Трудовое воспитание школьников в семье
Школа многое делает, чтобы раскрыть перед своими питомцами великую роль труда в жизни общества, научить их ценить чужой труд, привить любовь к труду, желание и умение трудится на общую пользу.
Но в трудовом воспитании, как и в других вопросах воспитания не менее важна роль семьи. Если ребёнок добросовестно относится к труду, выполняет свои обязанности в семье, ответственно относится к порученному делу, значит, ребенок сохранит эти качества на всю жизнь.
Среди родителей вряд ли найдутся такие, которые хотели бы вырастить из своего ребенка лежебоку, не мечтали бы видеть его тружеником. Но только желать мало.
Трудовое воспитание в семье — процесс длительный и сложный. Здесь есть свое трудности, свои правила.
Первые самостоятельные не сложные трудовые задания дети должны выполнять еще в дошкольном возрасте. В раннем детстве должны они испытать радость от того, что участвуют в общем семейном труде.
Гале было всего 10 месяцев, когда мать начала ее приучать класть свои игрушки в определенное место. А когда ей исполнился год, она, подражая брату, сама полезла под кровать и принесла отцу туфли. Рано она начала самостоятельно одеваться. А когда мать, желая ускорить процесс одевания, старалась ей помочь, девочка недовольно хныкала: « Я сама, сама!». Родители давали Гале все новые и новые поручения: она помогала стелить постель, качала соседского ребенка, относила посуду в буфет, а в возрасте двух лет и восьми месяцев накрывала на стол, расставляла приборы.
Значительно шире возможности трудового воспитания школьников. Поступив в школу, ребенок становится членом большого детского коллектива, вместе со своими сверстниками участвует в общем труде. В школе с первого класса вводятся уроки технологии. Дети убирают свой класс, территорию школы, работают на пришкольном участке, участвуют в общественно — полезном труде. Соответственно усложняются их трудовые обязанности в семье.
Следует помнить о некоторых правилах трудового воспитания детей.
Труд должен быть посильным для ребенка. Дети в процессе труда быстро утомляются. Чтобы труд приносил пользу развитию детского организма и не оказывал отрицательного влияния на их рост и развитие, он должен строиться с учетом детских возможностей.
Ребенок должен наглядно видеть результаты своего труда. Успех вызывает радость, подъем, желание и в дальнейшем трудиться. Надо помнить, что любовь к труду не возникает сама собой. Труд не забава. Он требует напряжения, физических и умственных сил, сопровождается утомлением. Радость труда человек познает тогда, когда он овладеет делом, увидит результаты труда. Надо научить детей преодолевать неизбежные в труде трудности, научить черпать радость в труде.
Необходимо приучать детей доводить дело до конца. Нередко бывает так, что встретив какое — либо препятствие дети бросают начатое. Вот тут — то и следует проявить настойчивость, потребовать , чтобы порученное дело было обязательно выполнено.
Тане, ученице третьего класса, мать поручила прополоть грядку моркови. Сорняков было много, и работа ей быстро наскучила. Она стала небрежно полоть, пропуская много сорняков, а затем и вовсе захотела уйти с огорода. Но мать твердо и настойчиво предложила ей продолжить работу. Требование матери возымело свое действие, работа была успешно закончена. Мать, осмотрев грядки, похвалила дочку: «Видишь, как хорошо у тебя получилось! Теперь морковь будет хорошо расти. Ты у меня настоящая помощница». Таня была горда, что заслужила похвалу матери.
На этом примере, взятом из жизни семьи необходимо строго следовать элементарным правилам трудового воспитания школьников.
Там же, где родители не добиваются этого, у детей создается привычка за многое браться, но ничего не кончать. Так вырабатывается леность. Неправы те родители, которые считают лень врожденным качеством. Лень — это результат неправильного воспитания. И будет ли ребенок трудолюбивым или ленивым всецело зависит от нас самих.
