Типы отношения к одежде.
Отношения к моде лишь часть общего отношения к одежде, которое формируется в результате воспитания и жизни в определённых социально-культурных условиях, под влиянием современной моды и связано с индивидуально-психологическими особенностями личности (темпераментом, характером, художественными особенностями).
Отношение к одежде определяется взглядами человека и его потребностями, оно меняется во времени и по мере изменения внешности и личности с возрастом.
Традиционно специалисты, изучающие одежду, считали, что в жизни человека она необходима для: защиты, украшения и выражения стыдливости. До сих пор нет единой точки зрения, какой из этих ролей мы обязаны появлению одежды в человеческой культуре. У одних народов на первое место выступила необходимость защиты от атмосферных воздействий, у других она служила в первую очередь для украшения. Ну, а фиговый листок, как прообраз первой одежды, скорее указывал, чем прикрывал ту часть тела, которая иногда считается греховной.
В разных видах современной одежды указанные роли реализуются в самых причудливых композициях. Есть одежда, которая нас украшает и соответствует развитой у нас мере стыдливости, но фактически ни от чего не защищает, например купальный костюм.
Есть одежда, которая прекрасно нас защищает и скрывает тело, но, увы, совсем нас не украшает. Прекрасной иллюзией этого положения является телогрейка и тому подобная одежда.
И, наконец, есть изделия, которые, закрывая и украшая тело, настолько его обтягивают, что прекрасно отвечают потребностям отдельных людей продемонстрировать свою раскованность и отсутствие какой-либо стыдливости вообще.
Кроме реализации утилитарных и информационных функций, одежда удовлетворяет ряд высших потребностей человека (в самоутверждении, самовыражении) и поэтому становится важным элементом в восприятии человека человеком, может служить средством диагностики личности её носящего.
Любая одежда служит самым различным и иногда противоречивым потребностям человека. Легко заметить, что отдельные потребности связаны с самосознанием и самооценкой человека, его самочувствием и настроением, а другие относятся к сфере общения с людьми. Важно, что реализация потребностей может происходить как на уровне сознания, так и на бессознательном уровне.
На наш взгляд, можно выделить 12 типов отношения людей к одежде. В основе классификации лежит ответ на вопрос – для чего человек одевается (потребность), каких целей достигает он с помощью одежды в жизни и обществе.
Большинство женщин довольно определённо указывает у себя доминирующий тип отношений к одежде и ещё 2-3 дополнительных, которые могут встречаться реже или встречаются только в определённых ситуациях.
Доминирующее отношение свидетельствует о центральных потребностях человека и определённым образом указывает на психологические особенности человека, например на некоторые черты характера. Предлагаем, прочитав описание, отметить какой тип отношения к одежде свойственен именно Вам.
Рассмотрим их повнимательней.
Эстетический
Одежда такого человека в первую очередь должна удовлетворять эстетическую потребность и потребность самосовершенствования. Женщина или мужчина такого типа никогда не позволит себе выглядеть ниже собственного представления об элегантности и гармонии. Чётко соблюдаются общие эстетические принципы, нарушение которых всегда считалось некрасивым: одеваться без учётов особенностей фигуры, не по возрасту или не в соответствии с ситуацией.
Предпочтение отдаётся классическому и романтическому стилям, неярким расцветкам и матовым тканям.
Покупки делаются очень тщательно, всё подбирается по пропорциям и цветовой гамме. Эстет не выносит кричащих аксессуаров и ярких крупных украшений. Строгий вкус чувствуется не только в нарядной и повседневной, но и в одежде для дома и спорта.
Эстетически утончённые натуры получают истинное наслаждение от красивых и элегантных изделий. Они часто посещают показы мод, салоны ведущих модельеров и модные магазины, но интерес к моде у такой женщины относителен, для себя выбирает лишь то, что соответствует собственной внешности и вкусу. Эстеты склонны, если позволяют средства, одеваться у собственного модельера, при этом для них важно качество кроя и пошива изделия. Эстетический критерий обгоняет оценку престижности, дороговизны и другие параметры.
Наблюдения показывают, что развитые эстетические потребности встречаются у людей самых разных возрастов, вне зависимости от места жительства и национальности.
Эстетический тип отношения к одежде не зависит от профессионального определения человека, хотя логично предполагать большее количество эстетов среди профессиональных дизайнеров одежды, портных, художников широкого профиля, артистов и т.д.
Женщины чаще, чем мужчины, называют эстетический критерий главным в выборе одежды. По результатам опроса,23% молодых женщин (в возрасте 25 – 25 лет) отметили, что их можно отнести к данному типу отношения к одежде.
