«Воспитание учащихся на уроках технологии»
Воспитание призвано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать воспитательным только в том случае, если он помогает ребенку познать себя как личность, помогает становлению Человека.
Главной задачей воспитания является выработка у ребенка стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию, которое начинается с самопознания. Процесс самовоспитания и самопознания непрост. Лишь в активной разносторонней деятельности может проходить подлинный процесс самопознания.
Учителю нужно как можно раньше учить ребенка умению анализировать свои действия, знакомить с нравственными нормами поведения, так как нравственность – сердцевина личности.
Задача учителя технологии – дать возможность детям попробовать себя в различных видах деятельности. При проведении уроков в игровой форме девочки могут попробовать себя в роли различных специалистов. В этом трудовом процессе является ценное отношение личности к труду. Через приобщение детей к делу происходит выявление их интересов, индивидуальности, уровня творческого потенциала. Выявив положительный интерес, необходимо его закрепить в практической деятельности. Здесь же учитель ведет и работу по профориентации, тщательно подбирая учебный материал, дифференцируя его по степени сложности, следит за методикой объяснения и опроса, работая с каждой ученицей сугубо индивидуально.
Учителю технологии нужно помнить, что воспитательный эффект его уроков во многом зависит от того, как полученные знания и умения могут быть использованы ими в жизни. Но в то же время, нельзя превращать предмет в ремесленнический, сводя его к обучению элементарным работам в домашнем быту и обучению шитью. Работа учителя должна быть ориентирована на развитие личности, формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей, трудового образа жизни.
Каждый учитель вольно или невольно создает свои традиции на уроке, поэтому его требования постепенно становятся нормой поведения для учащихся. Традиции поведения учащихся на уроке складываются постепенно из года в год, эта работа не одного года, в связи с этим учителю необходимо неуклонно и систематически добиваться выполнения своих требований. Происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желания работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, учения уважать свой труд и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину.
На занятиях учитель ставит перед собой конкретные учебные и воспитательные задачи, поэтому дети в процессе выполнения работы проявляют творчество, эстетический вкус, коллективно ищут лучшие варианты, советуются друг с другом, анализируют трудовой процесс. При этом они начинают понимать, что трудиться – значит обдумывать тот или иной способ действий, операций, их последовательность, проявлять смекалку и умение.
При выполнении практических заданий желательно детям не навязывать готового решения, а предложить найти другой способ выполнения поставленной задачи, сделать выбор самим. И если этот выбор удастся найти, то учителю нужно обязательно похвалить этого ученика, так как это будет хорошим стимулом дальнейшего творческого развития ребенка. В результате овладения знаниями и умениями у учащихся появляется желание выполнить своими руками более сложные изделия, чем предусмотрено программой. На это способны не все, а лишь те, которые имели личностные предпосылки, здесь внимательный учитель, конечно же, заметит и поддержит ученика, поощряя это его стремление, начнет работать с ним индивидуально. Жизнерадостные дети проявляют большую любознательность, инициативность, догадливость, много фантазируют. Такими их делает уверенность в том, что их любят, замечают.
Дети нетерпеливы. Глядя на образцы изделий, которые выполнил учитель или ученики и которые демонстрирует учитель, учащимся хочется поскорее сделать такие же вещи. Нужно объяснить, что с начала они должны достичь определенного уровня знаний, умений и навыков, а потом можно будет воплотить в жизнь свои творческие задумки, выполнить действительно красивые с эстетической точки зрения изделия.
Ни о какой воспитательной работе не может идти речь, если на уроках нет дисциплины. Не той дисциплины, которая построена на авторитаризме, окриках и наказаниях, а сознательной дисциплины, где соблюдаются общепринятые нормы поведения: исключены опоздания на уроки, выполнение обязанностей без напоминаний и нареканий, переговоры в полголоса и только по делу, доброжелательность, уважение, спокойная рабочая обстановка и другое.
