О педагоге...
Учителя, педагоги, наставники... Сколько еще синонимов можно подобрать, чтобы рассказать о людях, которые так много сделали для детей, для школы, для начальной и средней ступеней образования? Отечественные педагоги признаны одними из лучших в мировой практике. Их разработки, методы и теории воспитания и образования до настоящего момента остаются в числе используемых и уважаемых. Педагогические системы Выготского, Макаренко, Ушинского и других позволяют найти идеи для решения проблем, стоящих перед современностью. Ниже хочу представить высказывания , которым более 100 лет, но их актуальность сохранилась по сей день.
Учительский катехизис
(1913 год)
Никогда не спрашивай: что вам сегодня задано? Ты должен это знать сам лучше всех.
Никогда не спрашивай: «Поняли?» Если ты предлагаешь такой вопрос, то можно подумать, что тебя не поняли.
Помни, что ты должен не выказывать свое красноречие, а суметь развязать язык у своих учеников.
Желание рисоваться перед учениками своей учёностью должно быть тебе совершенно чуждо.
Выставляй не самого себя, а преподаваемый предмет.
Не спрашивай того, чего ученики ещё не могут знать. Ты должен твердо помнить, что могут и должны знать ученики из пройденного курса. Мало чести для тебя, если ученики ответят: «Мы этого ещё не учили».
Для домашнего приготовления назначай устные и письменные работы только подготовительного и повторительного характера и лёгкие статьи для заучивания, уроки же всегда разучивай с учениками в классе.
Если при подготовке к уроку нужно будет дать ученикам для заучивания изречения, стихи, тексты, то выучи их прежде сам.
Никогда не давай урока в раздражённом состоянии, всякое раздражение учителя, овладевая вниманием учеников, вредит делу обучения.
Ни в каком случае не употребляй бранных слов, не читай длинных нравоучений, не прибегай к иронии или насмешкам.
Избегай всяких замечаний относительно положения, сословия и жизни родителей учеников.
Не имей любимцев и доносчиков, не позволяй себе кого-либо не терпеть.
Не объявляй ученика неисправимым относительно нравственности или успеваемости.
Не рассчитывай на быстрый успех, не будь нетерпеливым, не падай духом. Ищи причину недостаточного успеха всегда главным образом в самом себе.
Каждый урок в главных своих чертах должен быть усвоен учениками в классе.
От неумения учителя задавать вопросы зависят плохие ответы учеников. Каждый вопрос должен быть прост, точен и ясен. Плохи вопросы, на которые ученику приходится говорить только ДА или НЕТ.
Преподавание должно быть занимательным, но никогда ни легкомысленным, ни шутливым.
Дети всего менее выносят скуку. Скука – неизбежная спутница вялого, однообразного, сухого преподавания.
Учите так, чтобы ученики жалели, что урок оканчивается, чтобы конец его был для них неприятным перерывом, чтоб они шли из класса с неохотою, а в него с радостью торопились.
Для того чтобы увлекать учеников, необходимо самому учителю быть увлеченным, самому работать с охотою и любовью, самому учителю относиться с живым интересом к своему делу.
Интересом ученика к занятиям обеспечивается успех ученья, но само ученье должно возбуждать в ученике интерес к знаниям. Возбуждённый учением интерес должен сделаться духовным капиталом для жизни.
Живость и энергия учителя представляют дисциплинирующую, нравственную и дидактическую силу учителя. Эти качества заменяют для него многие дисциплинарные искусственные меры, делая их ненужными.
Берегите мир в школе, - здесь он столько важен, как в семье и в обществе. Заботьтесь о том, чтобы школа жила товарищеским духом, чтобы каждый спешил на помощь другому. Для этого любите всех одинаково, не имейте доносчика.
Каков кто в школе, таков будет и в жизни.
Доверие детей к учителю – великая сила, но оно приобретается прямотою и искренностью.
А.Анастасиев. «Народная школа»