Методические рекомендации по работе с конфликтной ситуацией "ребёнок / родитель"

Братухина Ольга Джеммовна

Памятка "Анализ конфликтной ситуации":

1. теоретический болк;

2. технологическая карта занятия для разхмышлений и работы;

3. методические рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsii.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«Анализ конфликтной ситуации»


Составители: социальные педагоги

Тракторозаводского района  Волгограда

Братухина О.Д. (МОУ Гимназия № 13),

 Чувичилова Н.Л. (МОЦ СШ № 3).

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, которое обычно сопровождается негативными эмоциями.

Стороны конфликта — субъекты, участники конфликтного взаимодействия.

Характеристики конфликта

По социальному статусу сторон:

вертикальный — между субъектами, находящимися в подчинении один другому; горизонтальный — между субъектами, имеющими одинаковый социальный статус.

 По количеству участников:

внутриличностный — столкновение противоположных по направленности мотивов, интересов внутри одной личности; межличностный — конфликт между двумя личностями; внутригрупповой — конфликт между личностью и группой личностей; межгрупповой — конфликт между группами личностей.

По результату:

конструктивный — выигрывают обе стороны; деструктивный — выигрывает кто-то один.

Стратегии —моделиповедения в конфликтной ситуации:

противоборство — настойчивое стремление добиться своего;

сотрудничество — поиск взаимовыгодных решений;

компромисс — путь взаимных уступок (уступка — готовность пожертвовать собственными интересами ради интересов другого);

избегание— уход от конфликтного взаимодействия.

Стадии конфликта

Возникновение — ущемление потребности одной из сторон.

Становление — при активном противодействии второй стороны конфликт из потенциального становится актуальным.

Зрелость — стадия активного противоборства сторон.

Преобразование — конструктивный (выработка соглашения) либо деструктивный исход (принуждение).

Самооценка — оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, может быть нормальной/завышенной/заниженной.

Конфликтогенное поведение — поступки, приводящие к конфликтной ситуации.

Технологическая карта занятия для размышлений и работы

Анализ конфликтной ситуации (1 серия мультфильма «Возвращение блудного попугая»)

Конфликт – это столкновениепротивоположных ___________________________ и  сопровождается негативными эмоциями.

Конфликтогенное поведение — поступки, приводящие к _________________________ситуации.

Социальный  статус сторон

Вертикальный

(позиция – НАД - )

Горизонтальный

(позиция  - РЯДОМ - )

По количеству участников

Внутриличностный

Межличностный

Внутригрупповой

Межгрупповой

Стадии конфликта

Возникновение

Становление

Зрелость

Преобразование

Вопросы к обсуждению:

  1. кто в м/ф занимает позицию «РОДИТЕЛЬ», а кто -  «РЕБЁНОК»;
  2. какое слово Кеша не осознаёт (по отношению к поступку  Вовки) и  не понимает:
  3. причины ТАКОГО поведения «РОДИТЕЛЬ» // «РЕБЁНОК»;
  4. к чему привёл конфликт (волнение, полиция // манипуляция,  уход из дома, суицид, бродяжничество)

Причины

Неумение общаться

Столкновение из-за жизненных ресурсов

Несовпадение жизненных позиций

Разница в интеллектуальном уровне

Расовое и национальное различия

Стратегии

Противоборство

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

По результату

Конструктивный

Деструктивный

Самооценка оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, может быть нормальной/завышенной/заниженной.

Методические рекомендации для родителей

  1. Как и почему возникают конфликты между родителями и детьми?

Основная причина  конфликтов  в семье  столкновении интересов родителя и ребенка. Удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев.

- настоять на своем или

- уступить, сохраняя мир.

Так появляется два неконструктивных способа разрешения конфликтов.

  1. Этапы выхода из конфликта
  1. Прояснение конфликтной         ситуации

- Сначала необходимо выслушать ребенка.

-Уточнить, в чем проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.

- Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.

-Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании.

-Понять, какая же именно потребность ребенка ущемлена.

- Попытаться доступно объяснить ваш запрет.

  1. Сбор предложений

- Желательно начать с вопроса: « Как же нам быть», «Как поступить?»

-Надо обязательно подождать, дать ребенку первому предложить решение.

-Затем предложить свои варианты.

-Не отвергать никаких, даже абсурдных, предложений.

-Если предложений много, их можно записать на бумаге.

  1. Оценка и выбор наиболее приемлемого предложения

- Провести совместное обсуждение предложений.

- При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы.

- Определить и осознать истинные желания друг друга.

  - Сделать акцент на том, что хорошо вместе решать «трудные» вопросы.

  1. Контроль над выполнением решения

- Если ребенок потерпит неудачу, лучше, если он об этом скажет сам.

- Разобраться, проанализировать вместе с ним, в чем была причина неудачи.

- Приободрить и вселить уверенность, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.