Подлинную дисциплину позволяет построить лишь подлинный авторитет. Когда учитель воспринимается ребенком как человек достойный уважения, подражания, любви, у которого есть чему поучиться, с которым можно посоветоваться, к которому просто приятно приходить на уроки. В воспитательной работе по формированию взглядов и убеждений велика роль личности учителя, его взаимоотношений с детьми. Учитель может стать воспитателем только тогда, когда он хорошо понимает нужды детей, является образцом и примером во всем, авторитетным и уважаемым человеком. Он должен сочетать в своей работе уважение к учащимся с требовательностью к ним. Нельзя судить о ребенке по первому впечатлению, делать поспешные обобщения по какому-то одному поступку, а нужно постараться понять его таким, какой он есть, с учетом его возраста и специфики личности. Нужно помнить о психологических особенностях девочек-подростков. Девочки очень чувствительны к форме воздействия, болезненно реагируют на насмешки, нетактичные замечания. Злоупотреблять юмором с ними не стоит. Если ребенок со своими проблемами идет к учителю, значит, он вам доверяет, больше ему не с кем посоветоваться. На уроке ли, после уроков выслушайте его, помогите разобраться в сложной ситуации. Он будет благодарен вам и постарается дома сделать все, что не успел в классе. Любая проблема, которая волнует ребенка, очень важна для него и учителю, ни в коем случае не нужно от нее отмахиваться, даже если это ломает задуманную структуру урока.
В целях сохранения духовного и психического здоровья как своего, так и окружающих, нужно на протяжении всего периода обучения прививать детям бесконфликтного общения. Умение по-хорошему решить спорные вопросы помогает им в будущем создать счастливые семьи, добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми.
Одной из главных задач является воспитание практичного человека, умеющего заботиться о благосостоянии своей семьи, рационально вести домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи, уметь принимать важные решения. На уроках технологии учитель предоставляет возможность частично решать эти проблемы, учит использовать старые вещи взрослых, вышедшие из моды или ставшие неподходящими по размеру, советует не покупать дорогую ткань для изготовления учебных изделий, при раскрое напоминает об экономной раскладке выкройки на ткани, остатки таки не выбрасывать, а складывать их, затем применив их в творческих поделках, для ремонта изделий, регулярно напоминая об экономном использовании ниток. Во избежание травм и в целях экономии учащимся необходимо напомнить, чтобы до и после работы считали иглы и булавки, которые у них имеются. Если используют вещи БУ, то всю фурнитуру нужно обязательно спарывать, хранить ее в отдельных коробках или баночках.
Нужно заострить внимание учениц на важность правильного ухода за одеждой и своевременной починки, это удлиняет срок использования. Нужно знать, какую вещь, чем стирать, как сушить, утюжить. Аккуратная хозяйка после стирки все белье переутюжит, разложит по местам, чтобы при необходимости можно было быстро взять нужную вещь.
При проведении уроков по кулинарии учитель должен объяснить, как нужно экономно покупать продукты, готовить пищу, делать заготовки впрок, правильно хранить продукты, организовать рациональное питание в семье.
Правовое воспитание является одним из аспектов нравственного воспитания. Необходимо объяснить детям их права и обязанности, воспитывать законопослушных граждан. Это позволит им в дальнейшем избежать многих неприятностей (а может, и поступков) по незнанию. Решающую роль играют организация ученической деятельности и взаимоотношения между учителем и учениками.
Экологическое воспитание подразумевает не только бережное отношение к природе. Это еще и знания, связанные со здоровым образом жизни. На уроках технологии есть возможность для проведения этой работы. При изучении нового материала по кулинарии учитель рассказывает о продуктах питания, которые снижают воздействие вредных радиоактивных веществ на организм человека, о продуктах, укрепляющих иммунитет, снабжающих наш организм витаминами; о значении и свойствах лекарственных растений.
Таким образом, организация занятий, личность учителя, методы, которые он применяет, знания индивидуальных и возрастных особенностей детей и умение их учитывать в воспитательной работе являются основными условиями, определяющими успешность в проведении работы по трудовому воспитанию учащихся на уроках. Но в ущерб рациональному прагматизму образования возникла тенденция, при которой подготовка школьников к жизни, обучение их труду заменяются изучением других предметов, несмотря на то, что дети любят этот предмет, ждут увеличения часов для его изучения, а особенно старшеклассники. И кто же поможет остановить свертывание трудовой подготовки в школе, увеличит часы обучения с учетом того, что ее будущим выпускникам предстоит работать и жить в новых экономических условиях, продвинет это направление работы с учащимися, которое зарождалось еще на заре юности наших прапрадедов и прапрабабушек?! Хотелось бы нам, учителям трудовой подготовки получить обоснованный и обстоятельный ответ от наших руководителей, которые часто, молча, уходят от него, перекладывая вину друг на друга.