Каковы же виды домашнего труда, в которых могут участвовать школьники?
Первое - это умение соблюдать порядок: вешать свою одежду на вешалку, ставить посуду в шкаф, каждую вещь класть на свое место, чтобы не бегать в бесцельных поисках, когда она понадобится. Во-вторых, - уборка в доме: вытереть стол, убрать остатки пищи, подмести пол, вытереть пыль, смести паутину, проветрить помещение. К необходимым правилам относятся и правила личной гигиены: мытье рук, лица, уход за волосами, ногтями. Уже в возрасте ребята могут помогать родителям в приготовлении пищи. Вскипятить воду, молоко, заварить чай, очистить овощи, а также приготовить для себя и членов семьи несложный завтрак, сварить кашу, яйца, сделать яичницу или сварить картофель, приготовить кофе и т. д. Конечно, это только часть дел, которыми могут заниматься ученики. Виды домашнего труда зависят от условий жизни семьи, от ее традиций.
Приучать к труду детей надо постепенно, начиная с самых простых дел: сварить яйца, пришить пуговицу, вешалку. Следует помнить, что привычное для взрослого дело не ток то легко и просто для ребенка, особенно школьника.
Ребенок пытается вымыть пол и так отжимает тряпку, что все вокруг залито водой, да и сам изрядно вымок. «Да разве так отжимают?» - кричит рассерженная мать - «Лучше я сама все буду делать...». Эта мать не права. Не следует сердиться на неумелость детей. Не окрика, а помощи ждет ваш ребенок. Покажите ему еще раз, как следует выполнять порученное дело, пусть он при вас и практикуется, и вы увидите, как радостно засияют его глаза, когда он убедится, что овладел каким — то трудовым навыком, достиг успеха.
-А я сегодня кашу научилась варить! - с гордостью сообщает вечером десятилетняя Юля отцу.
-Молодец, скоро ты у нас настоящей хозяйкой будешь.
Некоторые родители каждую неудачу своих детей в труде стремятся приписать их лени.
Света неумело застлала кровать. Мать не захотела выяснить, почему это произошло. «Не хочешь ты мне помогать, лентяйка ты» - заключила она.
На глазах у девочки слезы от обиды, что ее назвали лентяйкой, она ведь так старалась сделать хорошо.
Маленькие дети в силу своей природы нуждаются в частых повторениях. Родителям надо быть выдержанными и терпеливыми, приучая детей к труду, помнить, что лишь постоянные повторения приводят к выработке навыка. Устранение же детей от участия в труде, реплики вроде: «Лучше уж я сама сделаю» - не способствуют правильному воспитанию.
Следует так же помнить, что если дело ребенку долго не удается и он не видит положительного результата своего труда, у него появляется отвращение к данному делу, апатия. А это весьма опасно.
В трудовом воспитании детей особенно велико значение личного примера родителей. Правильно поступают в тех семьях, в которых родители часто беседуют с детьми о своем труде, рассказывают об успехах своей бригады, о лучших людях, с осуждением говорят о лодырях. Так воспитывается уважение к труду, к людям труда, понимание его роли в жизни. Но, конечно, одних бесед мало. Главное дети должны сами видеть, что их родители любят труд, испытывают радость от него. Правильно поступают те родители, которые стремятся передать свои трудовые умения детям.
Совместный труд — лучшее средство преодолевать детскую неумелость.
Отец пошел окучивать картошку на огороде. Он взял с собой сына Витю.
Смотри, Витя, как я делаю — сказал отец.
Витя внимательно наблюдает за движениями отца.
А теперь сам попробуй!
Витя берет мотыгу, делает первые движения.
Правильно, сынок, вот так и действуй! Я буду окучивать три ряда, а ты — один.
Вите нравится работать рядом с отцом.
Споро едет дело, отец время от времени подходит к сыну, дает ему советы, ободряет.
Для первого раза ты поработал неплохо. Теперь ты уже умеешь окучивать. Будешь всегда мне помогать.
