Влияние творческой среды гимназии на личностный рост ребенка.
Классные руководители 10-ых классов
МОУ Гимназии №13 Волгограда
Атарщикова Е.С. и Братухина О.Д.
Личность – это социальная характеристика человека.
Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нём.
Гегель.
Философы, педагоги, литераторы, психологи на протяжении веков трудились над определениями «человек», «личность», «личностный рост». Каждый из них выделял для себя наиболее значимые с его точки зрения черты и характеристики личности. Но в одном все были едины:
· человек не рождается личностью, существование его как биологического вида не дает гарантий личностного роста;
· человек становится личностью в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом.
Ещё древние философы высказывали мысль о том, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. В течение всей жизни он связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектом социальных воздействий. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человеку необходимо вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, участвовать в совместной деятельности.
В современных условиях образование рассматривается как социокультурный процесс, в котором происходят формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции личности, развиваются способы деятельности, способствующие становлению системы жизненных ориентаций школьников, определяются профессиональные и социальные перспективы личностного развития.
Поворот российского образования к личностному и профессиональному развитию в условиях школьного обучения поставил принципиальный вопрос о разностороннем развитии личности школьника. В условиях модернизации системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач образовательного учреждения стоит создание оптимальных условий профессионального самоопределения личности, способной плодотворно жить в современном обществе и преобразовывать его, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной, т.е. создание творческой педагогической среды.
Современные педагогические словари дают следующие определения понятия «педагогической» или «образовательной среды»
• педагогическая среда - целенаправленное создание благоприятных воспитывающих и развивающих условий во всех сферах жизнедеятельности индивида: в семье, школе, центрах досуга детей и юношества, микрорайоне [1];
• среда педагогическая - специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу [2]
Выдающийся польский педагог Януш Корчак в контексте построения своей педагогической системы считал необходимым доскональное изучение условий и характера среды, в которой воспитывается ребенок, «воспитательной среды». На основе многолетнего опыта собственной практической воспитательной работы еще в начале XX века им была предложена типология «воспитывающей» среды. Один из четырех типов, названный Я.Корчаком, «Идейной средой» полностью удовлетворяет современным представлениям о «творческой образовательной среде»: «Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления - есть добрая воля. Нет догм - есть проблемы. Нет благоразумия - есть жар души, энтузиазм. Сдерживающим началом здесь - отвращение к грязи, моральный эстетизм. Бывает здесь временами ненавидят, но никогда не презирают. Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях - сталкиваясь, снижая полет и вздымая - наполняет собой просторы…».
. В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.
Именно идейная среда является, по существу, творческой средой.
Существенной проблемой «Идейной среды» является то, что она самая хрупкая и неустойчивая, о чем свидетельствуют, в частности, нередкие распады различных творческих коллективов, успешно начинавших свою деятельность. В этой связи, на первое место выдвигается вопрос о создании в образовательном учреждении таких условий для ее поддержки и развития, которые позволяли бы рассчитывать на длительный и устойчивый результат. Познание человеком себя, своих возможностей и способностей, самоопределение, самореализация - всегда творческий процесс поскольку в конечном итоге человек творит себя сам. В связи с этим образовательные учреждения должны проектировать и создавать творческую среду как определенную систему, как совокупность людей, создающих духовно-нравственную и творческую атмосферу в процессе образовательной деятельности, определяющую характер взаимодействия педагога и учащегося, а так же определенную систему социальных, культурных, материальных условий, способствующих осознанному саморазвитию ребенка, его стремлению стать лучше, умнее, активнее, значимее (может быть популярнее) и перспективнее т.е. личностному росту ребенка.
Личностный рост – это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой, а творческая среда должна побуждать и поддерживать его в этом стремлении. Как это правильно сделать? И как это делаем мы, в нашей гимназии? Исходя из классификации компонентов творческой среды, предложенной Н.А.Соколовой, работа в нашей гимназии строится следующим образом:
1. Образовательный процесс характеризуется вариативностью, ситуацией выбора и успеха для учащихся, что выражается в возможности выбора приоритетного для каждого ребенка направления в изучении отдельных предметов. Дети могут углубленно изучать предметы социальной направленности либо один из вторых иностранных языков (немецкий или французский), в то время как общим для всех учащихся является углубленное изучение английского языка, введенное с 1959 года. Вместе с тем, в гимназии существует множество факультативов и элективных курсов различной направленности, которые позволяют детям определиться в своих предпочтениях и максимально проявить свои способности и раскрыть свое собственное «Я».