Рациональный
Для такого человека главным в одежде – практичность, добротность и функциональность. Зачастую гардероб продумывается до мелочей, состоит из ограниченного количества вещей, лишнего в нём просто нет. Одежде реализует потребность в подготовленности. Всё рационально, практично и не случайно, что соответствует системе взглядов. Покупки носят плановый характер, тщательно обдумываются за несколько месяцев или на кануне сезона.
Женщина такого типа тяготеет к классическому стилю, практичным фасонам, крепким, не мнущимся и немарким тканям.
При выборе цвета предпочтение отдаётся практичной цветовой гамме, средним и тёмным оттенкам. Совершая покупку, человек тщательно продумывает вопрос восстановления вида данной одежды во время носки, возможность стирок и химчисток. Рационалисты часто шьют и вяжут сами из-за соображений экономии и практичности, однако экономить на покупке нужной одежды они не будут и точно всё рассчитают. Если есть уверенность, что дорогая вещь прослужит долго и тем самым окупит себя, то на её покупку деньги могут копиться.
Одежда носится долго, иногда десятилетиями, а следовательно, могут носится немодные изделия, если ткань ещё не выношена. Платья могут перекраиваться и переделываться неоднократно на себя, а затем - детям. Свитера – перевязываться.
Человек с рациональным отношением к одежде предпочитает брать напрокат изделия для особо торжественных случаев и не комплексует в изделии с чужого плеча. На сезон шьётся, как правило, один костюм или платье из практичной и ноской ткани, которое в конце сезона подлежит бережному восстановлению.
В нашей стране можно предположить рост доли женщин-рационалисток из-за умеренных доходов основной части населения, специфики нашего менталитета, практичности старшего поколения, пережившие военные лишения, а также условий российской жизни. В русской глубинке большинство женщин старшего поколения тяготеют к такому отношению к одежде.
В России же всегда было принято делать невестам дорогие (и не практичные из-за своего одноразового использования) свадебные наряды. Прокат свадебной одежды не принят, люди предпочитают делать долги, но наряжать жениха и невесту, хотя современное расслоение общества и меняет отношение к этому вопросу.
Результаты опроса показывают, что лишь 25% молодых женщин отмечают у себя рациональное отношение к одежде.
Эксклюзивный
Одежда таких людей реализует их потребности в творческом самовыражении, самоутверждении и персонализации (быть личностью). Признаётся лишь собственный и отличный от других образ. Эксклюзивность достигается неповторимостью изделия, сложностью кроя и технологии пошива, редкостью ткани. Предпочитаемые модели никогда – куплены ли они от известного модельера, либо созданы самостоятельно - не повторяют никого.
Женщины и реже мужчины ценят элементы ручной работы: ткачество, росписи по ткани, вышивки и другие отделки (даже если это очень дорого и не очень в моде). Утверждая свою эксклюзивность в одежде, они как бы демонстрируют самим себе свою исключительность, которая и не может быть понята всеми.
Эксклюзивная одежда может и не привлекать к себе внимания, она скорее коллекционный экземпляр для ценителя, чем информация для широкой публики.
Эксклюзивная одежда может быть внешне не яркой, скромной, но она достаточно дорогая из-за большого процента ручной работы.
Результаты опроса показали, что лишь 16% молодых женщин отмечают в себе такое отношение к одежде.
Престижный
Такие люди стремятся показать своё социальное и материальное положение, одеваясь в дорогие и выполненные престижными фирмами или модельерами изделия, которые обязательно должны иметь соответствующие фирменные знаки. Они никогда не шьют сами.
Выбирается дорогая одежда, она должна стоить столько, чтобы быть доступной только избранным, выглядеть очень дорого и роскошно. Она должна информировать окружающих о высоком социальном статусе носящего её, о богатстве. Если в одежде это явно не читается – её перестанут надевать.
Женщина такого типа потратит лишние деньги за модное изделие, но купит его в самом престижном и дорогом магазине. Отношение к другим людям тоже «по одёжке».
Демонстрация своего престижного положения, материального достатка не всегда свойственна реально очень богатым людям и даже, наоборот, во многих странах Европы и в Америке среди современных миллионеров считается просто неприличным одеваться отлично от рядового гражданина.
Откровенно демонстрируя свой высокий социальный статус и финансовое положение, человек реализует потребность в самоутверждении своего «Я». Такие люди имеют дорогую и модную одежду больше реально необходимого количества. В их гардеробе может находиться такое количество шуб и костюмов, что многие изделия могут надеваться всего один раз в жизни, а другие просто наполняют шкаф. Большой шкаф-купе или целая гардеробная комната могут открываться гостям, а цена отдельных вещей становится достоянием собравшихся.
Такие гардеробы могут вызывать у других чувство собственной ничтожности и неполноценности, способствовать преклонению, восхищению и зависти, которые в определённой мере запланированы хозяином и радуют его. Внимательный наблюдатель заметит в этом значительное пренебрежение к людской толпе, а иногда и наличие определённой (скрытой) агрессивности к людям.