Но бывает и так.
Николай Петрович — хороший столяр, прилежный труженик, а вот сын его Вася вырос и не умеет по — настоящему рубанка в руках держать.
И в кого ты такой уродился? - часто со вздохом говорит отец.
Вася и в самом деле от рождения такой неумелый? Конечно, нет.
Мальчиком Вася очень любил смотреть, как работает его отец. Он часто просил у отца инструменты, чтобы самому поработать. Но стоило ему взять топор в руки, как тут, же слышался голос отца:
Что же ты делаешь? Ногу отрубишь! Руку своротишь! Искалечишься...
Возьмет Вася в руки рубанок, опять отец кричит:
Положи инструмент на место, рубанок выщербишь...
Постоянные окрики, попреки быстро погасили желание ребенка научиться столярному делу. Он сам стал думать, что у него ничего не получится. Кончилось это тем, что Вася полностью охладел к отцовскому искусству, сейчас его к верстаку и силой не притащишь.
Совместный труд родителей и детей — хорошая школа воспитания коллективных навыков. Влияние на ребенка оказывает не только пример родителей, но и сам процесс совместного труда. Пусть у них разный объем работы, но и сила и сноровка различны, а дело они делают одно.
Вообще следует отметить, что приучение к коллективному труду — важнейшая задача трудового воспитания. Совместный коллективный труд прекрасное средство для воспитания организаторских способностей. Нам нужно, чтобы каждый советский человек мог быть не только исполнителем, но и организатором труда, умел планировать свой труд.
Выдающийся советский педагог Макаренко советовал родителям ставить перед детьми такие трудовые задачи, чтобы они могли проявить свое творчество. Ребенку не следует говорить: «На тебе веник, подмети комнату». Куда полезней по- иному дать задание: «Тебе поручается убрать комнату». Пусть он сам подумает: с чего следует начинать, как лучше выполнить поручение.
В детском возрасте труд и игра тесно переплетаются. Неправы те родители, которые противопоставляют труд игре. Такое противопоставление может привести к тому, что у детей сложится мнение, что играть — интересно, увлекательно, а трудиться - скучно, тягостно. Следует добиваться того, чтобы трудиться было для ребенка не менее привлекательно, чем играть. Как же этого достичь?
Большой интерес вызывает у детей труд, если он носит характер соревнования.
Отец говорит своим сыновьям.
Сейчас устроим соревнование — кто быстрее и лучше вычистит ботинки, да так, чтобы в них можно было смотреться, как в зеркало. Засекаю время! Начали!
С азартом берутся ребята за щетку. Чистка обуви приобретает в их глазах новый смысл.
Отец вызвал дочь на соревнование: кто быстрее, больше и лучше очистит картофель.
Мать устраивает соревнование между дочерями — школьницами: кто аккуратней и быстрее уложит свои вещи в ящик, кто лучше вымоет свои сапожки, кто чище и лучше вымоет или подметет пол.
Подумайте, какими средствами и методами можно и нужно разнообразить труд детей, сделать его увлекательным и интересным.
Важное место в трудовом воспитании детей занимают умелый учет и оценка труда.
Дети очень любят, чтобы взрослые замечали их усилия, поощряли их. Нет ничего обидней для ребенка, когда его старания остаются незамеченными. Труд — неоцененным, или, еще хуже, вместо похвал он получает выговор.
Девочка видела, что после обеда мать всегда моет посуду. Однажды, когда матери не было дома, она, пообедав, решила поступить таким же образом. Нагрела воды, взяла мочалку для мытья посуды. Делала все как мама. Вот только не догадалась засучить рукава и, разумеется, замочила их, да и на пол накапала. Только она хотела подтереть лужу, вошла мать.
Я вот так и знала! Стоило мне только немного задержаться, как все дома кувырком пошло!
Но ведь я хотела помочь тебе вымыть посуду!