2. Характер взаимодействия педагога и учащихся определяется наличием постоянного диалога, взаимовыгодным и взаимообогащающим сотрудничеством, открытостью и взаимоуважением, что позволяет рассчитывать на достижение высоких (как для учебного заведения, так и для лично самого учащегося) результатов, избежать конфликтных ситуаций, в основе которых лежит недопонимание, чувство недооцененности и «ущербности».
3. Духовно-нравственная атмосфера образовательного учреждения базируется на создании условий для формирования у учащихся гражданско-патриотических качеств, развития самостоятельной, организованной личности.
Важнейший момент данной среды то, что она рассматривается как предмет проектной деятельности человека и его коллективно – творческие дела, направленные на создание определенной образовательной среды.
В гимназии не первое десятилетие существует Гражданский клуб, заседания которого проводятся ежемесячно. Основу этого ученического объединения составляет группа учащихся среднего и старшего звена, которая планирует и организовывает все мероприятия духовно-нравственной и гражданско-правовой направленности, в которых принимают участие все желающие, будь то дети или педагоги. Огромную роль в становлении и личностном росте ребенка играет, вот уже много лет существующий в гимназии Гражданский университет, объединение, в котором на равных правах существуют и учителя и учащиеся. Мероприятия, проводимые Гражданским университетом, охватывают целый спектр проблем современного мира, связанных с гражданственностью, патриотизмом, нравственностью, духовностью, гражданско-правовыми и социальными отношениями. Каждый из участников имеет право высказать и обосновать свою точку зрения, изложить свое видение проблемы, предложить свои пути и методы ее решения. Участники обсуждения учатся анализировать ситуацию, делать выводы и подводить итоги. В результате совместной, конкретной, социально-предметной деятельности ребята учатся думать, работать самостоятельно и в команде, уважительно относиться к мнению другого человека, принимать его, даже если оно отлично от своего собственного.
Говоря о творческой среде гимназии, о ее влиянии на личностный рост ребенка, нельзя не отметить работу волонтерского отряда гимназии «Данко», который вот уже 9 лет делает акцент на социализацию гимназистов.
Педагогами МОУ гимназии №13 г. Волгограда создаётся творческая среда жизни учащихся: общегимназическая проектная деятельность (проекты «Чужих детей не бывает», «Здоровье нации начинается с тебя», «Солдатские внуки хотят знать…»); традиционные «Фестиваль солдатской песни», «Театральный марафон», в основе которых всегда лежит какая-либо духовно-нравственная проблема и Благотворительная ярмарка «В ожидании чуда» (сотрудничество с отделом опеки и попечительства администрации Тракторозаводского района г. Волгограда); ежегодные мероприятия по сотрудничеству с фондами «Дети в беде» и «Детские домики», направленные на помощь детям с ограниченными возможностями: благотворительный аукцион «Вера. Надежда. Любовь», акции «Чудо – Ёлка», «Весёлый апельсин», «ЧудоДерево», «Памперс- малышу», «Фотоальбом в детский дом» и другие, основанные на непосредственном личном участии каждого гимназиста.
Безусловно, большое внимание уделяется участию детей в предметных олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях различных уровне. Однако педагогический коллектив считает необходимым обращать большое внимание на социальное здоровье всех участников образовательного процесса. В 2012-2013 учебном году было проведено исследование «Твоё социальное здоровье». По результатам, которого выявлялись проблемные зоны в социальном окружении подростков 5-11 классов, их причины и пути выхода из них.
Всё вышесказанное в сочетании с хорошей технической оснащенностью гимназии (последнего из компонентов творческой среды), создаёт благоприятные условия и действенные средства для личностного роста ребенка, главный психологический смысл которого - обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов.
Литература:
1.Соколова Н.А. Творческая среда как условие педагогической поддержки личности в образовательном процессе: журнал Вестник ЮУрГУ- №9 (64) 2006.
2. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Ясвин.-М.: Сентябрь 2000.