с инструкцией (план выполнения лабораторной работы);

- активный метод обучения «Белые пятна».  

Выводы по докладу

Согласно системно - деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.

        Базовыми понятиями данного подхода являются воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, такими как гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность. Достижение оптимального результата возможно через включение в деятельность.

        В результате этой деятельности обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!

        Позвольте закончить мне своё выступление  известным анекдотическим  диалогом,  слегка перефразированный. «Умеете  ли  Вы  играть на флейте?»  -  спрашивает  один приятель  другого.  «Не  знаю,  не пробовал», - слышит он в ответ. Действительно, ещё Сократ говорил,  что  научиться  играть  на флейте  можно,  только  играя  на ней. Точно также научиться основным  видам  деятельности  можно, лишь  систематически  выполняя  их в процессе обучения.

 


 

Комментарии

Горшенина Вера Викторовна

Необходимо чтобы педагоги смогли поддержать современных детей, а на практике у нас все советское воспитание.

Фонштейн Екатерина Юрьевна

Спасибо, мне понравилось!