Помощница тоже! Посмотри на свое платье, что ты с ним сделала... Не берись не за свое дело.
Так был погашен добрый порыв дочери, ее желание помочь матери. В следующий раз ей вряд ли захочется сделать что — либо по собственной инициативе.
Определенную роль в воспитании интереса к труду играют правильно примененные поощрения. Поощряя детей за хороший труд, мы укрепляем у них желание еще лучше трудиться, добиться еще больших успехов. Школьники особенно чутки к поощрениям, им очень хочется заслужить одобрение родителей.
Наиболее простой и доступной формой поощрения является похвала родителей.
Хорошими видами поощрения за добросовестный труд могут быть совместные прогулки с родителями, игры, развлечения. Но, ни в коем случае не следует устанавливать плату за труд. Встречаются отдельные родители, которые устанавливают даже специальную «таксу» за детский труд: сходил в магазин за хлебом или молоком — дам денег на кино, выполнил какое — то поручение — получай за него денежное вознаграждение.
Таким родителям кажется, что они поощряют труд детей, но это ложное мнение. Так воспитывается не трудолюбие, а жадность, корыстолюбие. Это, конечно, не значит, что иногда ребенка нельзя и поощрить за хороший труд каким- либо подарком. Но сделать это необходимо обдуманно и с большим тактом. Неплохо подарить ребенку набор инструментов «Конструктор» или другую полезную и интересную игру. Очень правильно поступают те родители, которые поощряют детей правом участвовать в новом для них виде труда.
Ты хорошо ведешь себя, помогаешь нам, - говорит мать, - и мы решили взять тебя с собой поработать на даче.
Такое поощрение особенно ценно.
Следует ли наказывать ребенка за плохое отношение к своим трудовым обязанностям? Главное — не показывать, а проявляя последовательность и настойчивость, добиться, чтобы порученное дело было выполнено. Но иногда в качестве наказания ребенка можно лишить права заниматься любимым делом.
Отец - шофер лишил своего сына права ездить, иногда, с ним. Мальчик очень огорчён этим наказанием и стремиться трудом вновь заслужить право ездить с отцом.
Наказанием для ребенка может являться сознание, что из — за его плохого поступка получили неприятность его родители.
Мать, уходя на работу, поручила сыну купить хлеба. Но он забыл это сделать. Вечером, когда он вернулся из школы, мать сидела за столом и ела суп без хлеба. Мать правильно рассудила, что если она купит хлеб, то сын не увидит ничего дурного в том, что он не выполнил задания. Теперь же ему стало совестно, что из — за него страдает мать. Это послужило ему хорошим уроком.
Ни в коем случае нельзя наказывать детей трудом.
Одна мать за плохое поведение наказывала сына... мытьем посуды. Превращая труд в наказание, конечно, нельзя привить к нему любовь, научить трудиться.
В большинстве семей несколько детей. За каждым из них необходимо закрепить определенный круг обязанностей. Постоянное поручение приучает ребенка ответственно относиться к делу.
Мать четырех детей, воспитывая их после смерти мужа одна, вспоминает, что в первое время между детьми нередки были споры, кому что делать.
Почему я должен делать, а не Коля?
Сегодня не моя очередь, а его и т. д.
Тогда мать решила установить определенный порядок: она завела график дежурства детей. В обязанность дежурного входило следить за чистотой, накрывать на стол. Дежурство оценивалось. Если кто плохо дежурил, приходилось передежуривать, но это случалось редко. Кроме дежурства мать каждому ребенку давала индивидуальное поручение. Старшая дочь, ученица 9 класса, моет полы, помогает стирать белье, гладит, штопает, помогает готовить обед, ходит в магазин. Сын - семиклассник, носит воду, колет и пилит дрова с братом, производит мелкий ремонт мебели, обуви. Самый младший — первоклассник, тоже имеет постоянные поручения: поливает цветы, следит за порядком в шкафу, подшивает газеты.