По результатам опроса лишь, 3% опрошенных признали в себе наличие такого отношения к одежде. Но складывается впечатление, что распространённость такого типа более значительна, а процент ответов низок из-за некоторого отрицательного отношения к вещизму, энергично воспитанного в нашем народе за предыдущие годы.
Одержимый
Желание иметь всё новую и новую одежду удовлетворяет чрезвычайно развитые потребности в новых впечатлениях и потребностях. Новые вещи порождают положительные эмоции, покупаются много и часто, всё, что нравится, что дешево и доступно. Гардероб расширен без всякой меры, но надеть всегда нечего, так как вещи плохо комплектуются, часто не сочетаются одна с другой.
Нравится всё, что ново, модно, ярко, необычно. Моральный износ вещи наступает быстро, как только притупляется ощущение новизны, поэтому после некоторой носки вещь оседает балансом в гардеробе. Женщины и мужчины такого типа тратят много денег на новую одежду и ткани, но в силу недостаточной функциональности и вкуса гардероб их всегда не устраивает, и они часто не довольны тем, как одеты.
Люди такого типа хотели бы одеваться хорошо, это одеждоманы, которые всё время ищут «свою» одежду, но из-за излишней поспешности в приобретении и ориентации на сиюминутные эмоции им не удаётся достичь гармонично-эстетического гардероба.
По результатам опроса, 10% женщин отметили, что им свойственен данный тип отношения к одежде.
Неуверенный
Человек, который никогда не знает, как следует одеваться, что следует покупать. Проблема с гардеробом заставляет искать помощников среди людей или в литературе. Обязательно долго колеблется в выборе фасона, модели, ткани, цвета, а совершив выбор, часто приходит выводу о его ошибочности.
У таких людей, как правило. Повышена тревожность и развиты комплексы неполноценности и некрасивости. Одеваются они «не для того чтобы, а затем как бы чего». За неуверенностью часто спрятаны бессознательные страхи. Одежда оказывается предметом серьёзных переживаний
Главная потребность – потребность безопасности и самосохранения, покоя от отрицательных переживаний и стрессов. Поэтому такие люди очень нуждаются в авторитетном консультанте по поводу одежды, а зачастую и в помощи психолога.
Как бы такая женщина ни была одета, она не любит быть в центре внимания. Если ей делают комплимент, это вызывает ни радость, а подозрение в неискренности. Говорят, что «отлично», но ей кажется, что это «всё равно недостаточно хорошо», если «нормально» - то «это точно плохо»!
Такие люди не носят дорогую одежду, а также особо модную, авангардную, яркую, престижную. Из-за внутренней неуверенности в себе такая женщина достаточно часто по сравнению, например, с рационалисткой будет приобретать себе одежду, но практически всегда будет сомневаться в правильности своего выбора.
10% женщин отмечают у себя неуверенность как выраженный тип отношения к одежде.
Стандартный
При таком отношении максимально удовлетворяется потребность в принадлежности к большинству и нравственная потребность. Человек, стремящийся быть «как все», во всём и в одежде старается соответствовать общепринятым нормам. Такая женщина – образец среднестатистического значения моды и манеры ношения одежды в данном обществе.
Внимательное отношение к общепринятым проявлениям моды делает таких людей основными потребителями ширпотреба, избегающими крайностей и авангардизма. Для них важно, чтобы окружающие принимали их как своих. По-своему они стараются следить за модой и готовы носить даже не очень удобные вещи или то, что им вовсе не идёт, если это принято большинством вокруг. Мода для них – это мода золотой середины.
Интересно, что среди молодых женщин, по результатам опроса, только 4% признали у себя данный тип отношения к одежде.
Выделяющийся
Такая женщина предпочитает остромодную, а иногда слишком своеобразную или немного странную одежду выбираются вычурные, необычные фасоны, своеобразные, крикливые и яркие аксессуары и ткани. Всё это явно связано с потребностями быть личностью, в общении и самоутверждении, с повышенным притязанием на значимость в глазах других людей.
Экстравагантность в одежде часто продолжается в поведении и связана с особенностями характера человека. Такие люди всегда следят за модой, часто не совсем критично соотнося её со своей внешностью. Для них физически не приемлемо появляться в одной вещи там, где их уже видели, а также носить немодные, общераспространенные и слишком скромные изделия.
Люди такого типа отличаются ещё и особенностями в манере ношения одежды, подборе изделий в комплекте. Им часто свойственен максимализм в использовании модных деталей, например, вещи экстремальной длины. Либо очень короткие, либо очень длинные, но не такой как у всех разрезы в одежде такой женщины достаточно откровенны и могут вызвать осуждение у моралисток, чулки необычной фактуры, яркие и экзотичные и т. д.
