Методические рекомендации по работе с конфликтной ситуацией "ребёнок / родитель"
Памятка "Анализ конфликтной ситуации":
1. теоретический болк;
2. технологическая карта занятия для разхмышлений и работы;
3. методические рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekomendatsii.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
«Анализ конфликтной ситуации»
Составители: социальные педагоги
Тракторозаводского района Волгограда
Братухина О.Д. (МОУ Гимназия № 13),
Чувичилова Н.Л. (МОЦ СШ № 3).
Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, которое обычно сопровождается негативными эмоциями.
Стороны конфликта — субъекты, участники конфликтного взаимодействия.
Характеристики конфликта
• По социальному статусу сторон:
вертикальный — между субъектами, находящимися в подчинении один другому; горизонтальный — между субъектами, имеющими одинаковый социальный статус.
• По количеству участников:
внутриличностный — столкновение противоположных по направленности мотивов, интересов внутри одной личности; межличностный — конфликт между двумя личностями; внутригрупповой — конфликт между личностью и группой личностей; межгрупповой — конфликт между группами личностей.
• По результату:
конструктивный — выигрывают обе стороны; деструктивный — выигрывает кто-то один.
Стратегии —моделиповедения в конфликтной ситуации:
противоборство — настойчивое стремление добиться своего;
сотрудничество — поиск взаимовыгодных решений;
компромисс — путь взаимных уступок (уступка — готовность пожертвовать собственными интересами ради интересов другого);
избегание— уход от конфликтного взаимодействия.
Стадии конфликта
Возникновение — ущемление потребности одной из сторон.
Становление — при активном противодействии второй стороны конфликт из потенциального становится актуальным.
Зрелость — стадия активного противоборства сторон.
Преобразование — конструктивный (выработка соглашения) либо деструктивный исход (принуждение).
Самооценка — оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, может быть нормальной/завышенной/заниженной.
Конфликтогенное поведение — поступки, приводящие к конфликтной ситуации.
Технологическая карта занятия для размышлений и работы
Анализ конфликтной ситуации (1 серия мультфильма «Возвращение блудного попугая»)
Конфликт – это столкновениепротивоположных ___________________________ и сопровождается негативными эмоциями.
Конфликтогенное поведение — поступки, приводящие к _________________________ситуации.
Социальный статус сторон | |||||||||
Вертикальный (позиция – НАД - ) | Горизонтальный (позиция - РЯДОМ - ) | ||||||||
По количеству участников | |||||||||
Внутриличностный | Межличностный | Внутригрупповой | Межгрупповой | ||||||
Стадии конфликта | |||||||||
Возникновение | Становление | Зрелость | Преобразование | ||||||
Вопросы к обсуждению:
| |||||||||
Причины | |||||||||
Неумение общаться | Столкновение из-за жизненных ресурсов | Несовпадение жизненных позиций | Разница в интеллектуальном уровне | Расовое и национальное различия | |||||
Стратегии | |||||||||
Противоборство | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | ||||||
По результату | |||||||||
Конструктивный | Деструктивный | ||||||||
Самооценка — оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, может быть нормальной/завышенной/заниженной. |
Методические рекомендации для родителей
- Как и почему возникают конфликты между родителями и детьми?
Основная причина конфликтов в семье столкновении интересов родителя и ребенка. Удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев.
- настоять на своем или
- уступить, сохраняя мир.
Так появляется два неконструктивных способа разрешения конфликтов.
- Этапы выхода из конфликта
- Прояснение конфликтной ситуации
- Сначала необходимо выслушать ребенка.
-Уточнить, в чем проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.
- Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.
-Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании.
-Понять, какая же именно потребность ребенка ущемлена.
- Попытаться доступно объяснить ваш запрет.
- Сбор предложений
- Желательно начать с вопроса: « Как же нам быть», «Как поступить?»
-Надо обязательно подождать, дать ребенку первому предложить решение.
-Затем предложить свои варианты.
-Не отвергать никаких, даже абсурдных, предложений.
-Если предложений много, их можно записать на бумаге.
- Оценка и выбор наиболее приемлемого предложения
- Провести совместное обсуждение предложений.
- При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы.
- Определить и осознать истинные желания друг друга.
- Сделать акцент на том, что хорошо вместе решать «трудные» вопросы.
- Контроль над выполнением решения
- Если ребенок потерпит неудачу, лучше, если он об этом скажет сам.
- Разобраться, проанализировать вместе с ним, в чем была причина неудачи.
- Приободрить и вселить уверенность, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.