А следует ли обучать мальчиков так называемому «бабьему делу». Да, следует обучать мальчиков домашней работе.
В нашем обществе, где женщина трудится наравне с мужчиной, домашний труд не может целиком ложиться только на ее плечи. Уже с детства необходимо у мальчиков воспитывать уважительное отношение к женщине, желание помочь ей, разделить к ней необходимый домашний труд. Следует сказать, что рассчитывать на то, что с годами все само самой образуется, не следует. Если мальчик с детства не приучен к домашнему труду, он и во взрослом возрасте вряд ли с охотой будет им заниматься. Можно привести много примеров, когда родители успешно приучили мальчиков заниматься домашним трудом, и те достигали хороших результатов.
Мать троих детей с детства приучала их к домашнему труду. Начинали они с уборки своего уголка, вытирали пыль, ставил обувь на место. Затем она научила их стирать свои вещи. Не все шло гладко. Иногда можно было слышать от детей такие реплики:
что мы — девочки? Над нами будут смеяться.
Мать отвечала своим сыновьям.
Папа помогает мне, но над ним никто не смеется.
Мать приучила сыновей готовить, даже пироги печь. Они сами убирают квартиру, иногда готовят обед к приходу родителей.
Правильно поступают те родители, которые объясняют сыновьям, что умение вымыть пол, приготовить кушанье, заштопать носки и т. д. Пригодится им во время службы в армии, ведь солдаты всю эту работу делают сами, да и в дальнейшей взрослой жизни.
В семьях, где есть девочки и мальчики, также следует не делать различия в поручении к домашней работе.
Различие может быть только одно — наиболее тяжелая работа поручается мальчикам. Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду может сыграть личный пример отца. Отцу следует воспитывать в детях заботливое и внимательное отношение к матери, которую надо всячески разгрузить от домашних забот. Домашний труд, труд в семье — это только часть труда школьников. Родителями следует постоянно интересоваться, какими видами труда занимаются в школе их дети.
Большинство родителей хорошо понимают значение общественно — полезного труда, помогают детям в нем участвовать. Но встречаются примеры иного рода.
Ученики пошли в школу, чтобы участвовать в посадке деревьев вокруг школы. Одна только Надя не пришла, мама ее не пустила. Она сказала: «Нечего спину гнуть, пусть другие это делают. Без тебя обойдутся!». Стыдно было Наде на следующий день входить в класс, где на нее с укором смотрели все товарищи. Мать не только оторвала дочь от общего труда, но и посеяла в ее душе семена мещанской морали: «Без меня обойдутся». Такое отношение к общему труду может вырастить только эгоиста, человека, заботящегося только о своем благе.
Отдельные родители противопоставляют труд учебе. Они говорят: «Пусть только учатся хорошо, кончит школу, тогда поработает».
Конечно, учение — это тоже труд и труд нелегкий, но домашний труд не должен мешать учебе, но следует помнить, что учение — это умственный труд. Чередование же умственного и физического труда создает хорошие условия для развития ребенка. Чтобы наилучшим образом сочетать оба вида труда, следует выработать для детей определенный режим дня.
В режиме следует специально предусмотреть время для выполнения трудовых поручений. Если такое время выделено, школьник не может уклониться от участия в труде под предлогом, что у него нет времени. В режиме так же должно быть выделено время на отдых. После труда детям надо хорошо отдохнуть, чтобы восстановить потраченную энергию. Лучшим видом отдыха после физических усилий для школьников является сон.
В заключение несколько советов родителям о гигиене труда.
Не следует давать школьникам поручение, требующее чрезмерного напряжения их физических сил.
Не поручайте детям опасную и очень грязную работу (мытье стекол, туалетов).
Сшейте для работы специальную одежду — фартук, халат.
Трудовое воспитание детей — дело семьи и школы. Только объединив усилия, можно будет воспитать из наших детей настоящих тружеников.