В цветовом решении предпочитаются яркие, часто кричащие цвета и необычные, иногда абсурдные цветовые сочетания. В костюме может быть ряд противоречий и немного дисбаланса, который бросается в глаза.
Стремление привлекать внимание, выделится из толпы приводит к тому, что такие люди первыми выносят моду на улицу, они открыты ко всему новому и необычному, используют крайний авангард, стремятся определить других. Часто меняют гардероб.
Выделяющимся присуще чувство остроты моды и не случайно их много среди профессиональный моделей – демонстраторов одежды.
По данным опроса, около 15% женщин находят в себе такой тип отношения к одежде.
Безразличный
Показатель центрации на потребностях, не связанных с одеждой. Такое отношение чаще встречается у людей пожилого возраста либо ситуативно возникает при особых состояниях (горе, депрессия, глубокая погружённость в работу и т. д.). Часто такие люди испытывают потребность в отдыхе и восстановлении сил. Среди опрошенных молодых женщин тип безразличного отношения к одежде практически не бывает (1,5%).
Проявляется в однообразии и консерватизме стиля одежды, предпочтении тёмных тонов. Часто одежду донашивают до значительного физического износа, надевают то, что им дают другие, и могут безболезненно использовать чужую одежду. Могут носить не соответствующую их размеру одежду, мало обращают внимания на состояние чистоты и аккуратности, игнорируя моду.
В России процент таких женщин достаточно велик среди пенсионерок, что усугубляется невозможностью приобретения новых изделий, возрастными проблемами и болезнями, а также потерей ощущения своей принадлежности к женскому полу.
Безразличие к одежде у женщин более молодого возраста говорит о потере интереса к тому впечатлению, которое они производят на других, и, как правило, связано с глубокими психологическими проблемами либо с некоторыми особенностями характера.
Иногда можно столкнуться с демонстрацией безразличия, которого нет. Человек, бравируя, говорит: «Мне совершенно безразлично, как я одета и что думают об этом окружающие!». Однако такая бравада ещё не безразличие, результаты многих исследований убедительно показывают, что эти разговоры далеки от истины!
Аккуратный
Люди такого типа как бы зациклены на параметре аккуратности в одежде. Для них важно, чтобы одежда была безупречно сшита, аккуратно выстрочены все швы и детали, все пуговички пришиты и застёгнуты. Повышены требования к чистоте и отутюженности изделия. При этом не важно, модное изделие или нет, старое или новое, подходящее или не очень. Малейшие отклонения от высокоопрятного вида (пятна, помятость, спуск петель в ткани) портят настроение на несколько дней даже после их исправления.
Аккуратисты не позволят себе иметь в шкафу помятые или не приведённые в порядок вещи.
В основе данного типа лежат потребности в самоутверждении, престиже, и эстетическая, а не болезненная гипертрофированность приводит к определённой одеждочистомании.
По результатам проса, 3% женщин говорят о развитии у себя этого типа отношения к одежде как доминантного.
Комфортный
При данном типе отношения центральным является психофизическая комфортность. Главное, чтобы было удобно и на физиологическом уровне (не стесняло, не жало, было в меру тепло и мягко), и на психологическом (не бросалось в глаза и было прилично ситуации и обществу). Одежда таких людей в первую очередь должна отвечать потребностям в регуляции оптимальных состояний тела, в отдыхе и восстановлении сил.
Одежда не должна причинять ни малейшего неудобства и максимально способствовать отдыху и восстановлению сил человека.
Большинство женщин указывают, что данный тип отношения устойчиво доминирует в домашней одежде, одежде для физической работы и спорта. Однако определённый процент отвечающих (около 5%) отмечают данный тип как доминантный в отношении к одежде вообще.
Гармоничный
Это женщина, в жизни которой одежда занимает адекватное место, разумно удовлетворяя всю совокупность утилитарных потребностей.
Такое отношение связано с высокой самооценкой, хорошей адаптацией к социальной среде и уверенностью в себе. Женщина такого типа интересуется модой, знает, что ей необходимо, и умеет отобрать не просто подходящую одежду, но и позволяющую достичь желаемого эффекта в общении с другими людьми. Представительницы этого типа имеют свой индивидуальный стиль и владеют искусством формирования нужного имиджа. Они не боятся экспериментировать и не страшатся ошибок. А самое главное: одежда создана для них, а не они для неё.
Гармоничная женщина владеет секретами управления социальным эффектом, знает и предвидит отношения окружающих. Данный тип отношения, как ни какой другой, способствует женскому счастью. Многие женщины стремятся достичь его.
Комментарии
Спасибо.Интересный материал.
Спасибо.Интересный материал. Приятно лишний раз вспомнить что судят "по одежке". Но к сожалению многие выбиваясь из этого правила могут себе позволить только очень рациональный и очень, очень, очень экономный.Добавляя элементы желаемого стиля лишь в собственных мечтах.
С уважением