Главные вкладки
Родительское собрание, эффективность его проведения.
Классное родительское собрание является одной из наиболее часто используемых форм взаимодействия педагога с родителями учащихся. Нередко родительские собрания в школе сводятся к обсуждению успеваемости и поведения учащихся. Поэтому многие родители целенаправленно пропускают такие мероприятия, считая, что ничего нового для себя там не услышат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnost_provedeniya_roditelskogo_sobraniya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание, эффективность его проведения.
Классное родительское собрание является одной из наиболее часто используемых форм взаимодействия педагога с родителями учащихся. Нередко родительские собрания в школе сводятся к обсуждению успеваемости и поведения учащихся. Поэтому многие родители целенаправленно пропускают такие мероприятия, считая, что ничего нового для себя там не услышат. По мнению большинства педагогов, на родительском собрании классный руководитель может решать все задачи, которые школа ставит в работе с родителями. К ним относятся:
1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, для выработки единых требований и общих принципов при определении целей и задач воспитания, его содержания и реализации в семье и школе.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей. (Повышение общеобразовательного уровня родителей влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции, однако исследования педагогов и психологов свидетельствуют о низком уровне психолого-педагогической культуры родителей и возрастающем интересе к ней в обществе.)
3. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей.
4. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся:
- оказание психолого-педагогической помощи в воспитании талантливых, одаренных учащихся;
- оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных вопросов воспитания;
- индивидуальная работа с неблагополучными семьями.
5. Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами, школьными советами и т. п.
Основными условиями, способствующими повышению эффективности проводимых собраний, педагоги называют:
- тщательную их подготовку;
- включение родителей в активную деятельность в ходе ведения собрания;
- расширение тематики собраний;
- использование разнообразных форм проведения родительских собраний.
При подготовке к родительскому собранию необходимо соблюдение следующих условий:
1. Правильно выбрать тему собрания и определить цели его проведения. Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи. Повестку дня очередного собрания в большинстве случаев следует определять учителю совместно с членами родительского комитета, при этом необходимо учитывать мнение и других родителей. Иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на собрании может не получиться. При выборе темы учитель должен отчетливо осознавать, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть выбраны:
• повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
• содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
• выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
• пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к ребенку со стороны родителей;
• подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год.
2. Изучить научно-методическую литературу. Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические знания и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Их изучение помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Классный руководитель, как правило, первым знакомится с публикациями и лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко они становятся основой выставки литературы для участников родительского собрания.
3. Определить вид, форму и этапы проведения родительского собрания. В зависимости от поставленной цели следует выбрать вид собрания (тематическое, организационное, итоговое, диспут, практикум, по плану родительского всеобуча) и форму его проведения. В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, конкурс, праздник, продуктивная педагогическая игра и т. д. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Необходимо разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
4. Провести микроисследования. Проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. Это беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследования оказывают школьный психолог и социальный педагог.
5. Своевременно и правильно пригласить родителей и других участников собрания. Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи ученики делают в своих дневниках, несколько реже используют изготовленные школьниками открытки-приглашения.
6. Подготовить решения собрания, рекомендации, памятки родителям. Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. Очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель должен за 2–3 дня до собрания составить проект решения. Решение может быть представлено не только в "классической" форме – в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы.
7. Подготовить оборудование и оформить место проведения родительского собрания. Собрание следует проводить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Об этом необходимо специально позаботиться учителю и учащимся. В классной комнате можно представить выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т. п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме, на доске – цветными мелками написать тему и эпиграф родительского собрания, развесить таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, а также плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания следует расставить столы и стулья.
Принципы проведения родительского собрания.
1. Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.
3. Ничего, кроме досады, не вызывают у родителей родительские собрания, где им докладывают, какие у них плохие дети, но не говорят о том, как помочь им.
4. Результативным можно назвать только такое собрание, когда есть понимание сторон, когда оно вызывает вопросы, дискуссию.
5. У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.
Литература:
Материалы журнала "Справочник руководителя образовательного учреждения".
Сайт журнала: http://edu.resobr.ru/
https://infourok.ru