Круглый стол "Кабинет трудового обучения". Приглашаю к обсуждению.
Вопрос о месте кабинета трудового обучения в учебно-воспитательном процессе поднимается периодически. Это связано с быстро изменяющейся ситуацией в окружающем мире и, следовательно, изменяющейся роли кабинета на новом этапе развития техники, педагогических технологий.
Предлагаю принять участие в обсуждении роли кабинета обслуживающего труда, технологии, его функции, задачах на современном этапе развития общества, я надеюсь вы примите активное участие в его обсуждении.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие нормативные документы есть в наличии в школьных мастерских у присутствующих?
2. Наличие, каких документов является обязательным непосредственно в документации кабинета?
3. Возможность обеспечения этими документами на местах.
4. Единые требования ведения журнала по ОТ, к оформлению в классном журнале инструктажа по ОТ,
5. Документация о контроле состояния кабинета.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ.
Учебные мастерскиепредставляют собой одно из помещений образовательного учреждения, позволяющих создать оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса на занятиях и внеурочной работе по предмету с набором необходимого оборудования, материалов и дидактических средств.
При оборудовании и эксплуатации учебных мастерских обслуживающего труда должны соблюдаться нормативы и условия, предусмотренные положением о школьных мастерских, санитарными правилами и нормами устройства и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений.
Вопросы для обсуждения:
1. Проблемы и пути решения требований пожарной и электробезопасности.
2. Уход за кабинетом: ежедневная, генеральная уборка, утепление окон, мытьё стекол, плафонов, ремонт оборудования и кабинета.
3. Комплектование аптечки, наличие телефона лечебного учреждения.
4. Частные вопросы по изложенной теме.
Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого: для швейной мастерской 4м, желательно чтобы каждая мастерская имела площадь не менее 70м. Мастерские по обработке ткани и кулинарии могут быть раздельными или комбинированными (совмещёнными), в этом случае для работы с пищевыми продуктами выделяется специальная зона (20-25% общей площади).
В каждой мастерской образовательных учреждений проводится планировка, под которой подразумевается размещение рабочих мест учителя и учащихся, размещение оборудования, шкафов для хранения учебно-наглядных пособий и технических средств обучения. Планировка мастерской в значительной степени зависит от размеров помещения, отведённого для данной мастерской, состава и количества оборудования и т.д. В мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и общего пользования и рабочее место для учителя.
Рабочие места индивидуального пользования это – столы. Столы расставляются в 2-3 ряда. Рабочие поверхности парт и столов должны иметь матовое или с незначительным блеском покрытие со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала и стулья с изменяющейся высотой сиденья. Швейные машины устанавливаются вдоль окон в один - два ряда так, чтобы свет падал на лапку машины слева или спереди. Гладильные доски располагаются в непосредственной близости от рабочего места учителя.
Рабочее место учителя рекомендуется располагать на возвышении. Однако во многих случаях учителя располагают свои рабочие места там, где это позволяет площадь и возможности. В таком случае главное, чтобы был обеспечен наилучший обзор мастерской.
Особое внимание уделяется примерным нормам расстояния между оборудованием: расстояние от первых столов до доски 1.6-2.0м, от последней парты до доски 10-11м, расстояние между партами в ряду 50см, между рядами не менее 60см.
Всё оборудование мастерских должно соответствовать требованиям безопасности. Углы и рёбра крышек столов, сидений и спинок стульев должны быть закруглены, не иметь острых выступающих частей и заусенцев. Покрытия полов в учебных мастерских должны быть тёплыми, гладкими, нескользкими, удобными для очистки и уборки. Классные доски должны быть зелёного, тёмно-коричневого, тёмно-голубого цвета иметь лотки для задержания меловой пыли, ванночки для хранения мела, тряпки. Дополнительные стенды, доски (магнитные ворсовые), подставки, полки и т.д. должны быть надёжно закреплены.
В соответствии с нормативами, каждая учебная мастерская оснащается умывальником со щётками, мылом (допускается их размещение в прилегающих рекреациях). В специально отведённых местах размещаются ёмкости для мусора и пищевых отходов с крышкой, инвентарь для уборки помещения. Все работы в мастерской выполняются в спецодежде.
В комплект оборудования мастерских входят универсальная аптечка скорой помощи, около аптечки указывается адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения.
В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются необходимые условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания школьников. Вот почему внимание к оформлению всех элементов учебной мастерской, к внешнему виду использованных наглядных средств обучения, к интерьеру учебного помещения в целом – важный фактор создания благоприятных условий работы учащихся.
ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАБИНЕТОМ
на уровне школы издаётся приказ по образовательному учреждению о возложении ответственности за состояние кабинета, и одновременно заключается договор о полной материальной ответственности.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
· Реализует в педагогической практике нормативно-правовые акты школы: приказы, инструкции, распоряжения.
· Планирует работу мастерских. Готовит перспективное - на 5 лет, годовое планирование работы кабинета.
· Готовит перспективное – на год, календарное – на четверть планирование работы совета кабинета.
· Совместно с замдиректора по хозяйственной части планирует услуги, изготовление изделий на учебный год для нужд школы.
· Своевременно оформляет документацию по кабинету.
· Проводит анализ работы кабинета и готовит отчёт о проделанной работе в конце учебного года
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОХРАНЕ ТРУДА:
· Обеспечивает выполнение действующих правил ОТ и ТБ, производственной санитарии, электро- и пожаробезопасности, принимает необходимые меры для проведения здоровых занятий.
· Несёт ответственность за сохранение жизни и здоровья, учащихся во время проведения занятий. Отвечает за безопасное состояние рабочих мест. Организует наладку, ремонт техники, оборудования, инструментов.
· Следит за своевременной проверкой исправности электрооборудования, его заземления, состояния изоляции электропроводки, электрических розеток.
ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
· В соответствии с учебными программами по разделам разрабатывает и обновляет учебно-методический комплекс кабинета.
· Обеспечивает наличие в кабинете материалов по инновационной деятельности, передового педагогического опыта.
· Ведёт систематизацию, учёт и хранение учебно-методической базы кабинета.
· Организует внеурочные мероприятия, занятия по предмету.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
· Принимает на ответственное хранение имущественно-материальные ценности мастерских.
· Ведёт в установленном порядке учёт и хранение материально-технических средств, отвечает за сохранность имущества, списание устаревших, пришедших в негодность материальных ценностей.
· Принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.
· Организует текущий ремонт мебели и помещения, оформление интерьера мастерской
· Участвует в подготовке и сдаче кабинета к началу учебного года, учебным четвертям.
Вопросы для обсуждения:
1. Паспорт кабинета – мнения присутствующих.
2. Нужен ли единый образец оформления планирования кабинета?
3. Потребность в совете кабинета, его функции.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА
Успех занятий трудового обучения во многом определяется их материально – техническим обеспечением. Это самый больной вопрос в нашей работе.
По своему функциональному назначению оснащение мастерской распределяется по разделам учебной программы, занятий по выбору и внеклассной работы. Условно этот перечень можно разделить на следующие группы:
- учебно – производственное оборудование,
- технические средства и ЭВМ (визуальные, аудиальные и т.д.),
- учебно – наглядные пособия (плакаты, схемы, слайды, макеты, муляжи, образцы поузловой обработки, готовых изделий и т.д.),
- самодельные наглядные пособия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАБИНЕТА
В принципе методическое оснащение уроков трудового обучения должно, с одной стороны, удовлетворять гигиеническим нормам и эстетическим требованиям, с другой стороны – наилучшим образом способствовать формированию у детей представлений, умений по изучаемой теме. Учебно-методический комплекс современного кабинета можно разделить на две группы: для учителя и для учащихся. Они между собой тесно взаимосвязаны и включают следующие материалы:
· Учебные программы, программы факультативов, кружков в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма;
· Календарно-тематическое планирование уроков по классам составляется каждым учителем на учебное полугодие или год (утверждается завучем по учебной работе ежегодно);
· Персональные разработки уроков (традиционные, нетрадиционные, нестандартные, по передовым технологиям),
· портфолио или творческие отчёты по работе учителя над повышением своего профессионального мастерства;
· информационный банк данных по инновационным технологиям;
· материалы передового педагогического опыта, разработки уроков по инновационным технологиям позаимствованные у коллег, взятых из печати, Интернета и т.д.;
· материалы олимпиад (школьных, районных, областных, республиканских);
· учебно-дидактические материалы (технологические, инструкционные карты, образцы оформления лабораторных и практических работ, карточки-задания и т.д.). Большое значение имеют печатные учебно-наглядные пособия, которые в наглядной и доступной форме дают учащимся сведения по отдельным темам программы (целевые учебные планы учащихся, блоки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, информационные блоки);
· наглядные пособия (плакаты, проспекты, диапозитивы, слайд-фильмы, видеофильмы, альбомы, каталоги и т.д.); образцы поузловой обработка, объектов труда (выполненные учителем и учащимися);
· средства контроля знаний учащихся (творческие и контрольные задания, тематические и контрольные тесты, кроссворды и т.д.);
· разработки внеклассных мероприятий (предметные недели, конкурсы, викторины, вечера и т.д.);
· отчёты об экскурсиях, проведённых внеклассных мероприятиях (фотоальбомы, видеозаписи и т.д.);
· статистические данные, диагностика обучаемости и обученности;
· творческие работы учащихся в форме мобильной, тематической выставки или в виде архива; творческие проекты учащихся разных видов, портфель ученика;
· литература (методическая, учебно-справочная, научно-популярная, периодические издания).
Вопросы для обсуждения:
1. Пути достижения современного уровня материально-технического оснащения кабинета.
2. Самодельные учебно-наглядные пособия по трудовому обучению – их виды, качественный уровень. Обмен опытом.
3. Необходимость создания творческой группы учителей курирующих разнообразные методические вопросы в преподавании предмета.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, УЧЁТ И ХРАНЕНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ КАБИНЕТА
Вопросы для обсуждения:
1. Обсуждение предложенной системы ведения учёта и хранения материальной базы кабинета.
2. Обмен опытом ведения систематизации и учета материальной базы кабинета в разных школах.
3. Разработка проекта положения о систематизации и учёте материальной базы кабинета.